19 Апреля 24, 01:49
Новости, Общество
16 Мая 2022, 16:00

В Твери прошёл семинар по борьбе с мошенничеством в благотворительности

На днях журналисты и общественники приняли участие в круглом столе, посвященном борьбе с мошенничеством в благотворительности. Говорили и о том, что нельзя верить "ящичным сборам" и реагировать на жалобные истории уличных волонтеров. 

Как только встреча завершилась и участники покинули зал, они почти сразу наткнулись на парня с ящиком. Он начал бойко рассказывать, кому и на что нужна помощь, но когда ему спокойно и подробно объяснили, что это незаконно, был просто в шоке. В итоге вызвали полицию и проехали вместе с молодым человеком в отделение. Выяснилось, что фонд действительно "левый", деньги идут в карман его создателю, а парень, как и другие добровольцы, сам стал жертвой обмана. После этого он сразу написал заявление об уходе. 

О том, что к благотворительным сборам на улице и в магазинах нужно относиться как минимум настороженно, пишут давно. Но только в марте 2022 года в кодекс административных нарушений внесли изменения, и теперь за ящики реально получить штраф. Но эта практика лишь начинает внедряться. Многие люди по-прежнему "ведутся" на уловки мошенников. В результате подрывается доверие к благотворительности в целом. 

Как отличить добросовестную и этичную социальную рекламу в сфере благотворительности от нечестной и некачественной? Как предотвратить риски мошеннических сборов? Эти темы обсуждали на семинаре "Освещение благотворительной деятельности в СМИ" 12 мая на площадке Точки кипения ТвГУ, прошедшем при поддержке Тверской ассоциации журналисток и Благотворительного фонда "Константа". Его провели координатор проекта "Все вместе за разумную помощь" (ассоциация "Все вместе") Анжелика Иванова и председатель Женской Лиги журналистов и блоггеров Елена Рыленкова.

Эксперты из Москвы, сотрудники медиа и некоммерческих организаций, а также студенты отделения журналистики ТвГУ оценили роль СМИ и блогосферы в вопросах противодействия мошенничеству в сфере благотворительности. 

"СМИ и блогеры почти всегда открыты для поддержки благотворительности. Но это не значит, что все они умеют грамотно работать с этой тонкой темой. Дело и в правовых нюансах, и в форматах. Есть еще и этическая сторона. Немало примеров, когда коллеги начинали сборы или проводили марафоны, но помощь была уже не нужна к моменту окончания таких проектов или уходила не по назначению. Нет значения, насколько масштабное СМИ или прокачанный блог — все в равной степени могут быть уязвимы, если не понимают нюансов и не придерживаются правил разумной благотворительности", — рассказала Елена Рыленкова. 

В период пандемии COVID-19 существенно возросла вовлеченность россиян в благотворительность. По данным совместного исследования фонда "Нужна помощь" и компании Tiburon Research, в 2020 году в благотворительные организации жертвовали 74% российских интернет-пользователей. 

По заказу Ассоциации "Все вместе" эксперты ВЦИОМ провели исследование. Выяснилось, что 81 % респондентов лично участвовали в благотворительности. 76 % жертвователей, как правило, не отслеживали, куда идут их деньги. Более того, согласно результатам исследования "Мошенничество в сфере благотворительной деятельности: проблемы правоприменения", проведенного Центром уголовно-правовой экспертизы МГУ, в России не представляется возможным установить точные размеры ущерба от мошеннических действий в сфере благотворительности. Между тем, по данным исследования, одна лишь публикация в интернете может принести мошенникам до 3 млн. рублей. 

По данным другого опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в июне 2021 года, 57% опрошенных не знают, как отличить мошеннический сбор благотворительных средств от настоящего - они не могут идентифицировать мошеннические сборы. Именно этим пользуются псевдоблаготворители, а большие суммы уходят в теневой сектор. Как результат, 41% не доверяет благотворительным организациям, действующим в России, а сложившаяся ситуация подрывает репутацию всего некоммерческого сектора.

Семинар "Освещение благотворительной деятельности в СМИ" призван помочь сотрудникам СМИ, блогерам и сотрудникам НКО познакомиться с тонкостями работы в сфере благотворительности в медиа и противодействия мошенничеству. В качестве примера деятельности добросовестной организации был представлен опыт работы фонда "Константа". Кстати, он один из восьми НКО Тверской области, входящих в госреестр поставщиков социальных услуг. Что является еще одной гарантией надежности организации.

Спикеры рассмотрели основные схемы мошенничества в благотворительности, принципы прозрачности НКО, познакомили участников семинара с Декларацией о прозрачности НКО проекта "Все вместе за разумную помощь" и Меморандумом о борьбе с мошенничеством в социальной рекламе в России. Проверка качества информации и репутационные риски стали отдельной темой для обсуждения с аудиторией. 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх