В Твери открылась выставка работ Дюрера и семьи Кранах
В Тверской областной картинной галерее прошло торжественное открытие выставки гравюр Дюрера и работ семьи Кранах из частных коллекций. Среди представленных произведений есть такие редкие, как полная серия гравюр по дереву "Жизнь Марии" Дюрера, портрет курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного кисти Кранаха младшего и жанровая сценка "Неравная пара" Кранаха старшего.
Выставку в Тверь привезла Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров по программе "Большое искусство большой России".
- Мы очень рады, что этот проект получился таким масштабным. Несмотря на то, что произведений выставлено не так много, это титаны Возрождения - два удивительных гения. Редко даже в центральных музеях можно увидеть серию "Жизнь Марии" Альбрехта Дюрера и живописные работы семьи Кранах, - считает вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров Светлана Антонова. Она поблагодарила за поддержку проекта губернатора, региональный минкульт и коллектив Тверской областной картинной галереи, сравнив демонстрацию работ Дюрера и Кранаха с привозом в Москву "Моны Лизы" в 1974 году.
Альбрехт Дюрер и семья Кранах были очень разными. Первый – удивительный гений во всём, чего касался (он был ещё и инженером и написал историю фортификационных сооружений), неземной человек, отдавший себя творчеству. А вторые – царедворцы, немного Лукулловские персонажи. При том, что их творчество такое разное, они продемонстрировали высочайший уровень искусства того времени, и каждый из них привнёс новое.
Например, появление системы центральной перспективы и символическое разделение земного и небесного миров с помощью архитектуры на гравюрах Дюрера, а введение жанра в живопись – заслуга Кранахов.
- Они жили в удивительное время Реформации, в чём-то похожее на наше. Тогда проходил слом в обществе, серьёзная религиозная католическая традиция в обществе замещалась Реформацией под эгидой Мартина Лютера, который был другом Кранаха. Общество полностью менялось. Они жили в интересное время, мне кажется, это тоже придавало оттенок творчеству, - рассказывает Светлана Антонова.
Портрет Фридриха Саксонского, курфюрста, проигравшего войну, уникален. Эта работа, по мнению Светланы Антоновой, передаёт тревожное предчувствие Иоганна Фридриха Великодушного перед поражением, пленом и смертью. Портрет принадлежит московскому коллекционеру Михаилу Ефремовичу Перченко.
- Герцог Фридрих Саксонский воевал с Карлом V и проиграл войну. Обычно Кранахи делали 10-12 портретов. А этот – один. Потому что он пять лет сидел в плену, его выпустили, но он никому не был интересен. Это единственный в мире такой портрет Фридриха Саксонского. Он подписной и датирован. Я его купил в Бельгии у коллекционера, который умирал, и 50 наследников не захотели продолжать дело отца. Он, в свою очередь, его купил у герцогов Саксонских. Это замечательная вещь. Посмотрите на его лицо, на его глаза, - говорит коллекционер.
Портрет курфюрста Кранах младший написал в 1547 году. Михаил Перченко считает, что Кранахи были гениальными живописцами. На выставке представлена и живописная работа Кранаха старшего – "Неравная пара", написанная не ранее 1525 года.
На открытии выставки Светлана Антонова призналась в любви к Твери и рассказала, что программа МККАА начиналась в этом городе восемь лет назад, когда Императорский дворец ещё был закрыт на реставрацию и выставки делали в Выставочном зале. С коллективом музея у организации сложились дружеские отношения: помимо организации выставок, они сотрудничают и в научной работе, помогая искусствоведам получить доступ к частным коллекциям.