Дети и животные: кому и почему помогают россияне, делая пожертвования
Фонд "Нужна помощь" совместно с агентством онлайн-исследований ежегодно проводят опрос интернет-пользователей из городов с населением от 100 тысяч об участии граждан в благотворительности. По данным за последние 12 месяцев, 75% пользователей хотя бы раз участвовали в практиках благотворительности, за которыми стоит работа благотворительных организаций.
Чаще всего люди оказывают помощь в следующих формах:
- пожертвование денег в ящики-копилки в общественных местах (45,2% россиян);
- отправка смс на короткий номер (35,8% россиян);
- передача вещей (одежды, продуктов и др.) (28,6% россиян).
За последние два года доля людей, которые участвовали в профессиональной благотворительности ежемесячно (т.е. делали что-то из списка хотя бы раз в месяц), постепенно растёт.
Кому помогают чаще и реже всего?
Самые "популярные" направления работы благотворительных организаций с точки зрения пожертвований не меняются уже много лет:
- на лечение детей (39,2%);
- помощь бездомным животным (28%);
- помощь малоимущим (20,6%);
- помощь домам престарелых и детским домам (18,6%);
- помощь детям-сиротам и детям в трудной жизненной ситуации (15,9%).
Список "антилидеров" немного изменился. Традиционно сюда попадают группы, представителям которых, с одной стороны, сложнее всего сочувствовать, а с другой — с ними работают лишь единичные организации:
- заключенные и люди, освободившиеся из мест лишения свободы (1,4%);
- люди с ВИЧ (1,8%);
- люди с зависимостями (2%) и др.
До 2022 года в эту группу входили также мигранты и беженцы, однако в последние месяцы выросло как число благотворительных программ, помогающих этой группе, так и численность людей, поддерживающих такие программы финансово: с 2% в 2021 году до 6% в 2022.
Отношение к благотворительным организациям и мотивы участия в благотворительности
На основании опросов выяснилось, что основные мотивы совершения пожертвований у россяин таковы:
- сострадание, сочувствие нуждающимся;
- желание изменить мир к лучшему;
- привычка помогать другим;
- желание чувствовать себя нужным и полезным.
Барьеры участия в благотворительности
По результатам опроса выяснилось, что до 37% снизилась готовность совершать пожертвования в благотворительные организации в будущем. Основные причины:
- недоверие к благотворительным организациям, фондам;
- нет финансовой возможности;
- желание помогать нуждающимся напрямую;
- отсутствие интереса к благотворительности.