В Госдуме отклонили скандальный закон о едином операторе цифровой рекламы
Законопроект "О рекламе", который вынесли на повестку Государственной Думы летом этого года очень быстро прошёл первое чтение, но затем вызвал ожесточённые споры среди депутатов и резкую критику со стороны множества сообществ, организаций, регионов и антимонопольной службы. В результате широкого обсуждения 8 ноября законопроект отклонили.
Эксперты увидели в законе угрозу рыночной экономике в России, лоббирование интересов одной компании, попытку создания новой мегакорпорации-монополиста и опасный прецедент для всего рынка.
С чего всё началось
В июле 2022 года депутат Государственной Думы от Новгородской области, единорос Артём Кирьянов внёс на рассмотрение федерального парламента законопроект о создании единого рекламного оператора в России. Уже через неделю законопроект прошёл первое чтение, после чего его отправили на доработку из-за резко критической реакции.
Суть законопроекта
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что инициатива направлена на защиту национальных интересов РФ. По мнению автора, для этого необходимо выдать эксклюзивные права на размещение рекламы на цифровых конструкциях везде в стране на 30 лет без тендера на льготных условиях одной единственной компании – оператору цифровых рекламных конструкций. Остальные смогут использовать места, на которые единый оператор не претендует, пройдя через процедуры согласований и тендеров сроком на 10 лет. А вот единому оператору согласования не требуется, даже в части объектов размещения конструкций. Не требуется соблюдать ГОСТы или местные правила благоустройства. Если единый оператор захочет заслонить конструкцией объект культурного наследия, никто не сможет ему помешать. На всех рекламных конструкциях предполагается работа только программного обеспечения оператора. Тариф на использование ПО устанавливает опять же оператор. Законопроект даёт множество привилегий новой компании. Например, все государственные и муниципальные конструкции на улицах и в транспорте переходят тому же самому единому оператору. Как и права на размещение частных объявлений в сети Интернет.
Удар по экономике
Учёные-экономисты МГУ имени М.В. Ломоносова провели оценку воздействия нового законопроекта на бюджет. И пришли к неутешительным выводам. По их подсчётам, за 30 лет работы оператора бюджет потеряет от 28,6 до 85,7 миллиардов рублей неналоговых доходов. Плюс к этому до 664,3 миллионов рублей налогов в год составят потери от монополизации в рекламной отрасли. Ещё 432,9 миллиона рублей составят выпадающие потери внебюджетных фондов. Документ экономисты направили в Госдуму. Об этом исследовании написала Lenta.ru.
Для достижения заявленных целей по защите национальных интересов достаточно введения сертификации, считают исследователи. Тогда удастся избежать всех тех потерь, которые неизбежны при монополизации рынка.
Специалисты "Минченко консалтинг" сообщили, что по их оценкам, при принятии законопроекта без правок или с минимальными экономику России ждёт "Госкапитализм в кубе". То есть, резкое увеличение роли государства в экономике, появление мегагоскорпораций и в других отраслях, как итог – ликвидация частной инициативы, переход к плановой негибкой модели, напоминающей иранскую.
Негативно законопроект оценили в Федеральной антимонопольной службе, множестве общественных движений и организаций, начиная с Общероссийского Народного Фронта и заканчивая АНО "Цифровая экономика". Многие регионы высказались против законопроекта, оценив потери бюджетов.
Реакция депутатов Государственной Думы
Редакция ТИА обратилась за разъяснениями к депутатам Государственной Думы РФ от Тверской области. Депутаты ГД Алексей Чепа и Олег Лебедев прямо заявили о том, что не поддерживают этот законопроект, и считают его монополистским.
В ходе обсуждения на заседании многие депутаты из опоозиционных партий выступили с резкой критикой. Депутаты называли законопроект "вредительским", "импортозамещением наоборот", "создающим угрозу тотальной монополизации рынка". Среди недостатков указывали уязвимость единственного ПО перед хакерскими атаками, лишение права голоса местных властей. Но основные минусы – потеря дохода для множества небольших компаний, сокращение числа рабочих мест, уменьшение отчислений в местные бюджеты.
Единоросы предложили внести в законопроект изменения, направленные на сохранение конкуренции, доходов бюджета и рабочих мест. В результате документ отправили законопроект на доработку до 1 ноября. А 8 ноября в Государственной Думе его и вовсе "завернули".
- Руководство Госдумы показало, что у парламента есть субъектность. Что фракция парламентского большинства, несмотря на своё доминирование, готова прислушиваться к разумным доводам со стороны оппозиции и участников рынка. Что голос регионов имеет значение и вес на федеральном уровне, - прокомментировал ситуацию глава "Минченко консалтинг" Евгений Минченко.