28 Апреля 24, 03:02
Новости, Интервью
19 Февраля 2024, 10:05

Путешественник из Твери Александр Еликов покорил Якутию на старом "Москвиче"

Известный путешественник из Твери Александр Еликов с друзьями на днях вернулись из экстремального автопробега на Дальний Восток на стареньком "Москвиче". И не просто на Дальний Восток, а в Якутию, на самый север, в село Юрюнг-Хая. Путешествие в самое холодное время года по самым северным трассам через всю страну с запада на восток - это, конечно, вызов себе, своим возможностям, силам, терпению и упорству. Но были и другие цели у этой экспедиции. 

"Москвич"

Ярко-зелёный и уже знаменитый благодаря экстремальным автопробегам по зимникам Русского Севера "Москвич" Александр купил в Челябинске чуть более года назад – в январе 2023. И отправился на машине в Тверь, чтобы из родного города стартовать в Новый Уренгой. Почему именно эта модель московского автопрома и именно Новый Уренгой? 

На самом деле, с подобными автомобилями у тверского путешественника связаны одни из самых ярких и ностальгических воспоминаний. 27 лет назад, когда Александру только исполнилось 18 лет, он забрал у отца точно такой же "Москвич" и один отправился из Ямало-Ненецкого округа в Тверь, за 4 000 километров. Семья тогда долгое время жила в Новом Уренгое, однажды уехав, как поётся у Визбора, "за туманом и за запахом тайги". Саша там даже заканчивал школу, потом работал водителем в Арктике. А родом он тверской, начинал учиться на Соминке, в 34-й школе. 

- Это было первое моё самостоятельное автопутешествие, и оно получилось настолько ярким, запоминающимся, впечатляющим и сумасшедшим, что оно до сих пор у меня в памяти как самое-самое интересное. Спустя столько лет я решил повторить свою первую поездку. Нашёл точно такой же "Москвич", 1981 года выпуска, такого же цвета. Дома у меня хранился папин атлас дорог, по которому тогда прокладывали маршрут. Во время перегона под Новгородом у машины застучал двигатель, так что пришлось его ремонтировать. В Твери есть интересные ребята, профи, они коллекционируют ретро-машины, а потому помогли сделать ремонт. И уже из Твери стартовал по тому же самому атласу в Новый Уренгой. Было это в прошлом году. Правда, нас было четверо друзей. И поездка настолько нас вдохновила, что мы решили продолжать наши путешествия по России на этой машине.

Край света

В общей сложности путешественники за год проехали 25 000 километров на этом "Москвиче" по территории 25 регионов. И последняя как раз была в Якутию, правда, с перерывом на празднование Нового года. Стартовали друзья в декабре 2023-го, доехали до Архангельска, потом по зимникам - до Омска, где оставили автомобиль. Затем разлетелись по домам для новогоднего застолья, а 9 января уже снова стартовали из Омска в Якутию. 

Цель – самый северный населённый пункт всего Дальнего Востока и Якутии – село Юрюнг-Хая (в переводе с местных языков "Белая гора"), которое находится между 72 и 73 параллелями северной широты. Для сравнения – самый северный и суровый город России – Певек на Чукотке - расположен на 350 км южнее. А село Териберка в Мурманской области, самый северный пункт в европейской части России, – южнее на 400 км. Вот и представьте: когда вы будете на берегу в Териберке и думать, что стоите на краю света, посмотрите на север – ещё 400 километров нужно проехать вперёд, чтобы достичь координат Юрюнг-Хая по параллели.

Александр неоднократно бывал в посёлке "Белая гора" и вообще объездил Арктику вдоль и поперёк и по работе, и как путешественник, так что его по праву можно назвать "северным" водителем №1.  

- Я знаю очень хорошо эту сезонную дорогу – зимник, который проходит в том числе по замёрзшим рекам, она подходит для "Москвича", путь интересен достопримечательностями, природными красотами, плюс ещё эта географическая особенность. Кроме того, чуть дальше есть мыс Пакса – крайняя северная континентальная точка Дальнего Востока и Якутии, точно конец света. Там невероятно красиво – это очень острый высокий мыс, с вертикальными 30-метровыми стенами, с выходом на море Лаптевых, которое не замерзает. А если выйти на сам мыс, то окажешься ровно на 74-й параллели.

Арктический туризм

Одна из целей автопутешествия – это туристическая, для развития внутреннего туризма. Русский Север сейчас привлекает всё больше людей как место отдыха. Александр с друзьями хотели показать и доказать, что в Якутию можно поехать даже на самой простой, без наворотов машине, что суровый край вполне доступен для бюджетного варианта путешествий. Минтуризма Якутии помогло с вездеходом, чтобы добраться до мыса Пакса. Местная администрация имеет планы сделать мыс туристической точкой притяжения, поставить там знак и даже облагородить под нужды гостей. 

- Весь маршрут мы заточили именно под идею развития автотуризма на Дальнем Востоке. Мы своим примером показываем, что это вполне осуществимо, недорого, доступно. Вы же понимаете, что даже самая дешёвая и простая машина сейчас в разы лучше старенького нашего "Москвича", она более комфортная и безопасная. Наш "Москвич" почти каждый день ломался, требовался ремонт, но мы справились со всеми поломками. Мы, конечно, немного его утеплили. Ну, как? Печку проконопатили, радиатор почистили, шланги поменяли, резинки на дверях. Но принципиально не ставили никаких современных обогревателей, теплоизоляций, печек, никаких модификаций. Абсолютно стандартное авто, даже двигатель отечественный. На таких "Москвичах" ездили наши отцы и деды, да и сейчас в Якутии местные ездят. Нормально! Там есть заправки в сёлах, до самого Юрюнг-Хая можно по Яндекс навигатору спокойно доехать. Так что не нужно иметь крутой невероятный по цене джип, чтобы самому доехать до Ямала или Якутии. Уж я-то точно это знаю!  

Маршрут проходил по зимникам, которые, как и обычные автодороги, имеют свои категории. Так, есть зимник, по которому ездят только грузовики – это колея на тысячу километров в тундре. А есть зимники, где на любом авто можно ехать со скоростью 100 км в час. 

- В прошлом году мы ездили на Ямал также по зимникам, в единственный на полярном круге город Салехард, куда могут и туристы добраться, чтобы полюбоваться северным сиянием, переночевать в чуме, покормить оленей в достаточно комфортных условиях. Там проходит самая длинная арктическая круглогодичная трасса России, асфальтированная, с заправками, гостиницами, устойчивым сигналом связи. Арктика гораздо ближе и доступнее, чем все думают.   

Спасение бензовоза

В разговоре Александр признался, что не любит рассказывать о подобных историях, так как на севере все приходят друг другу на помощь, иначе не выжить, и ничего в этом особенного и героического нет. Про охваченный огнём бензовоз путешественники даже не писали в своих дневниках в соцсетях. Стало известно об этом происшествии благодаря якутским СМИ. А дело было так.

Фото: телеграмм-канал redsardana.

Поздно вечером "Москвич" ехал по зимнику, как вдруг путешественники заметили на дороге одинокого бредущего человека, не энергично идущего, а именно понуро и растерянно бредущего. До ближайшего посёлка (Оленёк) -  50 км. А человек шёл в другую сторону, где населённый пункт находится в 250 км. Конечно, остановились и узнали, что случилось. Это был дальнобойщик, он сказал, что у него сгорела машина. Водителя забрали и поехали к фуре с полуприцепом, в котором было 40 тонн нефтепродуктов. Топливо предназначалось для отопления посёлка Оленёк. Машина уже разгоралась. 

Александр работал на таких большегрузах, хорошо их знает. Огонь ещё не успел достигнуть цистерны, но подбирался к бакам. Пустой полыхнул, а вот второй, полный, ещё нет. Лопатой Саша перебил шланги, затем все вместе начали закидывать огонь снегом – колёса, кабину. Ценный груз успели спасти, локальной экологической катастрофы не произошло. Неизвестно ещё, что было бы с водителем, смог бы он добраться до посёлка пешком?! 

Через час подъехали ещё два бензовоза, дальнобойщики помогли окончательно погасить огонь, они же и забрали своего товарища. Как скромно говорит Александр Еликов, просто оказались в нужном месте в нужное время. Но север, конечно, не прощает ошибок, равнодушия, жадности и эгоизма, как это случилось с героем якутского фильма "Чёрный снег", снятого по реальным событиям. Так что люди там обычно приходят на взаимовыручку. Кстати, это одна из главных причин, почему наш земляк так любит Арктику и север.

- Якуты сами по себе разные, как и любой народ. Но в целом они очень открытые, доброжелательные, искренние. В Якутии живут разные северные народы – оленеводы эвенки, эвены, долганы, юкагиры, охотники, рыболовы и коневоды якуты… Все народности хранят свою идентичность, родной язык, обычаи. В целом этот край очень гостеприимен. И чем дальше ты забираешься, чем меньше цивилизации, тем люди более душевные. Когда ты приезжаешь в Арктику, то заряжаешься этой открытостью и добром, ощущаешь себя другим человеком, даже начинаешь вести себя по-другому. Северные люди просто потрясающие, заряжают позитивом     

Северный быт

В Якутии в январе было стабильно -50 градусов ночами и -40 - днём. Градусник прикрепили прямо на стекло скотчем, чтобы контролировать температуру.  Но мороз – не проблема, говорит Саша. Главное – грамотно одеться. Северянин не тот, кто не мёрзнет, а то, кто тепло одевается. Обувь тоже утеплённая, на меху. Плюс ещё поверх сапог надевают специальные меховые чехлы или бахилы. Большое значение имеет то, что в Якутии в основном нет сильного ветра. Поэтому даже флисовые маски на лицо не нужны, только если в метель. 

С собой путешественники всегда брали канистру про запас, хотя, скорее, в качестве аварийной - на случай пробки или метели, чтобы можно было спокойно пересидеть в машине непогоду или дождаться помощи. Двигатель в -50 заглушать нельзя. А так в Якутии можно заправиться бензином без проблем.  

Для ночёвок останавливались в маленьких "гостишках", они есть практически в каждом населённом пункте. Единственный раз пришлось ночевать в машине на зимнике между Иркутском и Якутией, потому что на 800 км там нет ничего живого. Как рассказывает Александр, "Москвич" для этих целей достаточно опасная машина из-за выхлопных газов, потому пришлось открыть все четыре окна, что не помешало "спокойно продрыхнуть 6 часов".    

Для разогрева пищи взяли с собой газовую горелку, но ей даже не пришлось пользоваться – еду подогревали в гостиницах. Ели консервы – готовая еда в металлизированных пакетах. Конечно, пробовали блюда местной кухни, ведь туризм предполагает ещё гастрономическую составляющую: конина, оленина, рыба (чир, муксун, нельма, красная рыба), много строганины, которую едят с солью и перцем, а кто-то макает в соевый соус.  

Что касается отправления естественных надобностей, то здесь есть свои хитрости. Малую нужду мужчинам справить проще. И то, если нет ветра. Женщинам помогает длинная одежда. А вот для большой нужды и при ветре нужно вырыть ямку в снегу, чтобы можно было сидеть на корточках. Верх продувает, а низ практически в тепле. Называется эта ямка "куропачий чум", так как идею люди позаимствовали у куропаток. Ну и, конечно, делать всё нужно быстро, сноровисто. 

Послевкусие

Как говорит Александр Еликов, когда из Арктики возвращаешься в Тверь, понимаешь, какая же у нас классная погода, просто райская. Начинаешь ценить блага цивилизации, что есть тепло и горячая вода, связь и интернет, как же здесь хорошо и здорово, что можно пойти в любое время в магазин и купить фрукты… Ведь в Якутии, например, в некоторых посёлках воду для питься и приготовления пищи топят изо льда, для чего перед каждым домом складывают выпиленные ледяные глыбы, помыться можно только в банях. А фрукты привозят редко, они очень дорогие, например, за килограмм яблок можно и тысячу рублей выложить. Но разбирается товар очень быстро, махом, чтобы ребятишек побаловать.

Зато почти каждую ночь можно любоваться магическими зеленоватыми всполохами северного сияния. Редко, но бывают даже разноцветные. И никакие фотографии не в состоянии передать всю красоту этого атмосферного явления.    

Путешественники были в условиях полярной ночи, когда круглые сутки темно и звёзды. Но летом солнце не садится за горизонт. А весна может наступить за одну ночь – ложился ещё практически зимой, а на утро встал – и всё зелёное и цветёт – торопится природа. К тому же Якутия богата грибами и ягодами в лесотундре. Когда Александр возвращается домой, то очень скучает по полярному дню. Даже зимнее солнце даёт много позитива.  

На днях Алесандр Еликов улетел в Магадан и оттуда на машине - снова в северные края, к побережью океана, на Чукотку и Камчатку. Кстати, "Москвич" оставили в посёлке Мирный. Он там стоял и дожидался хозяина и новых автопробегов по Дальнему востоку. Путешествия с туристами расписаны до июня. Саша работает гидом по Арктике, возит туристические группы. Как он говорит про себя, "я работаю путешественником".   

В тексте использованы фото из личного архива Александра Еликова.   

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх