25 Апреля 24, 15:05
Новости, Общество
29 Августа 2022, 09:06

В Тверской деревне в трёх семьях живёт 31 приёмный ребёнок

В деревне Дерибино Зубцовского района в трёх двухэтажных домах с современными хозпостройками живут три большие семьи. В каждой из них от пяти до пятнадцати приёмных детей. Одна семья перебралась сюда из Нелидова, другая - из Калининграда, а третья – из Иркутска. Почему они выбрали эту деревню в Тверской области, откуда берутся приёмные дети и как устроен быт такой огромной семьи - ТИА рассказали приёмные родители и представители фонда "Достойный гражданин".

Дорога из Твери в деревню Дерибино по большей части ровная и асфальтированная, если не считать последние несколько километров от поворота на Брычево. Этот участок вытрясает душу из человека и всякие важные детали из автомобиля. Она засыпана щебнем, поэтому даже медленная езда не делает поездку комфортнее, просто подпрыгиваешь немного реже. При этом вокруг – красота. Даже борщевика почти нет, зато много цветущего иван-чая, луга с рулончиками заготовленного сена, рощицы, леса, болота. Пока ехали в деревню, мы встретили группу оленей, спокойно жующих листву на обочине, и аиста, высматривающего полёвок на окошенном поле.

Сама деревня Дерибино небольшая. Там около 30 домов, среди которых есть и старенькие деревянные, и подновлённые, и совсем новые дома. При этом магазин в деревне перестал существовать: здание ещё сохранилось, но оно надёжно закрыто на замок. Ветшает и разрушается какое-то административное сооружение. Но в целом деревня живёт. Да и как она может не жить, если в ней столько детей?!

Проект "экодеревня Семеево"

Проект "экодеревня Семеево" придумали в московском благотворительном фонде "Достойный гражданин". Фонд возвёл в Дерибино в Зубцовском районе на трёх больших участках земли просторные дома со всеми удобствами, постройки для животных, чтобы вести подсобное хозяйство. Затем объявили всероссийский конкурс для семей с приёмными детьми. 

Чтобы принять участие и претендовать на новый дом, семьи должны были заполнить анкету. Отбор был строгий. Среди критериев: полная семья, не менее двух детей, опыт приёмного родительства не менее года и так далее. В требованиях к участникам были указаны и образование родителей, и их возраст, и множество других нюансов, которые характеризовали бы их как ответственных людей, которые выбрали путь приёмного родительства осознанно, и ставят те же цели, которыми руководствуется фонд: воспитание детей в любви и заботе, чтобы дети научились быть самостоятельными, но при этом могли быть опорой для близких, умели трудиться на земле…

Множество анкет со всей России обработали сотрудники фонда и отобрали 25 самых впечатляющих. С этими семьями встретились эксперты и психолог. После бесед комиссия конкурса собралась и приняла решение. Три семьи получили приглашения переехать в Тверскую область в Дерибино.

Семья Молнар

Семья Молнар известна в Тверской области. У них огромный опыт приёмного родительства, если учесть всех детей, которые считают Ларису и Николая своими мамой и папой, то их наберётся 27 человек (плюс пять внуков). Сейчас у Молнаров воспитываются 15 детей. В Дерибино они переехали из Нелидова. Там семья жила в квартирах на двух этажах многоквартирного дома. У них не было участка, не было возможности вести хоть какое-то хозяйство. Поэтому переезд в собственный дом семья восприняла с воодушевлением. Тут всем хватает места: взрослым, детям, собакам, кошкам, курочкам и другим животным.

Принимая решение о переезде, родители хотели дать детям новый опыт – ведение подсобного хозяйства. Не всем удаётся хорошо устроиться в городе, кому-то тяжело даётся учёба и проще научиться что-то делать руками. Дети должны быть готовы к самостоятельной жизни в любых обстоятельствах.

- Самое трудное - это научить детей жить нормально. То есть, жить, чтобы создавать вокруг себя уют, научиться правильно есть, одеваться, правильно устроить быт, убирать за собой. Перевернуть их сознание на нормальную жизнь – это очень тяжело, - поясняет Лариса Молнар. 

В тот день, когда мы встретились с семьями, детей во дворе дома Молнаров развлекали пираты-аниматоры. Две семьи, Молнары и Кардашовы, скинулись и устроили праздник с танцами, играми и приготовлением пиццы. 

Пока дети веселились под присмотром старших и команды волонтёров, мы разговаривали с Ларисой и Николаем на кухне за чашкой ароматного чая из трав. 

- Так получилось, что моя мама поехала строить Тольятти. Город возводили с нуля, там не было ни садиков, ни школ, ничего. Поэтому какое-то время я жила с бабушкой и тётей. Каждое лето у тёти собирались две дочки. Они привозили подруг, друзей, собирались родственники. Было так шумно и весело. А потом я посмотрела "Однажды двадцать лет спустя" с Натальей Гундаревой. Вы не представляете, какое впечатление на меня произвёл этот фильм! Целью моей жизни стала большая семья. Но в девяностые годы было очень сложно, поэтому завести много своих детей не получилось. Потом уже возраст и другие проблемы не позволили. Я устроилась работать в приют. И смотрела, как дети оттуда выходят с грустными глазами. И ты смотришь на такого ребёнка, и его судьба для тебя ясна - она печальна. А потом в приют пришёл мальчик. И я поняла, что Мишка не выживет в детском доме. Мы с мужем долго говорили, ему было сложнее к этому прийти, но мы забрали Мишу. Через год были Юрка и Анька. И пошло-поехало. И мы даже не поняли, как у нас планка с пяти детей поднялась до двенадцати, а потом до пятнадцати. Пятнадцать детей у меня на протяжении 10 лет.

Лариса может говорить о детях бесконечно - кто чем увлекается, к чему стремится. 

- Мои мальчишки в школе постоянно выступают - танцуют. В классе два мальчишки и пять девчонок. И все мальчишки мои. Они приходят: "Мам, 8 Марта!". И так далее. А у меня четыре таких класса. Мы придумываем подарки и выступления.

Мальчики, действительно, неплохо танцуют современный танец "Шаффл". Он требует постоянных тренировок и недюжинной выносливости. Ещё одно увлечение парней – турники. Поэтому семья Молнар сейчас присматривает воркаут-площадку, чтобы поставить её на участке. Удовольствие, конечно, дорогое, но мальчишек много, и им это нужно. У девочек разные увлечения, одна из них, например, мечтает стать артисткой.

- Выпускников у нас с папой 12 человек. Двое в армии, Ника ещё учится, остальные закончили учёбу и закончили неплохо. В основном дети получают образование после школы в Твери, Старице и Ржеве.

Лариса и Николай рассказывают, что каждый ребёнок приносит с собой свою историю, свою непростую судьбу. Иногда, когда он не может в себе разобраться даже с помощью приёмных родителей, приходит на помощь психолог благотворительного фонда "Достойный гражданин". 

 - Нам, родителям, приходится много работать. Иногда в интернете сидишь до трёх часов ночи, Петрановскую читаешь, ещё что-то. Читаешь, чтобы понять, что происходит и как себя вести. Как пожалеть, как похвалить.

Вообще, закон о приёмных семьях не обязует родителей и детей поддерживать отношения после совершеннолетия ребёнка. Но в семье Молнар другие правила. Они остаются на связи, даже если дети налаживают отношение с кровными родителями, они не становятся чужими: звонят, приезжают в гости, привозят уже своих детей.

Семья Кардашовых

Дом семьи Кардашовых располагается практически в центре Дерибино, тогда как два дома других семей – на окраине. Но что значит центр и окраина в деревне? Пять минут неторопливой ходьбы. 

У Кардашовых 7 детей (двое из них взрослые), тоже дом, участок и ферма. Они переехали около года назад.

- Я не знаю, что нас сподвигло согласиться. Мы приехали, посмотрели дом и …отказались, - рассказывает Галина. 

У неё и её мужа Сергея большой дом и квартира в Иркутске. Две взрослых дочери, одна из которых, Татьяна, в этом году закончила юридический факультет в вузе в Новосибирске, вторая, София, получает высшее образование в Иркутске. Свой дом к моменту победы в конкурсе они как раз достроили, осталось установить отопление и закончить косметический ремонт. Разве что участок там маленький, семье хотелось больше земли под сад и огород.

Первым порывом семьи был отказ от жизни в деревне в Тверской области. Но организаторы конкурса предложили им подумать две недели.

- За это время мы подумали, взвесили все, а потом муж сказал: "Поехали!", – Галина смеётся. Многие решения в их семьи принимались именно так. Например, когда они решали, забирать ли домой насовсем своих первых приёмных детей. Сергей и тогда сказал: "Всё! Забираем их домой!". 

Вообще, Сергей молчаливый мужчина, говорит он редко, но метко. Галина же за словом в карман не лезет. И всё у неё получается как будто шутя: горячий хлеб с хрустящей корочкой (в магазин за хлебом не наездишься), арбузы и дыни в теплице, розы на клумбе.

Она говорит, что не понимает, почему её отговаривали брать детей в службе опеки. Да, у них были проблемы, но постепенно они решаются. И чем дольше дети в семье, тем быстрее они проникаются этой новой для себя жизнью, когда можно обнять маму, если хочется, схватить огурец со стола и побежать кататься на качелях, вместе играть и читать, пасти гусей с книжкой в руках, валяться на траве или плескаться в надувном бассейне. 

- Они обычно пьют молоко, завтракают, обедают и ужинают на улице. Ставят там себе стол, накрывают, потом убирают за собой. У каждого своя зона ответственности. Например, старший следит за гусями, чтобы они опять не съели мамину капусту, - рассказывает Галина.

Девочка (10 лет) следит за несколькими грядками и клумбами. Свои грядки есть и у старших мальчишек (6 и 8 лет). Младшим пока рановато этим заниматься, им по 4 и 2 года.

Галина по первому образованию технолог пищевой продукции, она даже работала шеф-поваром, но потом получила экономическое образование и 15 лет проработала в Сбербанке, дойдя до должности заместителя начальника офиса. Она говорит, что уволилась, потому что выгорела. Первое образование, хотя она и не захотела связывать с ним свою жизнь, наложило отпечаток на быт. Галина сама печёт хлеб, делает заготовки и, конечно, много готовит, но это даётся ей легко.

 

Галина говорит, что они с мужем захотели взять приёмных детей, когда их родным девочкам было по 14 лет. Но как-то всё не получалось. Работа, проблемы, заботы, в общем - то одно, то другое. А потом как-то это сложилось само. Судьба.

- Сейчас об этом просто говорить. А тогда это было тяжёлое решение, - говорит Галина. – Но я безумно благодарна судьбе, потому что таких детей нет больше на свете. Они такие хорошие, любящие, умные. 

Сначала в семье появились девочка и мальчик школьного и дошкольного возраста. И Кардашовы захотели взять ещё совсем маленького ребёнка. И столкнулись с проблемой. В самом Иркутске и поблизости таких детей не было. Нашли в ста километрах. Фотографию семье прислали неудачную, так что были сомнения. Но когда они увидели мальчика в окне (из-за пандемии очные встречи были запрещены), вопрос сразу решился. Семье сообщили, что у мальчика есть брат.

- Я сказала: "А! Давайте всех!". Опека тогда задала такой вопрос: какая у вас мотивация, что вы берёте нерусских детей? Они чистокровные буряты. А у меня папа тоже бурят, бабушка чистокровная бурятка. У нас даже фамилия среди моих предков такая есть, как у мальчишек. Если бы дядя Витя десять лет назад не умер, я бы подумала, что это его дети. Они Викторовичи оба. Мы забрали детей за три дня. 28 декабря они уже были дома.

Чуть позже у мальчиков нашёлся ещё один братишка, семья забрала и его.

Каждое такое решение не было простым. Хотя сейчас Галина говорит об этом легко, с шутками и смехом. Свои девочки Галины и Сергея приняли детей, у Татьяны с самым младшим мальчиком особая связь. Она приехала на Новый год и, когда пошла искать сюрприз, который ей приготовила мама, нашла "лялечку". С тех пор ей всегда уготовано ласковое "Татя". Она и сейчас, приехав в гости, при каждом случае обнимает младшенького.

В хорошую погоду дети почти всё время проводят на улице. У них там площадка с лестницами и качелями, два надувных бассейна. На участке есть небольшой пруд, он заросший, и его очень любят гуси. Во дворе сад, за домом огород, хлев для коров, птичник, теплица, сеновал и гараж для трактора. Всё ухоженное. Две огромные морозилки забиты до отказа. Семья старается пореже ездить за продуктами в Зубцов из-за плохой дороги. По той же причине не удаётся детей возить на кружки. 

- Меньше чем за год мы поменяли двигатель, лобовое стекло, ходовку. Это всё из-за этой гравийки. Мы готовы возить детей в Зубцов в художественную, музыкальную, спортивную школу, но не по такой дороге. Дочка у меня даже не завтракает перед поездкой в школу, потому что её на гравийке укачивает. Она берёт с собой сок и бутерброд, чтобы поесть уже на месте.

В остальном семье всё нравится. Взрослые и дети привыкли к новому месту. Периодически выбираются в Москву или Тверь, чтобы погулять, куда-нибудь вместе сходить. 

В ответ на вопрос - не тяжело ли справляться с бытом в большой семье? -  Галина говорит, что у них есть график и они всё делают вместе. Даже самый младший хватает тряпку и моет всё, до чего может дотянуться в день уборки. Галина и Сергей подумывают взять ещё детей. 

Семья Богачёвых

На этом фото все дети, которые были в тот день дома, включая племянников, которые приехали погостить.

В семье Богачёвых 14 детей, из них трое своих, четвёртая девочка уже взрослая и учится в вузе в Брянске. Богачёвы живут в самом отдалённом от деревни доме. В Тверскую область семья приехала из-под Калининграда. В Калининградской области они жили почти в такой же деревне, как теперь в Тверской. Правда там были четыре магазина и асфальтированная дорога (!). Дорога – это больная тема для всех трёх семей. Абсолютно все вынуждены постоянно заниматься ремонтом своих авто, а это не дёшево, учитывая тот факт, что детей приходится возить на микроавтобусах. 

В доме Богачёвых тишина. Даже не верится, что где-то здесь дети.

- Тишина? Это ещё у нас шумно. Потому что племянники приехали в гости (племянников шесть, прим. ред.). А так, дети у нас сами по себе тихие. Девчонки занимаются своими делами: вырезают, вышивают, вяжут, лепят. Мальчишки, обычно, или с металлоискателями ходят, или на турниках, если погода хорошая, - говорит Алексей.

Он временно остался на хозяйстве один, супруга Екатерина уехала на пару дней в Калининград. Но в доме идеальный порядок. В отсутствии мамы стиркой, готовкой и уборкой занимаются старшие девочки.

Самой старшей дочке в семье 18 лет, самому маленькому ребёнку - пять. Мальчишки обычно помогают папе на ферме и на сенокосе, девчонки с мамой делают дела по дому и на огороде. У всех свои обязанности. Есть график дежурств: кто, когда и что делает. 

- Первыми приёмными у нас появились сразу пятеро детей, - рассказывает глава семьи. - У нас уже были свои дети, и только один мальчик. Мы захотели взять ему брата. Посмотрели в банке данных детей. Нашли в Калининградской области мальчика, а у него были ещё сёстры. Мы поехали посмотрели детей, они нам понравились, и мы их забрали. 

Когда семья уже переехала в тверской регион, их нашли из Свердловской области. Для пятерых детей искали семью. Предложили Богачёвым.

- Мы пообщались с детьми по интернету, оформили их и поехали забирать. Ещё одна девочка у нас есть, она одна была. В Калининграде, допустим, ребёнка забирают из семьи и, чтобы в детский дом или реабилитационный центр не отдавать, его временно пристраивают в семью, пока не найдут постоянную. Нам её дали, она пробыла месяца четыре, мы привыкли и оформили её себе. Она с нами и осталась. Самое сложное – притереться в первое время, найти общий язык. Надо найти подход к ребёнку, он всё-таки из другой семьи, из других условий. Правила у нас для всех одинаковые: для родных и приёмных. Различия нет никакого. 

Алексей рассказывает, что поначалу между мальчишками была как будто конкуренция. Но это быстро прошло. Своей настойчивостью и вниманием новый братишка научил приёмного говорить. У него были проблемы с речью, хотя мальчик уже ходил во второй класс. 
Деревенская жизнь Богачёвым не в новинку. Поэтому проблем с ведением хозяйства нет никаких.

- Я родился в деревне, у меня и отец, и дед оттуда. У нас сейчас корова, тёлка, два быка, четыре поросёнка, четыре овцы, были и куры, но мы их уже порубили, - рассказывает Алексей.

У семьи большой ухоженный огород, есть отдельный просторный погреб для заготовок.

Сам Алексей фермерство, особенно животноводство, считает не очень перспективным направлением. Конкурировать с крупными агрокомплексами нереально: у них ресурсы, поддержка и возможности использовать нечестные методы воздействия на маленькие хозяйства.

Ферма как такового дохода не приносит, это, скорее, нужно, чтобы прокормиться. Доходы семьи складываются из пособий на детей, зарплаты приёмных родителей и подработок отца. Продажа молока, сметаны и так далее будет окупать корм скотине, рассуждает Алексей. Чтобы на этом заработать, надо не меньше 20 коров.

В семье ещё живёт лысое голубоглазое чудо – кошка породы "сфинкс".

- Когда они её хотели взять, я сказал, что такое недоразумение в дом нельзя везти. А когда привезли - вроде нормально.

Теперь у Алексея с кошкой взаимная любовь. Она не упускает случая взгромоздиться ему на колени и помурчать свои кошачьи песни.

В школу детей возят сами родители. В ту школу, которую они выбрали, школьный автобус не ходит. Вот и приходится папе наматывать по 126 км в день.

После 18 лет ребёнок становится совершеннолетним и сам решает, будет он поддерживать отношения с приёмной семьёй или нет. Бывает, что это за него решают приёмные родители, попросту закрыв плотно дверь.

- Наши остаются с нами, - говорит Алексей. – Но это право ребёнка. Если хочет, он может уйти. Это личное решение ребёнка.

Если найти к ребёнку подход, нет сложных детей, уверен Алексей. Он тоже, как и родители в других семьях, столкнулся с тем, что его отговаривали брать детей работники соцучреждений.

- Как это передать... Надо их глаза видеть. Первый наш приёмный сын, когда выбежал, у него такие глаза огромные были, и он на своём этом непонятном языке что-то говорил взахлёб. Старшая девочка тоже вышла и сразу сказала – я всеядная. Нам говорили – не берите их. Нас отговаривал детский дом. Двоечники, отсталые, будут проблемы. Чего только не говорили! И это всё оказалось не так. Они хорошо учатся, на четыре-пять, всё у них нормально.

На этом фото мама Галина (Кардашова). Перед домом семьи нет асфальта, чтобы нарисовать маму мелками, и дети выложили её щебнем на траве. В конце концов, какая разница, какие выбирать инструменты, если используешь их для выражения любви. Главное, что мама получилась красивая: в платье и на каблуках.

Старшая девочка из приёмных детей Богачёвых сообщила Алексею и Екатерине, что не собирается уходить от них, когда ей исполнится 18 (уже в этом году). Богачёвы - её семья, хоть и обрела её девочка в свои 12 лет.

Все стены дома семьи Молнаров завешены фотографиями, грамотами, на полочках стоят кубки, лежат медали. Куда ни глянешь, везде свидетельства родительской гордости.

Наверное, бывают другие приёмные семьи. Всё-таки эти три семьи прошли отбор, а это говорит о том, что конкурсная комиссия уверена в родителях и в том, что детям с ними хорошо. Да и родителям с детьми, похоже, тоже. Была бы ещё хорошая дорога…

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх