25 Ноября 24, 01:10
Новости, Общество
09 Января 2023, 11:00

Роспотребнадзор рассказал о чарджбэке - способе вернуть деньги за покупку

В настоящее время существует несколько способов вернуть деньги за товар ненадлежащего качества или при нарушении других прав потребителей, не доводя дело до суда. Одним из таких способов является чарджбэк - процедура оспаривания платежа по банковской карте. К чарджбэку прибегают при разногласиях между покупателем и продавцом товара или исполнителем услуги.

Схема возврата выглядит следующим образом. Покупатель, права которого были нарушены, обращается в свой банк и просит его вернуть деньги на счет. Банк оценивает, можно ли начать процедуру чарджбэка. В тех случаях, когда это возможно, он передает претензию покупателя платежной системе, которая отправляет ее банку продавца. Тот выясняет, действительно ли его клиент обязан вернуть деньги. Если все так и есть, он спишет нужную сумму со счета продавца и через платежную систему отправит ее банку покупателя. После этого возврат поступит на счет самого покупателя.

В процессе возврата платежа через чарджбэк участвуют: банк покупателя, банк продавца (исполнителя) и платежная система, через которую производилась оплата.

Ситуации, в которых можно запросить возврат, определяются в правилах платежных систем и самих банков. Вот наиболее распространенные из них:

  1. вы оплатили товар, но неполучили его.
  2. продавец доставил не тот товар, который вы заказывали, или отправил бракованную вещь. Вы вернули покупку, но денег обратно не получили.
  3. с карты сняли больше, чем стоил товар или услуга.
  4. отель заявлял, что бронь можно отменить бесплатно, но, когда вы это сделали, с вас все равно взяли оплату за номер.

Правила и сроки процедуры устанавливают платежные системы. Следует учитывать, что поскольку в российском законодательстве нет понятия "чарджбэк", банки самостоятельно принимают решение - пользоваться этой процедурой или нет.

Что нужно сделать, чтобы вернуть деньги через чарджбэк?

Процедура состоит из нескольких этапов.

1. Попытаться уладить проблему с продавцом или исполнителем услуги самостоятельно.

Этот шаг нельзя пропустить. Банк не примет заявление на чарджбэк, пока потребитель не докажет, что уже пытался вернуть оплату самостоятельно.

2. Подать в свой банк заявление на возврат

Сделать это необходимо сразу же после того, как был получен отказ продавца/исполнителя либо ответ не поступил. Платежные системы устанавливают разные сроки подачи заявления на чарджбэк в зависимости от того, в какой момент прошла оплата покупки.

3. Дождаться решения банка.

Необходимо отметить, что при разрешении вопроса банк руководствуется регламентом платежной системы, а не законом "О защите прав потребителей", в связи с чем перечень ситуаций, когда указанным способом денежные средства подлежат возврату, может быть ограничен.

В любом случае, при невозможности решения вопроса в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться с соответствующим иском в суд.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх