27 Апреля 24, 20:45
Новости, Культура
19 Сентября 2023, 13:28

Столичные журналисты и гиды были потрясены красотой творений Николая Львова

Благотворительный фонд "Белый Ирис" организовал пресс-тур по Торжокскому и Кувшиновскому районам Тверской области. Участниками поездки стали столичные и тверские журналисты, писатели, блогеры, а также профессиональные экскурсоводы. В течение двух дней они смогли посетить и познакомиться с главными творениями нашего земляка, выдающегося архитектора-самоучки Николая Александровича Львова, чьё 270-летие со дня рождения мы отмечаем в этом году. 

Главная задача этой поездки - не только просветительская, но и привлечение внимания к сохранению наследия "русского Леонардо" и "гения вкуса", как называют нашего зодчего, поскольку большинство памятников архитектуры находятся в ужасающем состоянии. Кроме того, сами организаторы с особым пиететом относятся к потрясающему по красоте храму Петра и Павла в деревне Переслегино, "Белый Ирис" с волонтёрами занимаются по мере возможностей восстановлением, а вернее, спасением этой архитектурной жемчужины Верхневолжья и хотят, чтобы этот храм и другие львовские творения вошли в топовые туристические маршруты, что, в свою очередь, может стать толчком для развития территорий и консервации памятников.

Участники пресс-тура проехались по "Львовскому кольцу" и увидели не только "раскрученные" туристические объекты – скажем, Борисоглебский собор в Торжке или усадьбу Знаменское-Раёк, но и достаточно отдалённые львовские творения, до которых мало кто добирается (надеемся, что ситуация в скором времени изменится). Экскурсоводом и экспертом на протяжении всего маршрута был краевед из Вышнего Волочка, историк, знаток архитектуры Денис Ивлев. Пресс-тур провели в рамках проекта “Шедевры русского села” с использованием президентского гранта, предоставленного Фондом президентских грантов.

Корреспонденту ТИА тоже посчастливилось принять участие в этом мини путешествии. Мы считаем, именно посчастливилось, поскольку программа была столь насыщенной, что вряд ли удалось бы всё это организовать самостоятельно. Итак, мы смогли посетить: Борисоглебский монастырь в Торжке, родовые поместья Львовых Никольское-Черенчицы и Арпачёво, усадьбу Бакуниных в Прямухино, Владимирский храм в селе Горницы, усадьбу Львовых в Василёво, погост в Прутне, Петропавловский храм в Переслегино (Загорье), усадьбу Стрешневых-Глебовых Знаменское-Раёк.  

День первый

Участники пресс-тура начали знакомство с наследием Николая Львова с посещения Торжка, где побывали на территории старейшей в России обители – в мужском Борисоглебском монастыре. Там сейчас продолжаются восстановительные работы.  

В 1785 году началось строительство каменного Борисоглебского собора на месте старой каменной церкви, возведённой преподобным Ефремом Новоторжским, основателем обители. Архитектором выступил Николай Львов. При этом он уже имел необходимый опыт – зодчий стал автором проекта собора Святого Иосифа в Могилёве (до наших дней не сохранился) и храма Петра и Павла в Переслегино, имении Полторацких. При заложении нового храма, соборной трёх-престольной Борисоглебской церкви, присутствовала лично Императрица Екатерина II, своими руками она положила первый краеугольный камень. Кстати, Николай Александрович Львов также был создателем раки для мощей преподобного Ефрема. 

В родовом поместье Никольское-Черенчицы лучше всего сохранились потрясающий храм-ротонда и валунный погреб-пирамида. Храм Воскресения Христова возводили с 1789 по 1806 годы, он двухярусный: верхний - Воскресенский, нижний – в честь Святителя Николая. В нижнем (зимнем) храме располагалась родовая усыпальница Львова, где были похоронены сам Николай Александрович и его супруга Мария Алексеевна, урождённая Дьякова.  В храме-ротонде Львов использовал свой любимый авторский архитектурный приём двойного свода.

Погреб-пирамида имеет трёхъярусное строение, нижний расположен внутри насыпного холма, куда ведёт подземный ход (словно в этрусских гробницах). Средний ярус располагался на уровне первого этажа усадебного дома, внутри он имеет, как и другие ярусы, круглое купольное помещение с круглым же отверстием в своде, через которое проникают свет и воздух. Верхний ярус имел декоративное значение, был расписан орнаментом в виде гирлянд из растений. Инженерные системы погреба-пирамиды были сделаны настолько умело и изобретательно, что до сих пор действуют, даже без всяких ремонтов. Если сложить куски льда в нижнем ярусе, засыпать опилками и накрыть досками, то всё лето  температура внутри погреба будет держаться в пределах +5 градусов. 

 

К сожалению, сам усадебный дом с четырёхгранным куполом, с итальянскими окнами, не сохранился, кроме флигеля, где располагались кабинет Николая Александровича и кухня. Автор и хозяин поместья здесь тоже экспериментировал с вентиляцией, отоплением, светом. Ни в одной русской усадьбе, тем более XVIII века, не было ничего подобного: кондиционер c эффектом ароматизации, паровое отопление, подземный водопровод. Усадьба Львовых примечательна не только и не столько собственно домом, по сути, это была палладианская вилла (Львов был последователем итальянского архитектора Андреа Палладио), гимн гению человека, способному устроить пространство для жилья так, чтобы оно было не только красивым и гармоничным, но ещё удобным и комфортным. Сам же "гений вкуса" Николай Львов свою усадьбу называл "Мой Иерусалим". 

Далее пресс-тур продолжился в село Арпачёво, где путешественники любовались Казанским храмом и “падающей” колокольней — ансамблевым памятником архитектуры XVIII века. Арпачёво (Ропачёво) Торжокского района принадлежало роду Львовых с 17 века. Колокольня-маяк, в отличие от Пизанской башни, наклонилась не от времени и не из-за ошибки в проекте! Именно такой она и была задумана изобретательным Львовым – в виде падающего минарета в честь побед российского флота на Чёрном море во время войны России с Турцией.

Церковь, также возведенная мастером, была знаменита необычным иконостасом, украшенным колоннами в виде пальм, и росписями, созданными великим художником В.Л. Боровиковским.

Далее маршрут лежал через Прямухино. Здесь провел свои ранние годы русский мыслитель, один из идеологов народничества Михаил Бакунин. И здесь же ежегодно проходят Бакунинские чтения — крупный праздник с научно-краеведческими докладами и экскурсиями по усадебному парку и музею.
Многое не уцелело – ни потрясающий парк (остались только пруды), ни усадебный дом (сохранился флигель в руинированном состоянии). Но зато цела Троицкая церковь, также построенная по проекту Николая Львова – воплощение гармонии форм и совершенства линий.

Вечером журналистов и гидов ждало путешествие в усадьбу Беклемишевых в селе Горницы Кувшиновского района, которое правильнее назвать урочищем. Там только летом проживает несколько семей дачников. До самого храма нужно идти пешком по лесной дороге километра три, ну, или, на внедорожниках.  

В этом медвежьем углу стоит потрясающая по красоте Владимирская церковь, построенная по проекту архитектора Николая Львова, уникальная, не имеющая прямых аналогов в храмовой архитектуре. Храм имеет два престола: верхний, летний, - Владимирской Божией Матери; нижний, зимний, в подклети - Святителя Николая; построен с использованием излюбленного приёма Львова "иже под колоколы", когда колокольня находится над основным помещением церкви. Колокольня выполнена в виде башни-мака, она имеет два яруса: звонницу и это бельведер с 12 колоннами. 

День второй

Второй день пресс-тура по тверской глубинке начался со знакомства с Василёво - архитектурно-этнографическим музеем под открытым небом. Он основан на территории барской усадьбы XVIII столетия, принадлежавшей  служивыми дворянами Львовыми - очень дальними родственниками архитектора Н.А.Львова.

Замыслу гениального зодчего принадлежит каскадная система прудов, а также великолепная “каменная симфония” – стометровый арочный мост с двумя гротами, состоящий из насухо сложенных валунов, держащихся лишь с помощью силы тяжести.

К превеликому сожалению, от усадьбы уцелели только двухэтажный флигель, где раньше располагалась оранжерея, а потом её перестроили уже под жилые помещения.

По соседству в Митино располагалось имение, принадлежащее Ивану Ивановичу Львову. Там же находится погреб-пирамида (аналог в Черенчицах), Воскресенский храм с алтарём-ротондой и семейный некрополь Львовых в древнем погосте Прутня (в данным случае погост – это не кладбище, а административная единица). Здесь же нашла упокоение Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая.

Сотрудники Всероссийского историко-этнографического музея провели для участников пресс-тура экскурсию по знаменитой усадьбе Знаменское-Раёк. Она была построена для сенатора Федора Ивановича Глебова и его супруги, Елизаветы Петровны, урожденной Стрешневой. По мнению ряда специалистов, усадьбу возвели по проекту Николая Александровича Львова, последователя итальянского архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио. 

Усадьба стояла на пригорке, высоких деревьев тогда не было, поэтому вид на дом и колоннаду открывался во всём своём великолепии. Когда гости въезжали в ворота, их взору представал огромный двор курдонёр овальной формы, обрамлённый колоннадой из 124 белоснежных тосканских колонн с двумя зеркальными флигелями – южным и северным. Главный дом усадьбы небольшой, трёхэтажный, с бельведером. На нижнем или исподнем, перекрытом каменными сводами, находились кухня, колодец, хозяйственные помещения, комнаты для челяди. Второй этаж был жилым, где располагались личные покои господ, а третий – парадный. Усадьба строилась как резиденция для приёма императорских особ.  

Главной точкой маршрута стало Переслегино, где в 1775 году был возведен грандиозный по масштабам, необыкновенной красоты храм святых апостолов Петра и Павла. Три века назад переслегинские земли принадлежали помещикам Полторацким. Марк Поторацкий, директор Императорской певческой капеллы, и заказал проект храма у Львова, с которым дружил.

Архитектура памятника в стиле древнеримских построек поражает исследователей до сих пор. Две звонницы, портик с шестью колоннами, далее, в трапезной, еще 18 колонн. Особенно впечатляет двойной свод: падающий сквозь 12 окон барабана свет, отражаясь от нижнего купола, освещает 12 фресок с изображениями апостолов.

На прихрамовой территории прошла творческая встреча, посвященная великому зодчему и его наследию. Благодаря добровольцам на площадке перед храмом был создан импровизированный зал, ступени храма, украшенные полевыми цветами, послужили импровизированной сценой.

Участниками встречи стали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Владимира, Тулы, Твери, Торжка, Вышнего Волочка и местные жители. Из северной столицы, в частности, прибыл реставратор, старейший специалист по львовскому наследию Станислав Леонович Словицкий, присутствовала и глава администрации Торжокского района Елена Хохлова.

Перед мероприятием настоятель Петропавловского храма Александр Рабцун провел молебен. Отец Александр и открыл творческую встречу, зачитав приветственное слово владыки Тверского и Кашинского Амвросия. Митрополит выразил “Белому Ирису” признательность за “работу по восстановлению сельских храмов Отечества и тверской земли в частности”.

Большое впечатление на зрителей произвела лауреат международных конкурсов оперных исполнителей в России, Италии, Греции Ирина Величка. Она исполнила произведения Моцарта и Рахманинова. 

О том, как важно сохранить для потомков оставленное “русским Леонардо”, говорили директор фонда “Белый Ирис” Ольга Шитова, профессор Международной академии архитектуры, основатель архитектурной мастерской “Тектоника” Кирилл Яковлев, каждый из них уже сделал вклад в восстановление святыни.

— На средства Фонда президентских грантов и пожертвования частных лиц в 2021-м году мы провели первый этап консервационных работ: установили временную кровлю и подпорки, закрыли оконные проемы, укрепили швеллерами стену, отклоненную от вертикали, — рассказала Ольга Шитова. — В 2023-м году мы выиграли еще один грант и уже приступили ко второму этапу консервации: укреплению фундаментов и конструктивов здания. Наша мечта — сделать все возможное, чтобы храм был полностью отреставрирован. Переслегинский храм мог бы украсить собой любой крупный город. Этот роскошный памятник культуры безусловно заслуживает того, чтобы быть включенным в популярные туристические маршруты. Уверена, что возрождение святыни будет способствовать развитию социального и туристического потенциала Торжокского района и региона в целом.

Для иллюстрирования использованы фото ТИА и Владимира Ештокина.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх