3 200 км проводов: как энергетики работают в болотах и лесах Тверской области
Станислав Мингалеев уже 15 лет трудится в сфере электроэнергетики. После окончания Бежецкого промышленно-экономического колледжа и службы на флоте в 2007 году он устроился мастером бригады по эксплуатации распределительных сетей Бежецкого района электрических сетей филиала "Россети Центр" - "Тверьэнерго". В 2012 году он получил второе образование в Тверском политехе - также по специальности "Электроснабжение". Затем в 2014 году перешёл в Весьегонский район электрических сетей, который теперь возглавляет. Под его началом трудятся 130 человек.
Станислав говорит, что выбрал профессию легко, всегда увлекался техникой и электрикой.
- Я с детства проявлял интерес ко всевозможному оборудованию, к проводам, электричеству. И при выборе специальности не сомневался, любил ковыряться с приборами, магнитофонами. Сам что-то мастерил, ремонтировал. И так постепенно всё это переросло в профессию, - рассказывает он.
Сейчас его работа в большей степени связана с организацией надёжного и бесперебойного энергоснабжения населения четырёх административных округов Тверской области: Весьегонского, Краснохолмского, Сандовского и Молоковского. Все они находятся в ведении Весьегонского РЭС. Это 3 200 км электрических сетей, 988 трансформаторных подстанций, около 6 700 квадратных километров территории и более 20 000 человек, которые там проживают.
Сейчас Станиславу Мингалееву приходится решать задачи не только по выполнению планового ремонта, технологического присоединения потребителей, отработке обращений жителей, но и решать детективные головоломки, связанные с потерями электрической энергии.
Обнаружить хищение электричества непросто. Сначала идёт "кабинетная работа", когда эксперты анализируют все данные за определённый промежуток времени и выявляют собственно потери. Затем мастера начинают работу на местах, намётанным глазом обнаруживают "улики", указывающие на незаконное хищение электричества.
- Хищения - это же не только денежные убытки для нас, это и нарушение работы энергообъектов. Люди это делают порой первобытными способами – набрасывая на провода свои "изобретения", а это влияет на качество электроснабжения других потребителей, которые питаются от этой линии. Возможны аварии и пожары. Попадают под напряжение, пытаясь так подключиться. И смертельные случаи бывают, - объясняет начальник Весьегонского РЭС.
Но это лишь небольшая часть ежедневной работы энергетиков.
Тверская область богата лесами и полями, которые без ухода тоже стали лесами. Здесь много болот, в которых так хорошо чувствует себя клюква, и так плохо - электромонтёр, которому надо найти и устранить обрыв электросети.
Каждый из четырёх муниципальных районов, которые входят в зону обслуживания Весьегонского РЭС, имеет свои особенности. Например, Сандовский муниципальный округ изрезан оврагами и весьма холмист. А Весьегонской – ощетинился густыми лесами. И везде есть глухие болота и топи.
- В среднем если у нас общая протяжённость высоковольтных линий 2 000 км, то порядка 40-50% проходят по территориям лесополосы. Заболоченных участков где-то больше, где-то меньше, но они есть во всех четырёх районах, - говорит Станислав.
Есть ещё такой фактор, как погода. Летом из-за листвы деревья чаще падают при сильном ветре, это создаёт сверхнормативную нагрузку на сети, провода могут оборваться. Зимой деревья валит наледь и тяжёлый мокрый снег. Отложения гололёда на проводах тоже могут стать причиной обрыва.
Как рассказывает Станислав, в таком случае они действуют по многократно отработанным алгоритмам. Для оперативного выявления места обрыва используется специальное оборудование, срабатывает кварцевый предохранитель и из схемы "выпадает" тот участок, где произошло повреждение. В условиях большой протяжённости сети и её прохождении по залесенной местности, очень важно быстро определить место обрыва. На своем месте постоянно находится дежурный диспетчер, который наблюдает за состоянием сетей, чтобы сразу направить бригаду в место поломки.
- Время исправления зависит от местности и характера повреждения. Есть законодательно установленные рамки восстановления электроснабжения – это сутки. Но это очень много. Мы стремимся ко времени 2-3 часа. Если у нас это не получается, то есть, если повреждения значительные, мы применяем резервный источник электроснабжения. Выделив участок, где без электроэнергии остаются несколько населённых пунктов, мы устанавливаем генератор. Потребитель у нас со светом, а мы можем продолжать работать день, ночь – сколько понадобится. Иногда нужна подготовка подъездный путей, поставка дополнительного материала.
Работа часто требует от Станислава Мингалеева нестандартных решений. Помимо особенностей местности и капризов погоды есть сложные участки, которые постоянно нуждаются во внимании. И здесь инженерная мысль, и современные технические средства могут существенно уменьшить проблемы.
Так, сотрудники РЭС проводят реконструкцию линий 10 кВ путём сокращения участков в болотах, провода заменяют на более современные, с изоляцией, устойчивые к обрывам, переносят центры питания.
- Всё это направлено на повышение качества и устойчивости к погодным условиям наших сетей. Помимо основных мероприятий, таких как расчистка, замена оборудования, техническое обслуживание, приходится применять какие-то интересные решения. Эту работу ведём постоянно. Наша основная задача – качественное и надёжное электроснабжение.
22 декабря Станислав Мингалеев вместе со своими коллегами будут отмечать День энергетика. Праздник отмечают с 1966 года, после издания соответствующего Указа Президиума Верховного Совета СССР. Дата была приурочена к утверждению Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). В 80-х праздник решили сдвинуть, чтобы он всегда выпадал на выходной день, и выбрали третье воскресенье декабря. Однако новая дата не прижилась: торжества неофициально продолжали проходить 22 числа. В итоге в 2015 году вернули фиксированную дату: постановлением Правительства Российской Федерации № 1396 от 21 декабря 2015 года официальной датой праздника вновь стало 22 декабря