Сотрудники Центробанка и УМВД рассказали о схемах обмана и мошенниках
В марте 2022 году в России зафиксировали пик хакерских атак – хакеры в 40 раз чаще пытались взломать кредитные организации, чем за тот же период предыдущего года. В основном, это DDOS-атаки как на внутренние системы самих организаций, так и на личные кабинеты и информацию пользователей.
В Твери прошла совместная пресс-конференция представителей Банка России и УМВД по Тверской области по теме противодействия финансового мошенничества. Говорили о ситуации в области телефонного и кибермошенничества, о формах противодействия таким преступлениям и защиты тверичан от противоправных действий. Число обманов населения растет, но растет и число раскрытых преступлений, к сожалению, жители региона продолжают страдать от дистанционных мошенников. Основная причина-невнимательность людей и доверчивость.
"Одним из основных способов хищения денег со счетов граждан являются, так называемые, механизмы социальной инженерии – это, когда мошенники, воздействуя на сознание человека через звонки и СМС, пытаются получить доступ к деньгам, личным данным и паролям своих жертв", - рассказал управляющий Отделением по Тверской области ГУ Банка России по ЦФО Николай Комаров.
Несмотря на то, что за прошлый год количество мошенничеств с использованием социальной инженерии снизилось, общее число афер выросло за счёт оплаты услуг и товаров в интернете, которые стали особенно популярны с 2020 года.
Пользуясь ажиотажем во время больших праздников и доверчивостью наших людей, мошенники создают фишинговые сайты, с помощью которых выманивают у людей данные карты и деньги.
По словам Романа Шереметьева, начальник отдела по борьбе с киберпреступлениями УМВД России по Тверской области, по итогам 2022 года возраст жертв дистанционных мошенников в Тверской области существенно снизился. Так, большинство жертв – 65% находятся в возрасте до 60 лет. 55% из числа потерпевших составили женщины и 45% - мужчины.
Начальник отдела по борьбе с киберпреступлениями УМВД рассказал о популярных уловках, которые используют мошенники, предостерёг от участия в сомнительных инвестиционных программах, а также перечислил простые правила для сохранения своих сбережений.
"Мошенники играют на чувствах доверчивых людей. Придумывают легенду о несанкционированном оформлении кредита или списании денежных средств, вызывают у людей страх и панику. Кроме того, злоумышленники могут обещать небывало высокий процент по вкладу, а также выманивают деньги под предлогом оплаты пошлин или взносов для участия в биржевых торгах", - пояснил Роман Шереметьев.
За прошлый год количество мошеннических переводов и операций составило 877 тысяч, это на 15,3% ниже, чем в 2021 году, но общий объём украденных денег составил 14,2 миллиарда рублей, что на 4,3% больше, чем в позапрошлом году", - пояснил заместитель управляющего Отделением по Тверской области ГУ Банка России по ЦФО Вадим Тетин.
Телефонное и интернет-мошенничество очень адаптивно. Часто для своих обманов аферисты используют актуальные глобальные инфоповоды, к примеру, эпидемия COVID-19, изменения во внешнеполитической и экономической ситуациях, например, блокировка зарубежных банковских карт на территории РФ, и так далее.
Для защиты от мошенников на базе Центробанка создано подразделение "ФинЦЕРТ", в базе данных которого копится информация о номерах счетов, номерах телефонов, адресах электронной почты и других данных, которые были задействованы в мошеннических операциях. Эту информацию могут получить все организации, подавшие заявку в "ФинЦЕРТ".
"На сегодняшний день принят закон от 20 октября 2022 года N 408-ФЗ, который позволит "ФинЦЕРТу" активно взаимодействовать с УМВД по поводу обмена данными в нашей базе. Это ускорит распознавание мошеннических схем и улучшит общую ситуацию с телефонным и интернет-мошенничеством", - напомнил заместитель управляющего Отделением Банка России по региону.
Также Банк России активно взаимодействует с различными Министерствами и ведомствами, к примеру, с Минцифры; с операторами мобильной и сотовой связи по поводу блокировки номеров мошенников, звонков или сайтов.
"Соответствующее взаимодействие позволило за прошлый год заблокировать около 4 миллионов вызовов псевдо-работников Центрального банка, правоохранительных органов, кредитных организаций и так далее", - поделился статистикой Вадим Вадимович.
"Напоминаю, что Центробанк никогда не работает с физическими лицами. Даже круг юридических лиц, с которыми мы взаимодействуем, крайне ограничен", - напомнил Вадим Тетин.