02 Мая 24, 15:17
Новости, Интервью
31 Октября 2022, 11:35

Калязинская колокольня: новое видение старого образа

Молодой художник Егор Комаров родом из Калязина. Когда шла реставрация знаменитой колокольни Никольского собора, он вдохновился действом и создал две необычные атмосферные картины - две символичные стороны одного образа, где нашла отражение жизнь самого города. На первый взгляд, они мрачные и даже депрессивные, но на самом деле там есть и надежда для "заблудших душ". Корреспондент ТИА поговорил с художником о его творчестве, об отношении к родному Калязину и, конечно, о самой колокольне.

1938 год. Старинные улицы Калязина отсчитывают последние дни своей жизни. Скоро ударная советская стройка превратит их в умиротворяющую гладь Волги, скрывающую под собой остов мёртвого города. Но останется колокольня после подрыва Николаевского собора и калязинского Макарьевского монастыря. Она стоит посреди реки и тихо нашептывает жителям Калязина и туристам тайны, которые, наверное, не знает ни один историк. И кажется, что можно услышать, как по затопленным улицам меж остовов домов всё ещё стучат дрожки, с бранящимися кучерами, а лавочники зазывают посетителей отведать их товар.

Эта атмосфера продолжает притягивать творческих людей и наталкивает их на креативные идеи, например, проект коллекции мужской одежды Voda бренда Infundibulum, посвящённый калязинским бурлакам. “Это история об исчезнувшем мире, об ушедшем под воду укладе и об умолкших песнях”, - пишут авторы коллекции. О ней уже рассказывало ТИА.

Не один десяток художников и фотографов пытались показать колокольню как нечто уникальное и оторванное от мира, забывая иногда о том, что она неотделима от своего города и создать полноценное произведение искусства можно только, не разрывая её с Калязином и его настроением.

Показать колокольню Николаевского собора и город такими, какие они есть, может только тот художник, который родился и вырос в Калязине, знает все его особенности и скрытые от чужих глаз стороны.

Недавно в интернете, в одной из социальных сетей редакция ТИА наткнулась на необычную картину с изображением калязинской колокольни.
Что интересного в этой картине? На самом деле их две, но есть ощущение, что вместе они, как Инь и Янь - одно целое и дополняют друг друга. На обеих очень нетипичное изображение колокольни и набережной, обе работы пропитаны народным духом, у обеих один сюжет, композиция, но очень различны посыл и энергетика.

Оказалось, что автор этих работ - художник Егор Комаров. Родился и вырос он в Калязине, учился в местной художественной школе, которая славится своим качественным образованием. Поэтому неудивительно, что после школы Егор поступил в известнейший МГАХИ им. В. И. Сурикова.

Дипломным проектом Егора в этом году стал цикл “Возрождение. Калязин”, который, кстати, комиссия оценила на отлично. Подробнее об этом проекте и о своём творчестве художник рассказал корреспонденту ТИА.

- Я с детства знал, что мне быть художником. С самого детства по институтские годы поддерживал меня на этом поприще и был моим главным учителем и наставником П.Ф Никонов.

В 2016 году после 11 класса твёрдо решил учиться в МГАХИ им. В. И. Сурикова - одном из лучших художественных институтов России. Забавно, что, когда мама, после двух неудачных попыток поступить в художественное училище после 9 и 10 класса, предложила подать заявление в ещё один вуз “на всякий случай”, я чётко ей ответил: “Мама, либо стану художником, либо никем”.

Первые два года я учился под началом мастера А.В. Ремнёва, дальше свой опыт передавал художник Ю.А. Шишков. Институт окончил в этом году и уже вступил в Московский союз художников.

- Как пришла идея сделать своим дипломным проектом именно колокольню Николаевского собора?

- Тут нет ничего необычного. В прошлом году я гулял по калязинской набережной и увидел, что символ нашего города реставрируют. Я как-то забыл об этой реставрации, и увиденное заинтересовало меня. Вообще, для создания картины художнику важны эмоции от визуального образа, и ТАКАЯ колокольня именно их и вызвала. Мне показалось это интересным. Я достал из кармана блокнот и карандаш и сделал первые наброски.

- Обе работы очень похожи. Почему ты решил не останавливаться на одной и почему твоя колокольня накренилась и "падает"?

- В первую очередь, они различаются по технике: одна выполнена в холсте маслом, а вторая - бумажная аппликация. С позиции смысла эти работы - две стороны одной медали, они уравновешивают друг друга.

Здесь есть жизнь, набережная ею наполнена. Я хотел показать оптимизм, кипящую работу. Люди реставрируют колокольню, чтобы дополнить картину светлого и живого города.

Тут же колокольня - это маяк, который должен рассеять мрак, и последняя надежда для заблудших душ на духовное возрождение. Они восстанавливают её, чтобы обрести спасение. Сам город на картине, на мой взгляд, страшен.

Посреди улицы сидит нищий пьяница, играющий на гармони, а на его чемодане на французском написана знаменитая фраза “Я не ел шесть дней”, и играет он совсем не от весёлой жизни.

На фасаде этого обветшалого дома висит баннер с изображением святого Макария Калязинского – такие, обычно, развешиваются перед днём города на разрушенные дома, чтобы скрыть реальную печальную ситуацию в городе, а прямо за углом хулиганы избивают несчастного. На обеих картинах колокольня символизирует Россию. Она накренена в сторону, будто, вот-вот рухнет, но держится, как наш народ и страна - несмотря на многовековые трудности и страдания, наши люди остаются непоколебимыми и стойкими. Своим шпилем колокольня пронизывает время и как бы является напоминанием о великой истории. Она крепко стоит посреди “чёрной” воды.

- На картинах ты показал только край городской набережной. Каков весь Калязин для тебя?

- Родной. Каким бы он ни был: иногда злым, немного одичавшим - я всё равно его принимаю. Здесь я рос и становился личностью. У меня вызывает восхищение его парадоксальность - несмотря ни на что, там живут великие люди, которые сами, как история. Они прошли через кучу жизненных испытаний и остались добрыми и открытыми.

- Скажи, а кто и что тебя вдохновляет?

- Меня всегда вдохновляли разные художники - это зависит от определенного периода моей жизни и конкретной творческой задачи. Например, когда я работал над дипломной работой, я вдохновлялся такими мастерами как А.А. Дейнека, Питер Брейгель старший, П.Ф. Никонов.

Также классики русской живописи, такие как Репин, Левитан, Суриков, Врубель - всегда привлекали моё внимание и вдохновляли. Из зарубежных я бы выделил для себя Моне, Ван Гога, Пикассо, Сезанн, Писсаро, Марке и много других.

Если мы говорим не о художниках, а об окружении, то меня вдохновляет сама жизнь. Её мелочи, недочёты, искренность. Даже тот мужчина с гармонью на картине, который “не ел шесть дней”. У него есть реальный прототип - один из местных уличных музыкантов, который рассказывал мне, что раньше был учителем музыки и владеет несколькими музыкальными инструментами. У него остался всего один зуб, который он в шутку называет “помидорным” - он раскусывает им помидоры. Однажды он попросил меня написать по-французски ему на чемодане эту известную фразу, и мне подумалось: “А ведь даже у него, наверное, очень интересная история жизни”. Такая история есть у каждого. Они сплетаются и превращаются в полноценное жизненное повествование - это меня и вдохновляет.

- Как ты считаешь, колокольня стала выглядеть лучше после реставрации?

- Думаю, нет. Раньше я смотрел на неё и чувствовал что-то, что связывало город с прошлым, с историей. Видел в ней загадочный призрак затопленного города. К тому же она хорошо отражала и нынешнее состояние Калязина. Сейчас же она напоминает мне "виниры" - это искусственные накладки на зубы, которые так популярны сейчас среди звёзд эстрады и современных "селебрити". Их зубы выглядят неестественно белыми, безупречно ровными и из-за этого эти известные личности сами становятся похожи на бездушные куклы. Также и Колокольня после реставрации стада пластмассовой, игрушечной, безликой. Это большая трагедия.

- Художник пишет картины для себя или для публики?

- Хороший вопрос. Художник не может существовать без зрителя. Он пишет картины и выставляет их на зрительский суд, чтобы получить оценку, а иногда и выхватить критику. Но творец не должен идти на поводу у публики, опираться только на ее желания, а думать своей головой и выражать СВОИ эмоции на холсте. Сейчас, на мой взгляд, В современном искусстве преобладает большое количество ширпотреба, "оформиловки" и просто элементарного дилетантизма. Многие молодые художники перепрыгивают сразу через все ступени обучения и со словами “я художник, я так вижу” пытаются встать на последнюю, считая себя творцами. На самом деле, их картины рассчитаны на “ВАУ - эффект” и они не содержат искренних чувств и настоящего замысла. Это ужасно!

- Ты вынашиваешь какие-нибудь новые творческие планы и просто планы на будущее?

- Сейчас я ищу этюды и собираю материал. Мои новые работы я планирую посвятить простому и прозаичному человеческому труду, остросоциальным и просто отвлечённым темам.

Недавно я вернулся из Москвы, живу в деревне под Калязином. Здесь у меня целая мастерская. На природе мне намного спокойнее и проще работать. Само сельское окружение вдохновляет меня на творчество. Хотя, в будущем я планирую вернуться в столицу.

- А чем ты сейчас зарабатываешь на жизнь?

- Зарабатываю я заказами на портреты, пейзажи и проектами дизайнерской росписи помещений. Ещё я занимаюсь кастомом одежды, то есть создаю уникальные изображения для нанесения на предметы гардероба. Сейчас это весьма востребовано. Люди хотят выделиться, заявить о себе и просто красиво выглядеть, я стараюсь им в этом помочь, привнося в их жизнь “новые краски”.

Все фото взяты со страницы Егора Комарова в ВК

Галерея
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх