01 Мая 24, 15:43
Новости, Гений вкуса
05 Декабря 2023, 16:36

"Гений вкуса": барская усадьба Василёво с парком и валунным "чёртовым" мостом

Проект ТИА посвящён наследию выдающегося зодчего Николая Львова

В новом выпуске проекта в честь архитектора Николая Львова мы побываем в усадьбе Василёво под Торжком, где когда-то находилось имение дворян Львовых, дальних родственников известного зодчего, от поместья  сохранился потрясающий валунный мост с каскадом прудов и остатки когда-то превосходного парка. С предыдущими материалами львовского цикла можно ознакомиться в рубрике "Гений вкуса".  

На территории Архитектурно-этнографического музея "Василёво" под Торжком есть знаменитый валунный мост, в народе также именуемый "Чёртов мост". Считается, что это сооружение было построено по проекту архитектора Николая Александровича Львова, так же, как и обустроен регулярный парк. 

По соседству в Митино располагалось имение, принадлежащее Ивану Ивановичу Львову. Там же находится погреб-пирамида (аналог в Черенчицах), Воскресенский храм с алтарём-ротондой и семейный некрополь Львовых в древнем погосте Прутня (в данным случае погост – это не кладбище, а административная единица). Здесь же нашла упокоение Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая. Похоронить её должны были в родовой усыпальнице Бакуниных в Прямухино, рядом с её вторым мужем Александром Марковым-Виноградским, но помешала весенняя распутица – гроб с телом до места не довезли. 

Сам музей в Василёво находится на территории бывшей барской усадьбы, основанной в конце XVIII столетия служивыми дворянами Львовыми - очень дальними родственниками архитектора Н.А.Львова. К превеликому сожалению, от усадьбы уцелели только двухэтажный флигель, где раньше располагалась оранжерея, а потом её перестроили уже под жилые помещения, надстроив деревянный второй этаж. Славится усадьба и каскадом прудов – подобные гидротехнические сооружения были характерной особенностью львовских проектов по обустройству парковых зон.  

На территории комплекса сохранилась парадная липовая аллея, шедшая к главному дому усадьбы. Её ширина составляет 10 метров. В парке произрастает 19 старовозрастных лип, которым более 220 лет. Эта аллея является остатком от регулярной парковой части поместья. Уникальность липовой аллеи заключается в том, что ветки деревьев подрезались особым образом, чтобы кроны образовывали сплошной зелёный шатёр-арку.

Главный усадебный деревянный дом располагался на самой высокой точке в парке, был он одноэтажный, но с двумя флигелями, на высоком фундаменте, с колоннами, фасадом выходил на Тверцу. Перед ним были высажены серебристые тополя. Исследователи обнаружили много осколков цветного стекла в шурфах, из чего сделали вывод, что окна во флигелях были витражными. Ниже находились парковые постройки - Красная и Белая башни с кубическим основанием, арками, бельведером, одна из башен даже имела колокольню-маяк. В них размещались оранжереи, где выращивали персики, абрикосы и другие экзотические деревья и растения. В оранжереях также жили "райские птицы" – павлины с сине-зелёным и редким белым оперением. 

Сведения о поместье весьма скудны, даже нет точных указаний возведения построек. Дату постройки господского дома привязывают к 1771 году, поскольку на территории усадьбы нашли камень с такой выбитой надписью. Доподлинно известна только одна дата – 1851 год, когда пожар уничтожил господский дом. Восстанавливать его не стали, а последний (по мужской линии) владелец имения Дмитрий Сергеевич Львов, получивший его в наследство после смерти родителей, перебрался жить в уцелевшее здание восточного флигеля-оранжереи. Денег на строительство не было, к тому же Дмитрий был холост и бездетен, а потому отстраивать усадьбу заново не было надобности.

Практически все строения и объекты в парке имели своё название. Так, была каменная закрытая беседка с портиком - "Храм любви". Мостики, установленные на каскаде прудов, тоже именовались: был "Камнепад", был "Гротный". Пруды были под стать парковому убранству – геометрической формы в виде прямоугольника или трапеции (сейчас стал треугольником).

Старинный регулярный парк был не очень большой – 10 гектаров. Поэтому строения в нём располагались довольно компактно. 
Совсем иначе в пейзажных парках, главный принцип и прелесть которых – внезапность: идёшь среди деревьев и кустов, вдыхая цветочные ароматы, и вдруг набредёшь на уютную беседку – можно присесть и почитать в уединении книгу; гуляешь в раздумьях, и тут дорожка делает извилистый поворот – а там скульптура какой-нибудь наяды или тенистый грот, суливший прохладу в знойный день; а вдали где-то и пруд с качающимися на волнистой ряби белоснежными кувшинками блеснёт солнечным бликом среди листвы. Парки были даже поделены условно на тематические зоны, которые должны были вызывать определённые чувства и мысли у посетителей, - печаль, радость, воспоминания и т.д. Недаром же Екатерина II, которая и ввела моду на пейзажные парки, говорила, что "парк должен воспитывать нового человека".  

Сейчас в усадьбе Василёво от регулярного парка, конечно, практически ничего не осталось… Хотя в своё время в нём было много завозных благородных деревьев, например, маньчжурский орех, красная берёза, американская берёза с белоснежными стволами без чёрных отметин, вязы, дубы, серебристые тополя, мелколистные липы и другие. Остатки былого разнообразия можно найти ещё в Митино. 

Каскад из трёх прудов на Безымянном ручье был задуман со шлюзами и плотинами таким образом, чтобы можно было удерживать воду и регулировать её уровень в среднем водоёме. Глубина доходила до 4 метров. Для чего? Ну, конечно, для красоты и развлечений. Здесь жили белые и чёрные лебеди. Когда гости приходили, плотину на верхнем пруду открывали, и вода начинала переливаться и течь из пруда в пруд.  Одна из затей – катание на коньках и лодках. По южному берегу пруда высаживали ели, которые сохраняли тень и прохладу, лёд покрывали плотным слоем соломы, вот они и не таял до июня. Так что не просто так были ели в василёвском парке, как, скажем, и кусты бузины (издревле её сажали около амбаров, потому как считалось, что растение отпугивает мышей). 

Был в усадьбе и ещё один пруд "Садок", из названия уже понятно, что там держали живую рыбу для кулинарных изысков.

На территории имения было ещё одно интересное и значительное строение – грунтовый сарай размером 76 х 17.5 метров – это было каменное строение без крыши. В нём выращивали вишню и черешню. В зимнее время деревья накрывали щитами, а летом – сетками, чтобы птицы не клевали ягоды.    

Самое красивое строение в парке - "каменная симфония" - валунный мост, который овеян догадками, тайнами, легендами и историями. Дата его строительства доподлинно неизвестна – 1790-е годы. Некогда два подобных моста украшали усадьбу Знаменское-Раёк, правда, были они меньшего размера. Есть такие же сооружения в районе деревни Паника, в Грузинах; строили из валунов погреба и кузницы. Некоторые исследователи считают, что сама технология подобного строительства была изобретена до Львова, но именно Николай Александрович, талантливый инженер, смог довести её до совершенства и возвести столь удивительный мост.  

Главной особенностью валунного пятиарочного моста с двумя гротами в Василёво является то, что он состоит из насухо сложенных камней разного размера, держащихся лишь с помощью силы тяжести, без растворов. Удерживает арки замковый камень весом в одну тонну. По этому мосту шла дорога в усадьбу из Торжка.

Под арками находятся два грота. По одной из версий, в южном располагался настоящий каземат, на окошке даже лет 30 назад ещё сохранялась кованая решётка. Внутри – несколько комнат, одна из которых совершенно тёмная. Там была также дубовая дверь, окованная железом. Более того, закопчённый потолок и отверстия в стене говорят о том, что когда-то здесь работала печь, то есть помещения были отапливаемые. По другим версиям, здесь были лебежатники или псарни. 

Огромные валуны для строительства моста на Валдайскую возвышенность в своё время притащил ледник. Однако есть в кладке весьма необычные камни – габбро-диорит, магматическая лава. Как она попала в Василёво? Есть версия, что камни были привезены из самой Италии, по другой версии, это наши родные камни, которые когда-то образовались на разломе тектонической плиты и найденные в Тверце. В Торжке 19 века подобные огненные породы называли "конгломерат" или спёкшийся камень. 

Своё название "Чёртов" мост получил в советские годы. Есть версия, что на Василёвской горе, которую называли лысой (там не росли деревья), в языческие времена было капище. И некоторые валуны для арочного моста были взяты именно с горы, у которой был другой мост – вот тот точно называли "Чёртовым". По другой версии, названием своим валунный мост обязан Чёртовому острову на Тверце – намывной банке, которая всё время меняла свои очертания и высоту, а потому представляла проблему для лоцманов барж.    

На валунном мосту снимали знаменитую сцену битвы зла с добром, вернее, тёмных и светлых сил, в фильме "Ночной дозор" 2004 года режиссёра Тимура Бекмамбетова.  

Бруствер в своё время на мосту был довольно высоким, до колен, и был выложен квадратно-диагональным или ромбическим узором.

 

Шестой материал из цикла "Гений вкуса" читайте на сайте ТИА 12 декабря.

Фото из архива ТИА.

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх