02 Мая 24, 01:32
Новости, Культура
28 Сентября 2022, 12:40

В картинной галерее Твери представлены фамильные портреты из усадьбы Сахарово

В Тверской картинной гелерее хранятся полотна из собрания дворянской усадьбы Сахарово под Тверью, принадлежавшей роду фельдмаршала И.В. Гурко. После революции в губернский музей перешла оттуда часть коллекции произведений искусства, в том числе фамильные портреты. 

В Тверской картинной гелерее хранятся полотна из собрания дворянской усадьбы Сахарово под Тверью, принадлежавшей роду фельдмаршала И.В. Гурко. После революции в губернский музей перешла оттуда часть коллекции произведений искусства, в том числе фамильные портреты. Вячеслав Савельев, главный научный сотрудник ТОКГ, рассказал о двух женских сахаровских портретах.

В Сахарове родовое гнездо возникло довольно поздно, а "культурный слой" сложился только во второй половине XIX в. и был связан с фельдмаршалом и поколением его детей. Однако состав фамильной портретной галереи гораздо богаче. В ранней части собрания превалируют сюжеты, относящиеся не к собственно Гурко, а к их связям по женской линии. 

Женой первого сахаровского помещика из рода Гурко – Владимира Иосифовича – была Татьяна Алексеевна Корф, благодаря которой его род обрел родство с высшей русской аристократией. Супруги купили Сахарово в 1829 г. В картинной галерее сахаровская коллекция представлена двумя портретами, относящимися к ветви Корфов-Нарышкиных. 

Старшая из женщин – баронесса Анастасия Александровна Корф, урожденная Нарышкина (1760-1847), дочь камергера Екатерины II, жена генерал-майора барона А.Г. фон Корфа, командира Московского карабинерного полка. Экспонируемый портрет баронессы может быть с осторожностью отнесен к произведениям местного происхождения, что косвенно подтверждается сравнительной простотой его живописной техники. 

Скорее всего, молодая дама – старшая дочь владельцев Едимонова Татьяна Алексеевна Корф (1795-1840), по мужу Гурко, основательница родового гнезда в Сахарове. Портрет молодой дамы, вероятно, был важнее для заказчиков, учитывая его габариты и явное стремление к парадности. Если старая баронесса Корф запечатлена в простом платье и традиционном глухом чепце, прикрывающем седину, то на втором полотне перед нами типичная красавица в стиле ампир в бальном наряде с открытыми плечами, рукавами-фонариками и очень высокой талией. Это мода времен Отечественной войны 1812 года и ближайших к ней лет. 

Дама позирует в жемчужной парюре из диадемы, серег и ожерелья. Деталью, подчеркивающей ее статус, является шаль с орнаментом. Зрителю-современнику предлагалось узнать в ней сверхпрестижную "колокольцовскую" шаль - подлинные аксессуары такого рода были крайне малодоступны из-за высокой цены и ограниченного предложения. Обладательницы колокольцовских шалей при позировании стремились запечатлеть предмет своей гордости, оборачивая к публике узорчатую полосу по краю. Ширина каймы указывала на общественное положение дамы так же, как ордена и эполеты у мужчин.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх