28 Ноября 22, 12:21
Новости, Интервью
26 Августа 2022, 10:08

Любимые дачи и усадьбы на рубеже веков в творчестве тверских художников

В этом году ТИА снова проводит наш традиционный фотоконкурс "Моя любимая дача". Мы уже начали публиковать материалы наших участников. Но ведь дачи были весьма популярны в России ещё до революции. Правда, тогда в это понятие вкладывали иное значение. В Тверской губернии подобных усадеб было множество, где, в том числе, жили и творили художники. А значит, интересно было бы посмотреть, что вдохновляло живописцев, как они представляли жизнь на даче, какими были их владельцы и внутреннее убранство домов. За помощью мы обратились в Тверскую областную картинную галерею, где есть картины на "дачную" тему. Экскурсию для нас провела зав. сектором музейной педагогики Дарья Жигалина.  

В конце XIX – начале XX веков дачи были очень популярны в России, правда, имели иное предназначение: если сейчас в основном дача – это кормилица, то в те годы это была усадьба, куда уезжали из душных городов целыми семьями на отдых, а потому непременно на участке был дом с большой верандой, пруд или река поблизости, цветники, сад. Сами дома отличались особенной красотой, большими светлыми комнатами, внутренним убранством, где было очень уютно жить, встречать гостей, пить чай в беседке или на веранде, устраивать пикники, кататься на лодках, купаться в специально оборудованных купальнях, читать книги, лёжа в гамаке, музицировать, любоваться природой… Дача – это место для душевного отдыха. Конечно, в поисках натуры дачи просто обожали художники-пейзажисты и не только, тем более, что на смене веков в русскую живопись приходят веяния импрессионистов, а потому нужно было непременно передать эмоциональное состояние, запечатлеть мимолётность и переменчивость окружающей природы, но не в студии (по памяти), а непосредственно на месте. Отсюда стали так модны пленэры. 
    
В Тверской губернии было немало изумительных усадеб, куда приезжали художники – Исаак Левитан, трепетно любивший красоту именно русской природы, и его ученики. А потому в Тверской картинной галерее хранится немало полотен, созданных мастерами живописи в Тверском крае. Чем они так дороги нам, помимо собственно художественной ценности наследия русской живописи? Благодаря этим картинам мы видим интерьеры тверских усадеб, узнаём об их владельцах и людях, гостивших в имениях за городом, их образе жизни.    

Левитан останавливался у своих друзей Панафидиных в усадьбе Курово-Покровское (Старицкий район). В экспозиции галереи есть уникальное плотно – портрет хозяина усадьбы, ведь Левитан написал за свою жизнь очень мало портретов.

- Левитана в Курово-Покровском принимали очень радушно. В благодарность он и написал портрет владельца усадьбы Николая Панафидина, в очень тёплой цветовой гамме. Мы видим, что художник был не менее искусным портретистом, просто он обожал писать именно пейзажи, его полотна пронизаны лирикой и поэзией русской природы, наполнены тишиной и покоем, - рассказывает Дарья Жигалина. 

Говоря о тверских усадьбах, нужно сказать об усадьбе Дервизов в Домотканово, где неоднократно бывал другой известный русский художник Валентин Серов и где сейчас расположен Мемориально-художественный музей Валентина Серова, филиал Тверской картинной галереи. Домотканово – особенная усадьба, место встречи художников, куда они приезжали писать полотна с натуры. В постоянной экспозиции галереи выставлена весьма интересная картина, полная таинственности, - этюд к работе "Русалка". Работа была написана как раз в Домотканово. В тёмных тонах художник изобразил пруд усадьбы, загадочный, с нависшими над водой ветвями.

- Чтобы написать саму русалку, он попросил позировать своих сестёр, однако барышни отказались залезать в пруд. Тогда Валентин Серов нашёл другую натуру – позировать согласился деревенский юноша. В этюде собственно и нет чётко прописанного образа русалки, лишь намёк. Для автора было главное передать атмосферу таинственности и волшебства. 

Вторая работа Серова в экспозиции – потрет его возлюбленной, будущей супруги Оленьки Трубниковой. Художник написал образ девушки в тот период, когда ещё только ухаживал за любимой. Потрет небольшой, скорее, даже набросок, очень нежный и светлый.

Не менее знаменита в Тверской губернии дача "Чайка" (ныне Удомельский район), которая принадлежала художнику Витольду Бялыницкому-Бируле, ученику Левитана. Владелец сначала приобрёл земельный участок в очень живописном месте Вышневолоцкого уезда, а потом построил усадьбу. Владелец назвал имение "Чайка", потому что форма дома чем-то напоминает летящую птицу, если посмотреть с высоты. Дача станет настоящим культурным центром, если хотите, сосредоточием творческой мысли, потому что здесь постоянно гостили художники, писатели, поэты.

- Тема дачи и русских усадеб была широко представлена не только в живописи, но и литературе. Очевидно, авторы чувствовали на границе веков, что уходит эпоха, грядут большие перемены, привычный усадебный уклад скоро исчезнет, а потому стремились запечатлеть эту сторону жизни во всех её проявлениях. 

Певцом дворянской усадьбы называли Станислава Жуковского, последователя Исаака Левитана. Вместе с другими художниками Станислав Юлианович приезжал в гости в "Чайку", они вместе охотились, отдыхали и, конечно, писали пейзажи. Картина Жуковского "В старом доме. Печка" весьма необычна. Художник изобразил внутренний интерьер усадебного дома: на первом плане – сама пышущая жаром печь, на втором – уютная комната, с красивой мебелью красного дерева, ткаными половиками.

Интересно, что на картине нет изображения жильцов дома, но повсюду чувствуются их присутствие, даже по портретам, развешанным на стенах. На контрасте – зимний пейзаж в окне, третий план. Картина так и манит зрителя, хочется оказаться внутри этого тепла и уюта. Сразу приходят на ум строки Александра Пушкина (кстати, "Зимнее утро" тоже было написано в Тверской губернии): 

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.

Жуковский был очень разноплановым художником. Рядом представлено его другое полотно – "Бессонная ночь. Светает". Картина наполнена романтизмом и сентиментализмом: девушка не могла уснуть, провела ночь в кресле на лужайке перед домом и только на рассвете задремала. В окнах – отблески восходящего солнца, ранний рассвет, героиню окружают цветущие кусты сирени, да и сама работа выполнена в нежных сиренево-лиловых-розоватых тонах, что добавляет картине особенное очарование, ощущение тишины и раннего утра, когда ещё всё спит, воздух подёрнут предрассветной дымкой. А на дальнем плане – величественный усадебный дом.

Картина Жуковского "Купальня в парке" также отражает усадебную жизнь. Работа выполнена с элементами импрессионизма. Если посмотреть на водную гладь вблизи, то видно, что художник смешивал краски не на палитре, а прямо на холсте – клал мазок за мазком, а в целом получается изумительное ощущение ряби от ветерка на пруду в солнечный летний день. Картина очень радостная, наполнена ощущением счастья. 

В этом зале представлены полотна Александра Моравова, его раннее творчество. Например, "Портрет Варвары Ушаковой.У окна", работа классическая, отличается сдержанной цветовой гаммой. На этой картине можно увидеть интерьер усадьбы Островно. 

- Разглядывая эти картины, ловишь себя на остром желании попасть туда, в эту усадьбу, непременно в ту эпоху. Уклад жизни был отличным от современности: люди жили неспешно, было много покоя, гармонии, читали книги, музицировали, вели беседы. 

Необычная работа по цвету – картина Моравова "Интерьер", где преобладают оттенки розового. Интересна задумка художника об отражении (лампадка – в окне, веранды – в зеркале), получается некая двойственность, что придаёт ощущение какого-то волшебства. Картина была создана в усадьбе Гарусово (имение Аракчеевых).   

А вот в следующей картине Александра Моравова мы уже "вышли" на веранду. На нас просто сходу обрушивается жаркий летний день, знойный, звенящий от обилия солнечного света. И это при том, что веранда скрыта в тени деревьев. Картина – это семейный портрет, изображены жена и сынишка художника. 

- Вообще для каждой усадьбы веранда имела огромное значение. Они были большими, светлыми, с несколькими окнами. В тёплое время года или погожие деньки семьи собирались вместе за одним столом, пили чай, читали газеты или книги, вели беседы. На картине Моравова веранда вся пронизана солнцем, ощущение от работы настолько радостные! Художник пишет её как раз в тот момент, когда его сын научился читать. И вот это маленькое, но столь важное событие для семьи мастер и запечатлел. 

Картина художника Николая Богданова-Бельского продолжает тему солнечной веранды, работа так и называется – "На террасе. Этюд света". Три девушки разговаривают сидя за столом. Главный герой картины  – солнечный свет, заливающий всё пространство.  

Владелец дачи "Чайка", где сейчас расположен Центр культуры и искусства, филиал Тверской картинной галереи, Витольд Бялыницкий-Бируля писал восхитительные светлые трогательные пейзажи. Левитан говорил про своего ученика, что он как никто другой умеет "писать тишину".     

- В его работах нет динамики, суеты. Думаю, что такого эффекта художник достигал за счёт цветовой гаммы, немного разбеленной, без ярких и кричащих красок. Например, лиричный пейзаж с нежно-голубой часовней и деревенскими избами полон созерцательной философии. Мастеру важно было не просто передать реалистичность пейзажа, но и его поэтичность. Рядом – натюрморт "Левкои", очень нежные, трогательные и хрупкие цветы в массивной вазе.

Мы рассказали далеко не о всех полотнах, посвящённых даче и усадьбе конца XIX – начала XX веков, хранящихся в Тверской областной картинной галерее. Но, пожалуй, все работы объединяет одно – так хочется попасть туда, в этот добрый и теплый мир. Приходите в галерею насладиться созерцанием живописных картин, уверены, они подарят прекрасное настроение, особенно в промозглые осенне-зимние дни. 

ТИА продолжает фотоконкурс "Моя любимая дача". Что же от вас нужно, наши уважаемые читатели? Все просто - присылайте фотографии о ваших дачах, усадьбах, садах и огородах, а также небольшие или большие рассказы о том, что у вас растёт и цветёт, историю вашей дачи, как вы проводите время с семьёй и питомцами, об урожае и заготовках на зиму и так далее - полёт фантазии безграничен. 

Ваши материалы мы принимаем по электронной почте редакции info@tvernews.ru. Конкурс продлится по 11 сентября, после чего на сайте ТИА пройдёт народное голосование по выборы победителя. А в середине сентября мы уже готовы будем вручить подарки - две мультиварки. 

       

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи Viber или WhatsApp +79201501000
Комментарии (1)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • jfecit Offline
    26 Августа 2022, 13:13
    Вдохновляет. Третий план "Печки" зовет кобылку бурую запречь )
    0 0

Любимые дачи и усадьбы на рубеже веков в творчестве тверских художников

26 Августа 2022, 10:08

В этом году ТИА снова проводит наш традиционный фотоконкурс "Моя любимая дача". Мы уже начали публиковать материалы наших участников. Но ведь дачи были весьма популярны в России ещё до революции. Правда, тогда в это понятие вкладывали иное значение. В Тверской губернии подобных усадеб было множество, где, в том числе, жили и творили художники. А значит, интересно было бы посмотреть, что вдохновляло живописцев, как они представляли жизнь на даче, какими были их владельцы и внутреннее убранство домов. За помощью мы обратились в Тверскую областную картинную галерею, где есть картины на "дачную" тему. Экскурсию для нас провела зав. сектором музейной педагогики Дарья Жигалина.  

В конце XIX – начале XX веков дачи были очень популярны в России, правда, имели иное предназначение: если сейчас в основном дача – это кормилица, то в те годы это была усадьба, куда уезжали из душных городов целыми семьями на отдых, а потому непременно на участке был дом с большой верандой, пруд или река поблизости, цветники, сад. Сами дома отличались особенной красотой, большими светлыми комнатами, внутренним убранством, где было очень уютно жить, встречать гостей, пить чай в беседке или на веранде, устраивать пикники, кататься на лодках, купаться в специально оборудованных купальнях, читать книги, лёжа в гамаке, музицировать, любоваться природой… Дача – это место для душевного отдыха. Конечно, в поисках натуры дачи просто обожали художники-пейзажисты и не только, тем более, что на смене веков в русскую живопись приходят веяния импрессионистов, а потому нужно было непременно передать эмоциональное состояние, запечатлеть мимолётность и переменчивость окружающей природы, но не в студии (по памяти), а непосредственно на месте. Отсюда стали так модны пленэры. 
    
В Тверской губернии было немало изумительных усадеб, куда приезжали художники – Исаак Левитан, трепетно любивший красоту именно русской природы, и его ученики. А потому в Тверской картинной галерее хранится немало полотен, созданных мастерами живописи в Тверском крае. Чем они так дороги нам, помимо собственно художественной ценности наследия русской живописи? Благодаря этим картинам мы видим интерьеры тверских усадеб, узнаём об их владельцах и людях, гостивших в имениях за городом, их образе жизни.    

Левитан останавливался у своих друзей Панафидиных в усадьбе Курово-Покровское (Старицкий район). В экспозиции галереи есть уникальное плотно – портрет хозяина усадьбы, ведь Левитан написал за свою жизнь очень мало портретов.

- Левитана в Курово-Покровском принимали очень радушно. В благодарность он и написал портрет владельца усадьбы Николая Панафидина, в очень тёплой цветовой гамме. Мы видим, что художник был не менее искусным портретистом, просто он обожал писать именно пейзажи, его полотна пронизаны лирикой и поэзией русской природы, наполнены тишиной и покоем, - рассказывает Дарья Жигалина. 

Говоря о тверских усадьбах, нужно сказать об усадьбе Дервизов в Домотканово, где неоднократно бывал другой известный русский художник Валентин Серов и где сейчас расположен Мемориально-художественный музей Валентина Серова, филиал Тверской картинной галереи. Домотканово – особенная усадьба, место встречи художников, куда они приезжали писать полотна с натуры. В постоянной экспозиции галереи выставлена весьма интересная картина, полная таинственности, - этюд к работе "Русалка". Работа была написана как раз в Домотканово. В тёмных тонах художник изобразил пруд усадьбы, загадочный, с нависшими над водой ветвями.

- Чтобы написать саму русалку, он попросил позировать своих сестёр, однако барышни отказались залезать в пруд. Тогда Валентин Серов нашёл другую натуру – позировать согласился деревенский юноша. В этюде собственно и нет чётко прописанного образа русалки, лишь намёк. Для автора было главное передать атмосферу таинственности и волшебства. 

Вторая работа Серова в экспозиции – потрет его возлюбленной, будущей супруги Оленьки Трубниковой. Художник написал образ девушки в тот период, когда ещё только ухаживал за любимой. Потрет небольшой, скорее, даже набросок, очень нежный и светлый.

Не менее знаменита в Тверской губернии дача "Чайка" (ныне Удомельский район), которая принадлежала художнику Витольду Бялыницкому-Бируле, ученику Левитана. Владелец сначала приобрёл земельный участок в очень живописном месте Вышневолоцкого уезда, а потом построил усадьбу. Владелец назвал имение "Чайка", потому что форма дома чем-то напоминает летящую птицу, если посмотреть с высоты. Дача станет настоящим культурным центром, если хотите, сосредоточием творческой мысли, потому что здесь постоянно гостили художники, писатели, поэты.

- Тема дачи и русских усадеб была широко представлена не только в живописи, но и литературе. Очевидно, авторы чувствовали на границе веков, что уходит эпоха, грядут большие перемены, привычный усадебный уклад скоро исчезнет, а потому стремились запечатлеть эту сторону жизни во всех её проявлениях. 

Певцом дворянской усадьбы называли Станислава Жуковского, последователя Исаака Левитана. Вместе с другими художниками Станислав Юлианович приезжал в гости в "Чайку", они вместе охотились, отдыхали и, конечно, писали пейзажи. Картина Жуковского "В старом доме. Печка" весьма необычна. Художник изобразил внутренний интерьер усадебного дома: на первом плане – сама пышущая жаром печь, на втором – уютная комната, с красивой мебелью красного дерева, ткаными половиками.

Интересно, что на картине нет изображения жильцов дома, но повсюду чувствуются их присутствие, даже по портретам, развешанным на стенах. На контрасте – зимний пейзаж в окне, третий план. Картина так и манит зрителя, хочется оказаться внутри этого тепла и уюта. Сразу приходят на ум строки Александра Пушкина (кстати, "Зимнее утро" тоже было написано в Тверской губернии): 

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.

Жуковский был очень разноплановым художником. Рядом представлено его другое полотно – "Бессонная ночь. Светает". Картина наполнена романтизмом и сентиментализмом: девушка не могла уснуть, провела ночь в кресле на лужайке перед домом и только на рассвете задремала. В окнах – отблески восходящего солнца, ранний рассвет, героиню окружают цветущие кусты сирени, да и сама работа выполнена в нежных сиренево-лиловых-розоватых тонах, что добавляет картине особенное очарование, ощущение тишины и раннего утра, когда ещё всё спит, воздух подёрнут предрассветной дымкой. А на дальнем плане – величественный усадебный дом.

Картина Жуковского "Купальня в парке" также отражает усадебную жизнь. Работа выполнена с элементами импрессионизма. Если посмотреть на водную гладь вблизи, то видно, что художник смешивал краски не на палитре, а прямо на холсте – клал мазок за мазком, а в целом получается изумительное ощущение ряби от ветерка на пруду в солнечный летний день. Картина очень радостная, наполнена ощущением счастья. 

В этом зале представлены полотна Александра Моравова, его раннее творчество. Например, "Портрет Варвары Ушаковой.У окна", работа классическая, отличается сдержанной цветовой гаммой. На этой картине можно увидеть интерьер усадьбы Островно. 

- Разглядывая эти картины, ловишь себя на остром желании попасть туда, в эту усадьбу, непременно в ту эпоху. Уклад жизни был отличным от современности: люди жили неспешно, было много покоя, гармонии, читали книги, музицировали, вели беседы. 

Необычная работа по цвету – картина Моравова "Интерьер", где преобладают оттенки розового. Интересна задумка художника об отражении (лампадка – в окне, веранды – в зеркале), получается некая двойственность, что придаёт ощущение какого-то волшебства. Картина была создана в усадьбе Гарусово (имение Аракчеевых).   

А вот в следующей картине Александра Моравова мы уже "вышли" на веранду. На нас просто сходу обрушивается жаркий летний день, знойный, звенящий от обилия солнечного света. И это при том, что веранда скрыта в тени деревьев. Картина – это семейный портрет, изображены жена и сынишка художника. 

- Вообще для каждой усадьбы веранда имела огромное значение. Они были большими, светлыми, с несколькими окнами. В тёплое время года или погожие деньки семьи собирались вместе за одним столом, пили чай, читали газеты или книги, вели беседы. На картине Моравова веранда вся пронизана солнцем, ощущение от работы настолько радостные! Художник пишет её как раз в тот момент, когда его сын научился читать. И вот это маленькое, но столь важное событие для семьи мастер и запечатлел. 

Картина художника Николая Богданова-Бельского продолжает тему солнечной веранды, работа так и называется – "На террасе. Этюд света". Три девушки разговаривают сидя за столом. Главный герой картины  – солнечный свет, заливающий всё пространство.  

Владелец дачи "Чайка", где сейчас расположен Центр культуры и искусства, филиал Тверской картинной галереи, Витольд Бялыницкий-Бируля писал восхитительные светлые трогательные пейзажи. Левитан говорил про своего ученика, что он как никто другой умеет "писать тишину".     

- В его работах нет динамики, суеты. Думаю, что такого эффекта художник достигал за счёт цветовой гаммы, немного разбеленной, без ярких и кричащих красок. Например, лиричный пейзаж с нежно-голубой часовней и деревенскими избами полон созерцательной философии. Мастеру важно было не просто передать реалистичность пейзажа, но и его поэтичность. Рядом – натюрморт "Левкои", очень нежные, трогательные и хрупкие цветы в массивной вазе.

Мы рассказали далеко не о всех полотнах, посвящённых даче и усадьбе конца XIX – начала XX веков, хранящихся в Тверской областной картинной галерее. Но, пожалуй, все работы объединяет одно – так хочется попасть туда, в этот добрый и теплый мир. Приходите в галерею насладиться созерцанием живописных картин, уверены, они подарят прекрасное настроение, особенно в промозглые осенне-зимние дни. 

ТИА продолжает фотоконкурс "Моя любимая дача". Что же от вас нужно, наши уважаемые читатели? Все просто - присылайте фотографии о ваших дачах, усадьбах, садах и огородах, а также небольшие или большие рассказы о том, что у вас растёт и цветёт, историю вашей дачи, как вы проводите время с семьёй и питомцами, об урожае и заготовках на зиму и так далее - полёт фантазии безграничен. 

Ваши материалы мы принимаем по электронной почте редакции info@tvernews.ru. Конкурс продлится по 11 сентября, после чего на сайте ТИА пройдёт народное голосование по выборы победителя. А в середине сентября мы уже готовы будем вручить подарки - две мультиварки. 

       

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен
Комментарии (1)
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться.
  • jfecit Offline
    26 Августа 2022, 13:13
    Вдохновляет. Третий план "Печки" зовет кобылку бурую запречь )
    0 0

вверх