Тверской вагонзавод знакомит студентов с производством и условиями труда
10 апреля на Тверском вагоностроительном заводе (входит в состав АО "Трансмашхолдинг") стартовала акция "Неделя без турникетов": ТВЗ открыл свои двери для студентов и школьников и организует для ребят экскурсии в рамках одноименного профориентационного проекта Союза машиностроителей России. В первый день акции завод посетили студенты-первокурсники тверского колледжа им. П.А. Кайкова, которые осваивают специальность - "Мастер слесарных работ". Ребята побывали в музее ТВЗ и в цехах завода.
Главная цель подобных экскурсий – не только познакомить ребят с историей завода и особенностями производства, но и заинтересовать в выборе рабочей специальности, замотивировать прийти после окончания учёбы работать на вагонзавод, влиться в трудовой коллектив, связать свою судьбу с передовым и крупнейшим предприятием не только Верхневолжья, но и России в целом.
В музее студентов познакомили с экспозицией и рассказали об основных вехах истории тверского вагонзавода, которому в этом году исполнится 125 лет: времена царской железной дороги, Великая Отечественная война, расцвет машиностроения в СССР в 70-е годы, современность… Ребятам было явно интересно, особенно впечатлили истории о том, как их ровесники – калининцы 15-ти лет и младше - восстанавливали после оккупации и освобождения города вагонзавод, в мороз -40С, без сна и отдыха, как дети трудились на оборонную промышленность.
Не оставил равнодушными рассказ директора музея Ирины Борисовны Лебедевой о достижениях и открытиях тверских инженеров и конструкторов при создании новых типов вагонов. Вообще вся история Тверского вагоностроительного завода – это поводы для гордости за отечественную науку и промышленность: первые двухэтажные вагоны; первые кондиционеры в купе; создание опытного образца скоростного поезда с турбодвигателем от самолёта, развившего скорость 250 км в час; применение дюралевых сплавов и многое-многое другое.
Далее ребята отправились на экскурсию по самому заводу. Конечно, обойти всю площадь ТВЗ – нереально, так как территория предприятия составляет 93 гектара, как здесь шутят сами сотрудники, это два Ватикана. Но студентам показали одни из самых главных и …зрелищных цехов и рассказали об основных этапах производства.
На главной пропускной завода ребятам выдали специальные жилетки с надписью "Гость", каски, а также аудиогиды, что оказалось весьма удобным: ведь процессия растянется потом на десяток метров, в цехах кипит работа, кто-то чуть отстал для селфи, кто-то умчался вперёд, но каждое слово экскурсовода по заводу достигало цели. А информации было много – очень разной, интересной. Знакомил гостей с производством Артём Алексеевич Козлов, ведущий специалист по связям с общественностью ОАО "ТВЗ", член ТРО СоюзМаш России.
Так, пока группа шла в рамно-кузовной цех, наш гид успел сообщить, что сейчас на ТВЗ изготавливают около 50 видов пассажирских вагонов локомотивной тяги и электропоездов нового поколения: "Не каждая пекарня может похвастаться таким ассортиментом пирожков и булочек. А у нас вагоны!!! Мы выпускаем двухэтажные вагоны, вагоны-рестораны, почтовые вагоны, штабные, участвуем в производстве вагонов метро и низкопольных трамваев…".
В самом цеху студенты даже немного растерялись от масштабов производства. Гостей предупредили – ходим только по зелёным дорожкам. И тут под звук оповещающей системы приходят в движение краны, и сверху надвигается мощная платформа с тележкой – основой будущего вагона. "Повезло вам! – улыбаются рабочие. – Далеко на каждой экскурсионной группе удаётся увидеть, как тележку подают". И каково же было потом удивление, когда в другой части цеха ребята увидели уже сваренный и собранный кузов вагона – с боковинами, крышей. Даже не верится, что это было сделано руками человека.
- Да, наши работники – это наше главное достояние! Безусловно, Тверской вагоностроительный завод – высокотехнологичное современное производство, много автоматики и электроники. "И никакие роботы не заменят людей!", — говорит Артём.
Далее вагоны отправляются на покраску, затем – на сборку, укомплектацию… процесс сложный, каждый вагон должен соответствовать стандартам и требованиям по сотням пунктов, особенно, когда речь идёт о безопасности.
- Наши инженеры говорят, что по требованиям к безопасности тверские вагоны проходят испытаний, проверок и контрольных мероприятий больше, чем самолёты!
Удалось студентам колледжа посмотреть на то, как производят современные электропоезда "Иволга" - гордость ТВЗ. Тверские электрички сейчас ездят по московским диаметрам. Достоинства можно перечислять долго: широкие двери, климат-контроль, система обеззараживания воздуха, удобные пассажирские кресла с зарядками для гаджетов; в головном вагоне есть возможность для зарядки электросамокатов и места для велосипедов; состав способен очень быстро и плавно разгоняться и также тормозить; низкий уровень шума и т.д.
Также гостям продемонстрировали уже практически готовый пассажирский купейный вагон, где есть душевая кабинка, специальное игровое купе для детей, выполнены требования по программе доступной среды (кнопки вызова проводника, таблички со шрифтом Брайля и т.п.); купе открываются с помощью электронных карт-ключей, вместо привычного титана для кипятка – пурифайеры, которые воду не только греют, но ещё фильтруют и обеззараживают.
Будущих слесарей интересовали не только особенности производства, но и условия труда, и заработная плата, о чём они активно расспрашивали экскурсовода. Ребята попались серьёзные и вдумчивые, даже спрашивали про будущую…пенсию. Тверской вагоностроительный завод работает стабильно, заработок – выше чем средний по региону; рабочие получают все соцгарантии; на заводе есть свой медицинский центр, столовая, комнаты отдыха; огромное значение также уделяют охране труда и безопасности на производстве. На ТВЗ действует система "Цифровой завод". Например, перед началом смены каждый рабочий регистрируется в системе, получает план-задание на день, в конце рабочего дня проверят, сколько он сделал, сколько ему начислено денег и т.п. – всё очень доступно и прозрачно.
- А если после училища нам не хватит навыков? Вы нам поможете? Подучите? – интересовались учащиеся колледжа.
- Безусловно, мы обучаем разным рабочим специальностям, сотрудники подтверждают квалификацию, постоянно повышают уровень своей профессии, участвую в конкурсах профмастерства. Более того, у нас действует программа "Кадровый резерв", который позволяет прокачать свои навыки и умения, выйти на новый уровень мастерства, удовлетворить запросы на карьерный рост. У нас замечательные преподаватели, обучающие программы, мы проводим тренинги, практикумы, семинары, деловые игры…В общем, было бы желание развить свой потенциал, а все возможности для этого мы предоставим, – добавил Артём Алексеевич.
Рассказали ребятам и об интересной жизни заводчан: сотрудники не только здесь работают, но и вместе отдыхают, занимаются спортом, творчеством, на ТВЗ есть даже собственное молодёжное движение "Поколение Инжен". В это верится с трудом, но это так – на заводе сейчас трудится около 7.5 тысяч тверичан, это целый маленький город, но коллектив живёт дружно, в каждом цеху или производственном объединении – своя команда, настоящая заводская семья.
В структуру ТВЗ входят спортивно-оздоровительный комплекс, стадион, есть велопарковка, для любителей активного отдыха созданы команды по футболу, хоккею, волейболу и т.д., на заводе проводят различные турниры и состязания даже между цехами. Известен также туристический клуб ТВЗ "Проводник" – работники с семьями занимаются водным туризмом, ходят в походы, сплавляются по рекам России. Также развита среди работников вагонзавода волонтёрская деятельность – кто-то бескорыстно помогает ветеранам, а кто-то – бездомным животным.
Во дворце культуры "Металлист" действует немало различных детских кружков для дополнительного образования, творческих коллективов; сюда приезжают с гастролями многие театры и известные артисты, проходят концерты. Так что каждый может найти здесь применение своим талантам и способностям, найти дело по душе.
На ТВЗ и сейчас трудится много выпускников колледжа имени П.А.Кайкова – сварщики, автомеханики, слесари, токари. Как говорит Татьяна Васильевна Мурашова, преподаватель колледжа и куратор первокурсников, когда педагоги проходят по аллее, где установлена Доска почёта вагонзавода, то видят родные лица - это бывшие ученики - и испытывают чувство гордости.
- Я считаю, то такие экскурсии крайне необходимы для ребят. И не только для их профориентации, посещение таких предприятий, как ТВЗ, дают им гораздо большее. Ребята сами видят, какое здесь масштабное производство, какие современные технологии используют, как относятся к людям. Даже по территории идёшь и радуешься: такой порядок, чистота, чувствуется хозяйская рука. Я человек советской формации, и в наше время славили героев труда, людей рабочих специальностей. Мои ребята сегодня как в другом мире побывали. Так что надо больше проводить таких мероприятий, дни открытых дверей, экскурсий, встреч с представителями трудовых династий.
Слесари-первокурсники учатся у мастера Анатолия Борисовича Иванова, человека в рабочей среде известного. Раньше даже на заводе отдельно выделяли учеников "от Иванова", зная, что работать пришли хорошие специалисты. Ребятам предстоит отучиться в колледже почти три года, но уже сейчас они задумываются о будущей профессии.
- Я впервые побывал на ТВЗ и вообще на подобной экскурсии. И мне очень понравилось – особенно, как устроена работа в цехах, как идёт сборка вагонов. Правда, интересно было посмотреть на производство. Интересуют также условия труда, зарплата. Я сегодня для себя узнал много полезной информации. Так что буду думать. Вполне вероятно, что я потом приду работать на вагонзавод. Потому что я увидел, что ТВЗ – это крутое предприятия для рабочего класса, - рассказал студент колледжа Кайкова Дмитрий Меньшов.
Борис Малахаев из семьи медиков, но врачебную династию решил прервать и пойти получать рабочую специальность.
- А почему бы и нет? Я очень люблю что-то делать руками. Я ещё пока не определился, кем бы именно я хотел работать, - автомехаником, слесарем, токарем или сварщиком. А вагонзавод меня привлекает тем, что даёт стабильность, уверенность, что здесь можно получить работу и заработок. Но дело не только в деньгах, для меня важно, чтобы и сама работа нравилась, чтобы не выгорал эмоционально.
Олег Александрович Захаров, начальник отдела подбора, развития персонала и внутренних коммуникаций ОАО "ТВЗ", рассказал как раз о востребованности рабочих специальностей:
- Выпускники тверского колледжа имени Кайкова нам очень подходят, потому что они получают профессии по самым массовым нашим специальностям: сварщики (трудится больше 800 человек), электромонтажники (больше 1000 человек), слесари механосборочных работ (800 человек) и др. Так что люди нам нужны всегда! Вот ребята окончат колледж, потом отслужат в армии, а после они могут устроиться к нам на работу. Скажем, если говорить именно о слесарях, то мы ждём их в двух наших вагоносборочных цехах, особенно этот запрос актуален для линии по сборке электропоездов "Иволга". Более того, они придут к нам слесарями второго разряда, мы дадим им возможность со временем пройти обучение и повысить квалификацию.
Тверской вагонзавод в этом году решил расширить временные рамки акции "Неделя без турникетов" - она будет проходить с 10 по 21 апреля, включая также производственную площадку в Торжке. В эти дни запланированы экскурсии для студентов колледжей и школьников, профтестирования, ярмарка вакансий, встречи с учениками и другие мероприятия.