В Твери хозяева довели своего пса алабая до критического состояния
6 октября Инициативная группа по защите животных опубликовала у себя в группе ВКонтакте пост о собаке породы алабай, которая стала жертвой недобросовестных хозяев.
Джуну, так зовут беднягу, заметили на улицах деревни Никулино в Калининском районе. Собака была сильно истощена, у нее были страшные рваные раны на шее. Джуна вела себя дружелюбно, подходила к людям. Очевидно, просила помощи.
Местные жители боялись Джуну и иногда даже обижали, как это обычно бывает с собаками крупных пород, от которых предвзято ждут агрессивного поведения.
Как рассказала любительница животных Елена Митрофанова, хозяева держали Джуну на тугой веревке. Круглый год при любой погоде она сидела на привязи, у нее даже не было будки. По словам местных жителей, собака часто срывалась и бегала по улицам деревни. Жители обращались за помощью в правоохранительные органы, однако реакции не поступило. Предложили отравить собаку самостоятельно.
Однако в этот раз, когда история с беднягой алабаем получила огласку, "под натиском общественности", как точно выразилась Елена, хозяйка сама вызвала ветеринаров, и собаку увезли. Позже Инициативная группа по защите животных уточнила, что собаку забрала у хозяев бригада ловцов Горветполиклиники.
То, что увидели ветврачи, подвергает в шок: "На шее у собаки была проволока, которая стянула шею, прорвала кожу до гортани, дошла до трахеи и чудом не травмировала саму трахею. Рана очень глубокая, уходящая глубоко внутрь", - рассказала на своей странице в социальной сети представитель приюта в Больших Перемерках Наталья Полякова.
Под анестезией рану привели в порядок, все обработали и сделали Джуне перевязку.
Сейчас Джуна находится на лечении в приюте в Больших Перемерках под кураторством благотворительного Фонда помощи бездомным животным "Лав Энималс", где о ней заботятся и ищут ей новых любящих хозяев.
Увы, но таких случаев, когда хозяева животного заставляют его страдать, - очень много. О российском законодательстве, защищающем животных от жестокого обращения, мы поговорили с представителем благотворительной организации "Инициативная группа по защите животных", известной тверской зоозащитницей Юлией Островской.
- Если мы говорим об охране домашних животных, то законодательство Российской Федерации находится сейчас, наверное, в зачаточном состоянии. У нас есть федеральный закон № 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными", который декларирует основные принципы охраны и защиты домашних животных от жестокого обращения. В том числе, у нас есть статья 245 УК РФ "Жестокое обращение с животными". Также сейчас появились новые статьи в КоАП. Например, о правилах использования животных в развлекательной сфере, о нарушениях правил содержания, о жестоком обращении с животными (случаи, которые не попадают под уголовную ответственность).
Иными словами, внесены изменения в административный кодекс, которые возместили пробел в сфере наказаний за большинство случаев живодерства, когда животное осталось живо и не получило увечья. Раньше это не влекло никакой ответственности. Грубо говоря, можно было издеваться и бить, но ничего тебе за этого не будет, если ты не убил или не нанес увечья.
О правоприменении
В историях о жестоком обращении с животными случаи, когда находят виновного, доводят дело до суда и приговора, - единичны. Это всегда довольно сложно.
Вспомним совсем недавнее происшествие на карьерах в Твери. Мужчина застрелил собаку в присутствии малолетнего ребенка и взрослых людей, которые там отдыхали. Дело завели не сразу, а только после того, когда об этом случае стали говорить в СМИ. Но убийца собаки до сих пор не найден.
О поисках хозяина животного
Когда мы видим животное на улице и тем более с ранами, как это было в случае с Джуной, естественно возникает вопрос – бездомное оно или нет? Как установить хозяина? Как это должно быть организовано и как происходит на самом деле?
На данный момент этот вопрос напрямую касается правоприменительной практики. Не так давно ввели, например, штрафы за покусы домашними животными. Допустим, собака бегает на самовыгуле, покусала кого-то, вся деревня показывает на соседний дом, говорит: "Это вот его собака бегала и покусала". А сам сосед говорит: "Нет, собака не моя. Я просто подкармливаю ее периодически, она ко мне пришла".
- Как в таком случае доказать факт владения? У него же нет ни паспорта животного, ни единой системы регистрации, идентификации и учета. И нигде не написано, условно, что "Тузик принадлежит Иванову Ивану Ивановичу". "Этого просто физически нет, и это будет очень большой проблемой правоприменения, поскольку практически невозможно установить, кому принадлежит собака", - говорит Юлия.
В идеале каждое животное должно быть определенным образом помечено. Как правило, это чипирование. И если, например, собака потеряется, то любой человек, который ее найдет, может дойти с ней до ветеринарной клиники и установить хозяина. Как это происходит на самом деле? Пока никак. Количество чипированных животных в России очень мало, поскольку сама процедура чипирования не обязательна.
- Ввести массовую регистрацию животных - это то, чего мы, зоозащитное сообщество, пытались добиваться на законодательном уровне, когда обсуждались поправки в федеральный закон № 498-ФЗ. Мы уверены, что именно это станет первым шагом на пути к выстраиванию цивилизованных отношений человека с животными. Пока что чипирование - личное дело каждого хозяина.
Почему животные становятся бездомными
Большинство брошенных животных на улицах – это домашние питомцы либо их приплод. То есть причина появления бездомных животных – это человек. От животных очень легко избавиться. Например, надоела кошка или не хочется решать вопрос с ее котятами, - человек может вышвырнуть их на улицу. В этом случае виновен хозяин, но его не привлечь к ответственности, потому что животные не зарегистрированы.
- Мы как обычно пытаемся разобраться с последствиями проблемы, но надо работать с ее причиной. Первый шаг – это именно регистрация всех животных.
Об истории с алабаем
В этой истории у алабая были хозяева. Сама хозяйка лично отдала эту собаку в руки ловцам. Налицо нарушение законодательства об ответственном обращении с животными.
- Я не знаю, считаются ли раны увечьями и подходят ли они под состав 245 статьи УК РФ, но это точно административное правонарушение. Почему владелицу до сих пор не привлекли к ответственности? Мне интересно, каково будет правоприменение, накажут ли эту безответственную хозяйку или нет, - добавила зоозащитница.