02 Мая 24, 11:51
Новости, Культура
07 Января 2024, 08:38

Тверские вечорки: песни и танцы с традицией

Фото: Serega Alucard
Фото: Serega Alucard

Молодые ребята в Твери организуют традиционные русские вечорки. Они собираются вместе, приглашают всех желающих, поют фольклорные песни, пляшут народные танцы и играют в игры. При этом организаторы выбрали формат, доступный для массового участника. Потому что считают, что фольклор, хотя и должен быть аутентичным, а не выдуманным, но при этом открытым к трансформации под современность. Именно так он может стать действительно народным снова.

Елена, Василий и Валентин

Девушка и два парня, ещё с ними несколько единомышленников – вот команда, которая занимается проведением вечорок в Твери. В тёплое время года они проходили на улице, в Городском саду, сейчас - в тёплых залах библиотеки им. Горького и ТОДК "Пролетарка". На вечорки приходят много людей 30-50 человек, кто-то уже знаком с фольклором и таким форматом, а кто-то случайно увидел в Городском саду танцующих людей и захотел присоединиться.

Елена Шевчук родилась в Твери. По образованию она экономист и юрист, сейчас еще учится в богословском институте, работает в финансовой сфере. Но с детства огромную часть её жизни занимают танцы. За плечами девушки занятия гимнастикой (мастер спорта), балетом, всеми видами хореографического искусства. С фольклорными танцами Елена столкнулась, когда училась в ТвГУ и пришла на репетицию ансамбля "Славяночка". Тогда ей сразу предложили не сидеть в сторонке, а спеть со всеми. 

- Я не успела испугаться, поставить внутренний блок, что я не пою, стала со всеми петь и у меня открылся фольклорный голос. Я долго там потом пела, мы ездили на фольклорные фестивали, события. Мне это очень нравилось, и я хотела делиться этим с друзьями. Начала петь на всех днях рождения, в поездках, везде. Все, конечно, удивлялись, но мне нравилось.

Василий Ампилогов из Удомли, в его семье практически все энергетики. Мама Василия в начале нулевых годов увлеклась фольклором, вслед за своей сестрой Оксаной присоединилась к местному фольклорному ансамблю "Седмица". На все репетиции она брала с собой маленького Васю. Единомышленники встретились и на новой работе мамы Василия, на "Даче Чайке", по праздникам сотрудники музея и участники "Седмицы" собирались на посиделки, пели народные песни так и под гармонь. Будучи уже девятиклассником Василий ездил в Тверь на олимпиады школьников, и одним из вечеров случайно попал на репетицию "Славяночки". 

- Я спросил разрешения потанцевать вместе с коллективом, получилось тогда плохо. Но это был хороший опыт, подаривший первые впечатления. Год спустя я уже целенаправленно пришёл во время олимпиады на выступление "Славяночки", чтобы пообщаться с руководителем, участниками и показать, что я умею играть на балалайке. Мне кажется, я поступал учиться в Тверь, чтобы в "Славяночку" попасть, - говорит он сейчас. 

Три с половиной года он ходил в ансамбль, ездил на выступления. Освоил гусли, и всё-таки начал танцевать, потому что сильно этого хотел. Были у него и поездки по фестивалям, где он "напитался хореографией", Выездная школа "Славяночки" с возможностью учиться у лучших педагогов из других городов. Потом его товарищ предложил организовывать народные танцы прямо на улицах родного города. Проект хорошо пошёл, Василий понял, что у него получается устраивать танцы.

Валентин Фаустов родился в Твери. Отец экономист по образованию, мама экономист-бухгалтер, но они считали, что дети должны иметь музыкальное образование. Поэтому Валентина впервые отправили в музыкальную школу в три года, а учиться на музыкальных инструментах по классам фортепиано и флейты начал с шести лет, пел в академическом хоре, позднее играл на гитаре. До поступления в университет он получал академическое музыкальное образование и набрал внушительный музыкальный багаж. Идею поступить в Государственную академию славянской культуры Валентину подкинула мама. Он учился на кафедре народного художественное творчества(НХТ). В процессе обучения выезжал на практику в экспедиции, в том числе в Осташковский, Вышневолоцкий районы. В вузе к списку инструментов, на которых он играет, добавились гармонь, балалайка, гусли, свирель. Валентин тоже поездил по фестивалям, был участником ансамбля "Роща" при академии. До поступления к танцам у него тяги не было, но пришлось научиться - зачёт-то надо сдавать. Когда стало получаться, там и желание плясать и танцевать пришло.

Ещё будучи студентом, Валентин начал работать в школе №20 в ансамбле "Ладушки" концертмейстером и педагогом дополнительного образования в дальнейшем. Сейчас это фольклорное отделение в детской школе искусств имени Андреева. Там трудится и сейчас.

Как в Твери снова появились вечорки

Слово "вечорки" ребята пишут через "о", допустимо и другое, более новое написание через "ё", но ребята предпочли именно такое написание, в старом стиле. Вообще, в Твери вечорки начинали проводить несколько раз. В 2000-х по инициативе фольклорного ансамбля "Веснянка" (руководитель Л.В.Ефремова), в 2012 году инициативу подхватил фольклорный ансамбль "Славяночка" ТвГУ (руководитель С.Н.Лебедева). Вечорки в то время проводились совместно фольклорными ансамблями и клубами рукопашного боя. В 2018 году после перерыва вечорки продолжились силами участников ансамблей. В 2023 году эстафету подхватили Елена, Василий и Валентин. Летом 2023 года друзья Лены Шевчук из культурного центра "Боголюбский", где Лена - волонтёр, видимо, наслушавшись от неё песен и рассказов, предложили ей провести вечорку 1 июля в день Боголюбской иконы Божьей матери. Конечно, она уже бывала на таких встречах, но организовывать самой поначалу было страшновато. Лена позвала на помощь Василия, чуть позже к ним присоединился Валентин.

На первой вечорке в Городском саду было очень много людей, всё прошло прекрасно и весело. Прохожие присоединялись к танцам. После танцев и песен ребята пошли в кафе, чтобы обсудить, как всё прошло. И в том кафе к ним подошла женщина, которую заинтересовало оживлённое обсуждение. Она спросила, когда следующая вечорка. Тогда и стало понятно, что формат хорош и интересен, а значит – надо продолжать.

- У меня есть стремление сердца делиться тем, что мне нравится самой. Мне очень нравится объединять людей, вдохновлять и создавать такое пространство, чтобы человек становился самим собой. В вечорках я увидела возможность, что это действительно можно делать в русской традиции. А она у нас богатая, красивая, - говорит Елена.

Ребята намерены развенчивать стереотипы о русской традиции. Они считают, что её сильно упрощают лубочные представления, сводящие всё к матрёшке, кокошнику и медведю. А ещё, вечорки - это про объединение людей, общение, просвещение и вырабатывание вкуса к подлинной, а не выдуманной русской культуре. Всё, что они показывают, чему учат людей на встречах, – основано на знаниях, понимании и глубоком проникновении в традицию, через её изучение.

И ещё одна важная вещь. Да, в Твери много раз проходили вечорки. Но они были ориентированы на людей, которые уже в теме. Это был более классический, выверенный и традиционный формат для знатоков. Новые вечорки ребята упростили, добавили образовательный момент, расширили возраст участников. Человек может прийти и с нуля научиться приплясывать под частушки, танцевать тустеп или кадриль, запомнить и спеть одну из песен.

Пляски или танцы?

Для читателей ТИА Елена, Василий и Валентин показали, чем пляска отличается от танца. 

Танец - это спланированное действо, в котором есть определённые, присущие именно этому танцу движения. Как правило, они не сложные, но со своим темпом и рисунком. Пляска же, как говорит Василий, от слова "плескаться", - это импровизация под музыку и пение.

Музыка, кстати, может рождаться самыми разными способами. Это может быть напев, хлопки и притопывание, игра на инструментах и любых подручных предметах. В истории России было много войн. На инструментах, как правило, играли мужчины, а их периодически отправляли воевать на чужбину. Но жизнь от этого не замирала, не откладывалась на потом, на вечорках играли, на чем могли - на печной заслонке, ложках, даже "под язык", голосом - вариант, когда инструментов не было.

Традиционно вечорки – это больше деревенская традиция. Конечно, из деревень её везли в город. Изначально, вечорки проходили в холодный, зимний сезон, когда сельскохозяйственные работы одного года уже закончились, а другого – ещё не начались. Молодёжь собиралась, чтобы знакомиться, присматриваться друг к другу, общаться, петь и танцевать.

Продолжая традицию вечорок  в Твери, Лена, Василий и Валентин хотят вернуть народные танцы в общество, сделать их социальными. Навроде как сальса и бачата в Латинской Америке. И в Твери для этого всё есть: и разнообразная богатая традиция, и запрос на объединение в группы единомышленников, и интерес к родной культуре.

Предлагаем вашему вниманию урок деревенского тустепа. Лена и Вася в видео всё покажут и объяснят, а вы можете потренироваться, если хотите.

Узнать о ближайшей вечорке можно в группе "Вечорки в Твери (традиционные)". Если соберётесь присоединиться, захватите с собой сменную обувь и что-нибудь к чаю.

Автор фото: Serega Alucard.

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх