Васильевский музей, или Как горожанин начал развивать деревню под Тверью
В селе Михайловском, прямо напротив старинной церкви, недавно, буквально год назад, появился музей. Экспозиция в нём небольшая и разделена на тематические зоны, каждая часть продумана и выпестована. Создавали музей несколько энтузиастов из числа местных жителей, а идейным вдохновителем стал один человек, Александр Дылевский. С его интереса к истории этих мест, с его коллекции предметов старины – всё и началось.
Александр родился и вырос в Твери. Но его корни отсюда, из Васильевского Мха. Поэтому места окрест знакомы Александру с детства. Он приезжал сюда на каникулы и очень рано начал интересоваться местной историей. Сначала его внимание привлекли древние церкви. Они восхищали подростка, поэтому он начал собирать информацию по библиотекам. В областной архив в свои 16 лет он записаться не смог, тогда он стал собирать всю доступную информацию по крупицам в библиотеках и постепенно переключился с храмов на историю всей округи. И тут ему открылся удивительный мир гвоздарей – людей, которые целыми семьями вручную ковали гвозди и создавали здесь, на краю болота необыкновенный уклад со своими традициями, экономикой и даже говором.
Как строится история? Из чего она складывается? Быт, условия труда и здоровье людей, экономика, технологический прогресс, политические события – множество волокон-факторов сплетаются в пёстрый "ковёр" (в музее, кстати, есть рабочий ткацкий станок). Быт гвоздарей, их промысел, был основным заработком во множестве деревень нынешнего Михайловского сельского поселения. И этой части местной истории посвящена одна, главная, экспозиция музея. Постепенно "гвозди" стали частью чего-то неизмеримо большего, они выполняют свою скрепляющую функцию, но уже на совершенно другом уровне.
Первая экспозиция
В 2017 году первая, самая проста линейная, экспозиция появилась в старом здании трактира рядом с церковью в селе Васильевском. К тому времени Александр переехал жить из Твери в деревню. Помещение для музея было маленькое. Его предоставил местный православный приход. Жителям села идея приглянулась, особенно нравилась экспозиция детям. Александру начали приносить старые вещи. Фонд музея быстро и сильно разросся. Это были вещи, документы, фотографии, книги – всего около 2 500 единиц хранения.
Помимо огромного количества новых экспонатов Александр обрёл единомышленников.
- Нам стало мало места, и возникла мысль подыскать другое помещение и мы нашли его в соседнем селе Михайловском, - рассказывает создатель музея. - В нынешнем здании в тот момент располагался магазин разливного пива, но он собирался закрываться. Здание старинное, каменное, относительно крепкое. Оно подходило идеально.
- Перед нами открылись колоссальные возможности. Нам это здание казалось огромным (90 кв. м).
Своими руками активисты сделали ремонт, главными помощниками стали жители поселения, которые поддерживали и финансами, и руками. У сооружения были отсыревшие стены, штукатурка отваливалась сама. Штукатурить стены заново не стали – кирпичная кладка смотрелась гораздо лучше и современнее, привели всё в порядок, демонтировали нагромождения перегородок и открыли все пространство здания. И тогда пришло время понять, как музей наполнить.
- До сих пор это всё осмысляется. Потому что наша цель – создать общественное пространство. В городе у нас много мест, куда можно пойти кроме работы и дома, а в деревне этого нет. Музей не самоцель, он должен быть главным фоном для этого пространства, так называемого "третьего места".
Денег, чтобы нанять профессиональных музейных проектировщиков у энтузиастов не было. Они придумывали всё сами. Музей ещё в работе, но уже готова первая часть инсталляции, изображающего рабочее место гвоздарей. И это, конечно, впечатляет. Жизнь гвоздаря по большей части проходила на работе, в низкой кузне-землянке, с раннего детства до немощи. И как при этом в быту люди всё равно стремились к красоте, прилагали усилия, чтобы преобразить мир вокруг себя. А это на самом деле требовало усилий, по нашим меркам вполне титанических. Попробуйте соткать коврик, да просто даже постирать и погладить вещи, используя старые орудия труда.
Это стремление к преображению мира, приложение рук и радость от результата – то, что роднит людей, которые сделали удивительные вещи из экспозиции музея и тех, кто их сейчас бережно хранит и с изумлённым восторгом демонстрирует.
Гений места
- Иван Дмитриевич Тюрькин – это наш гений места. Он бежал в наши края во время первой мировой войны с фотоаппаратом под мышкой и осел здесь, в Васильевском. В 1920-40-е годы он зарабатывал деньги, фотографируя людей. Ко мне несколько лет назад подошла его внучка и сказала, что у неё на чердаке лежит очень много стёкол. Она попросила их забрать, - говорит Александр Дылевский, переходя в другую часть музея.
Экспозиция Тюрькина состоит из напечатанных с тех самых стёкол фотографий. Оформление этой экспозиции создателям музея подсказали тверской фотохудожник Женя Миронов и фотограф из Москвы Фёдор Савинцев. Облако лиц, за счёт разного расстояния от стены, как будто пульсирует. А в центре автор – Иван Тюрькин. Это далеко не все фотографии, которые удалось восстановить и напечатать со старых стёкол. Но все их оцифровали, даже те, которые не очень хорошо сохранились.
- Это огромный, колоссальный, этнографический срез деревни. Когда деревня ещё была аутентичной. Когда закатился НЭП, началась коллективизация, но все еще была жива та самая "дремучая" в хорошем смысле русская деревня, которая после войны стала совсем другой. И Иван Дмитриевич успел её запечатлеть.
Жители окрестных деревень находят среди этих лиц своих предков. Эти истории бережно собирают создатели музея.
Буквально в марте этого года рядом с фотооблаком появилось граффити с портретом Ивана Тюрькина. Нарисовал его художник Виктор Лебедев, автор множества артов в Твери, которого знают в том числе по портрету Солженицына.
- Этот портрет сегодня главенствует в интерьере, он больше двух метров в высоту, но нам нравится, как получилось. Нам нужен был арт, который бы подчеркивал "немузейность" этой темы. Мы придумали этот портрет на фоне матрицы пикселей, которую заполним новыми фотографиями. Нам важно, чтобы тема Тюрькина звучала современно, потому что, если гвоздари – это уже тема-памятник, то наследие Тюрькина – это живое полотно из людей, связи с которыми тянутся из наших дней, - говорит Александр.
Третье место
Люди, приезжающие в деревню на ПМЖ из города, привозят с собой и "городские" запросы: на инфраструктуру, культурную жизнь, уверен Александр. И группа энтузиастов на этот запрос откликается. Несколько лет подряд они участвуют в конкурсе ППМИ, таким образом уже удалось отремонтировать два участка дороги в Васильевском, а этом году планируется преобразить там же центральную площадь. Вместе с расположенным рядом Елисеевским парком Победы это станет главным местом, где жители могут собираться. С органами местного самоуправления у активистов отношения складываются сложно, потому что инициатив много, им хочется развивать территории сел, привлекать туристов, делать жизнь местного населения комфортнее и интереснее, а местная власть, по словам Александра, не разделяет этих стремлений.
Музей, при идеальном развитии событий, должен стать частью общественной жизни села. Да и уже стал. У его создателей множество планов, как вовлекать местных жителей в какие-то совместные дела, как формировать сообщества и вместе развивать территорию.
В музей уже заезжают туристические группы, хотя как признаётся Александр, экспозиция ещё не полностью готова и до воплощения задумки пока далеко. Но то, что есть, уже достойно внимания, об этом говорит обратная связь, которую оставляют посетители. Поэтому активисты смело планируют дальнейшее развитие и ставят новые цели.
Васильевский музей находится по адресу: село Михайловское, улица Центральная, 50А. О посещении нужно заранее договориться, потому что музей пока не имеет графика работы и открывается только для экскурсий. Сделать это можно, написав или позвонив по телефону, указанному в группе музея во ВКонтакте.