22 Ноября 24, 08:14
Новости, Общество
27 Июля 2022, 16:23

Обманутые дважды: мошенники разводят повторно своих бывших жертв

Схема мошенничества со звонками якобы из полиции и банков снова набирает обороты. К старым схемам обмана добавились новые, а мошенники пошли по второму кругу: звонят жертвам телефонных разводов, представляются юристами и обещают вернуть деньги, прося оплатить услуги юридической фирмы.

По данным платформы "Мошеловка", в мае количество обращений на портал выросло почти вдвое (на 86%) по сравнению с апрелем. Специалисты Центра цифровой экспертизы Роскачества рассказывают, как не стать жертвой злоумышленников. 

"Алло, это из прокуратуры"

С этой или подобной фразы начинают разыгрывать мошеннический спектакль преступники, звоня по очередному номеру из "слитой" базы данных. Далее собеседнику на том конце провода быстро и невнятно выдают порцию информации, а фоном специально пускают шумы, голоса и разговоры, имитируя эффект активного рабочего процесса в отделении. Это сделано для того, чтобы жертва не смогла включить критическое мышление и сориентироваться в ситуации. Часто жертвами злодеев становятся совсем молодые люди или пенсионеры. 

Звонки от "сотрудников" банков

Самый распространенный сценарий — якобы звонок из Центробанка или одного из известных коммерческих банков. В мае чаще всего звонили от имени "сотрудников" ВТБ. Одна из формулировок – "Злоумышленники пытались получить доступ к вашему личному кабинету. Необходимо срочно перевести все средства на безопасный счет!". 

Признаки того, что вас пытаются обмануть:

1. Инициатором звонка, сообщения, смс становится незнакомец.
2. Тема обращения — легенда про ваши финансы.
3. Просят раскрыть конфиденциальные данные — ПИН-коды, пароли, CVC, цифры из СМС-сообщений.
4. Играют на эмоциях, например, пытаются напугать какой-то новостью (взломали личный кабинет, кто-то пытался оформить на вас кредит и т.п.).
5. Используют давление, вынуждают быстро принять решение.

Старший специалист Роскачества по тестированию цифровых продуктов Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергей Кузьменко: 

"Не принимайте поспешных решений, особенно в финансовых вопросах. Смело заявляйте, что вам нужно время подумать, и кладите трубку. Помните, что вы всегда можете сами позвонить в клиентскую службу своего банка и уточнить, действительно ли звонили его сотрудники. Кроме того, вся важная информация отображается в вашем личном кабинете, туда же приходят и нужные уведомления. В любой ситуации проявляйте бдительность".

Звонок из МВД

Аферист представляется следователем или сотрудником силовых структур и сообщает, что на имя человека кто-то пытался оформить кредит или снять деньги со счета. Далее следуют разные вопросы, чтобы напугать жертву и включить режим "послушного гражданина", который, конечно же, поможет следствию. Как апофеоз — перевод звонка на "сотрудника" Центробанка для подтверждения информации. Обескураженная и дезориентированная жертва называет данные карты. 

 Вся информация о движениях средств по вашему счету является банковской тайной. Поэтому никто из сотрудников МВД ее знать не может, только по разрешению суда. Кроме того, МВД и Центробанк не могут переводить звонки друг на друга (такие "возможности" есть только у мошенников, которые сидят в одном помещении и пытаются обманным путем украсть ваши деньги).

В любой непонятной ситуации кладите трубку и проясняйте все сомнения, звоня в дежурную часть МВД или на "горячую линию" банка.

Горе-менеджер

Злоумышленник играет роль нерадивого сотрудника банка, где у жертвы открыт счет. Якобы при финансовой операции были случайно указаны не те данные. Сотрудник будет почти умолять срочно отменить действия, а иначе его уволят. Для отмены он запросит секретные данные карты, а далее… обнулит счет жертвы. 

Все коррекции и отмены операций производятся сотрудниками без обращения к клиенту и согласно внутренним регламентам.

Вариации на тему

1. Жертва получает SMS-уведомление о блокировке счета и рекомендацию перевести деньги на "специальный счет", а иначе средства заморозят на долгий срок. 

2. На телефонный номер поступает звонок от банковского робота, который сообщает, что карта заблокирована в связи с подозрительной операцией. Затем следуют перевод на лжесотрудника банка и сбор секретных данных карты. 

Никаких специальных счетов для клиентов у банков нет. Если счет заблокирован, то доступ к нему будет заморожен до выяснения обстоятельств. Работники банка никогда не будут запрашивать у клиентов пароли и пин-коды, номер CVC и срок действия карты.

Новые сценарии

Мошенники звонят уже состоявшимся жертвам телефонных разводов и представляются юристами. Они обещают вернуть деньги, но для этого нужно оплатить услуги юридической фирмы. Сумма, по сравнению с потерянными деньгами, может быть небольшая. Отчаявшаяся жертва переводит деньги на указанный счет.

Неожиданно звонит якобы оператор сотовой сети и просит абонента подтвердить свою личность, назвав паспортные данные. В противном случае грозят заблокировать номер, перекрыв доступ к аккаунтам и банковским картам. Полученная таким образом персональная информация может быть использована в дальнейшем в корыстных целях. 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх