Клоун – тонкий психолог: Игнат Старичихин рассказал о работе смешить людей
1 апреля во многих странах мира отмечается День смеха, и Россия не исключение. У многих россиян 1 апреля ассоциируется с розыгрышами, шутками и… клоунами, для которых смех и улыбки — показатель работы. В беседе с ТИА профессиональный клоун Игнат Старичихин рассказал, как попал на арену цирка, почему в России мало клоунесс и чем тверской зритель отличается от остальных.
Путь на манеж
Игнат оказался в Твери в составе труппы, приехавшей в город в рамках “Юбилейной программы”, приуроченной к 50-му цирковому сезону. Треть своей жизни он посвятил цирковому ремеслу: четыре года учился в столичном Центре циркового искусства и семь лет работает клоуном в Росгосцирке. Если быть точным, ковёрным клоуном. Ковёрными клоунами называют артистов, которые развлекают публику в моменты паузы между номерами, когда с арены униформисты убирают реквизит или устанавливают новый. Ковёрные клоуны всё время находятся на "ковре" арены, отсюда и пошло их название.
— Я родился в городе Минеральные Воды Ставропольском края. Путь в цирк мне открыли бальные танцы. Мама сказала: “Пойдёшь на танцы”, и меня отдали в детскую студию. Там были занятия классической хореографии и балета, проходили дни акробатики. В определённый момент танцы надоели и меня увлекла акробатика. А где акробатика, там и другие цирковые жанры. Меня это заинтересовало, и в старших классах я задумался о поступлении в цирковое учебное заведение. Выбрал цирковое отделение в Свердловском колледже искусств и культуры и поехал туда. Проучился там год, а затем из Москвы приехали сотрудники Росгосцирка выбирать молодых ребят в клоунскую группу. Я прошёл кастинг и стал обучаться клоунаде.
Клоунада понравилась Игнату из-за возможностей проявиться во всём творческом разнообразии. По его мнению, другие цирковые жанры держат артиста в строгих рамках, в то время как клоун имеет право пользоваться различными приёмами и направлениями циркового искусства. Он может быть акробатом, эквилибристом, жонглёром, фокусником, даже дрессировщиком, может петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать шаржи, а может просто валять дурака и подшучивать над зрителем.
Среди людей есть мнение, что в цирке работают только династийные артисты, но с появлением специальных учебных заведений в цирке умножилось количество людей, попадающих туда своими силами. Семья Игната напрямую не связана со сценой, но он подозревает, что любовь к выступлениям ему досталась от отца или дедушки.
— На удивление у меня никто не связан со сценой. Мама трудится на оптовом складе. Может быть, дело в отце — одно время он работал продюсером в музыкальной студии. Может, что-то творческое мне досталось от дедушки — в советские годы он постоянно участвовал в разной самодеятельности во дворцах культуры и домах творчества. Вот, наверное, культурный код перешёл от него.
Поначалу родственники были в шоке от решения Игната посвятить себя цирку. Родители предлагали пойти по стопам старшего брата и получить образование инженера, “стать человеком”. Но со временем близкие убедились, что, кроме желания, у Игната есть навыки и данные, а потому примирились с его стремлением учиться цирковому ремеслу.
Плюсы и минусы жизни под куполом цирка
По мнению Игната, возможность творчески выразить себя на арене — большой плюс профессии. Он проводит параллель с крампингом — стилем танца, появившегося в афроамериканских гетто в США.
— У жителей гетто много финансовых, бытовых, социальных проблем. И через крампинг местная молодёжь проявляла себя, свои чувства. Цирковые студии, разбросанные по всей России, тоже дают молодёжи возможность выплеснуть эмоции, научиться общаться с такими же ребятами, развиваться физически. Цирковое искусство помогает себя проявлять через творчество.
Игнат считает, что ещё один положительный момент в цирковой работе — путешествия. Он объездил центральные и южные регионы России, Поволжье, побывал на Урале и в Сибири.
Но из-за постоянных гастролей жизнь клоуна похожа на жизнь кочевника. По словам Игната, в некоторых цирках Москвы есть свои работники, которые выступают только там. Но это столица, там могут позволить себе иметь постоянный штат артистов. Ещё постоянные переезды мешают общаться с близкими: Игнат видится с родными лишь раз в год.
— Складывается ощущение постоянной нестабильности. Но, с другой стороны, оно даёт толчок в жизни. Ты не сидишь на месте в зоне комфорта, а двигаешься дальше.
Кошмары клоуна и роль женщин в клоунаде
Игнат убеждён, что любой клоун должен быть тонким психологом. Артист работает с публикой и должен понимать её настроение. Во время каждого выступления зритель разный, и к нему нужно найти свой особый подход.
— Непрофессионально просто отрабатывать сценарий выступления. Я “неразговорный” клоун и общаюсь через пластику тела. Где-то номеру нужно добавить темпа, где-то — убавить, где-то можно немного сымпровизировать. Хотя и говорят, что самая лучшая импровизация — отрепетированная, в цирке надо исходить из хода спектакля и реакции зрителя.
Самое страшное для артиста — это когда публика на него не реагирует. Коллеги рассказывали Игнату о своих самых страшных снах с одним и тем же сюжетом: артист выступает, а в зале царит тишина. “Мне снилось, что я не успеваю переодеваться, бегу на манеж, пытаясь натянуть на себя одежду к номеру, — говорит Игнат. — Мне достаточно улыбки зрителя. Все люди проявляют радость по-разному, не все смеются во весь голос. По улыбке тоже ясно, что человек понял юмор”.
По его мнению, смех, улыбка помогают человеку отвлечься от любых проблем. “Когда ты смеёшься, то забываешь обо всём плохом. Я хожу в театры, кино, цирк. Если я смеюсь и полностью вникаю в происходящее на сцене, экране, манеже, то я полностью ухожу от невзгод и проблем”, — убеждён артист.
В цирке есть клоуны постановочные и те, которые придумывают сценарии для выступлений самостоятельно. Многие номера Юрия Никулина — одного из самых известных клоунов в России — придумали цирковые режиссёры. Игнат — тоже постановочный клоун. Клоунский репертуар Игнату подготавливает заслуженный артист России Александр Леонидович Сарнацкий. Правда, молодой человек может частично менять его и пользуется этой возможностью.
Во время интервью в гримёрку за реквизитом зашла Анна — ученица Игната. Он рассказал, что клоунесс гораздо меньше клоунов. По его мнению, это связано с тем, что в обществе не принято смеяться над женщиной. Игнат добавил, что считает появление клоунесс позитивным моментом, который дал новый толчок развитию клоунады.
— Важно сказать, что классические артисты цирка очень обижаются, когда их называют “циркачами”. Это то же самое, когда пожарных называют “пожарниками”. Я учусь в Российском институте театрального искусства на кафедре режиссуры цирка. Там мы изучали историю и узнали, что в послереволюционное время артистов цирка называли “циркачами”, и это было нормой. Сейчас этот факт подзабыли. Ещё клоуны никак не связаны с 1 апреля, просто так повелось, что нас связывают с этим днём, хотя свой профессиональный праздник — День цирка — мы отмечаем 16 апреля.
Разные люди и страх клоунов
Россия — огромная страна, где живут люди с разными взглядами на жизнь. Ещё Никулин писал, что существуют города цирковые и нецирковые, где-то легче выступать, где-то — тяжелее.
— Есть такой стереотип, что сибиряки такие суровые и серьёзные мужики. А мне нравится выступать в Сибири. Там ходят в цирк, чтобы отдохнуть. Видно, что человек после работы пришёл расслабиться, отдаётся душой представлению. А вот в Ростове-на-Дону трудно. Местные боятся выглядеть смешно, у людей есть “зажим”. Там зритель хороший, но с самоиронией у них тяжело. Городской менталитет, неспроста же говорят “Ростов-папа”.
По мнению Игната, Тверь скорее можно отнести к цирковым городам. После представлений горожане активно пишут отзывы в соцсетях, в личные сообщения, благодарят. Отзывы бывают как хорошие, так и плохие, тверичане любят покритиковать. “Мне местный зритель понравился. От взрослых исходит напряжение, наверное, оно связано с большими событиями в мире. Но чувствуется искренность людей, радость. Зритель такой, какой нужен”, — считает он.
Любопытно то, как некоторые люди стереотипно воспринимают клоунов. Один из зрителей написал Игнату, что ожидал увидеть его с красным носом и в огромных ботинках. “Это нужно осмыслить и не воспринимать в штыки. Мы же работаем для людей. Надо сказать себе: “Ага, значит есть в этом городе такие люди, которые ожидают увидеть вот это”, — рассуждает Игнат. Хотя артист признаётся, что не понимает желание части зрителей смотреть стереотипные выступления с тортом в лицо и слезами ручьём.
— Жаль, что цирк во многом стал развлечением только для детей. Очень тяжело привести молодёжь. Раньше цирк был для всех, вечерами давали номера именно для взрослых. Люди приходили как в театр. Сейчас это времяпровождение с ребёнком.
Игнат рассказал, что существует такой неологизм как коулрофобия — боязнь клоунов. По его мнению, фобия как могла прийти в Россию из-за рубежа, так и появиться внутри страны.
— В 60-х годах в Америке жил маньяк, который заманивал детей под видом клоуна. Возможно, он стал частью фольклора, который проник к нам. Хотя коулрофобия могла и самостоятельно появиться в России. Я не раз в жизни замечал, как родители говорят детям: “Будешь плакать, я тебя отдам полицейскому”. Несколько раз слышал, как детям угрожали клоунами. Я думаю, что это может быть причиной страха. Дети не боятся полицейских и клоунов, но им говорят, что эти люди страшные, и дети верят, у них это откладывается.
О пандемии
Из-за коронавируса в России почти на год ввели ограничения на посещение развлекательных мероприятий. Это решение сильно ударило по цирковой сфере.
— В среднем почти год не работали, но по стране всё зависело от конкретных регионов, губернаторов. Мы продолжали репетиции. Так как мы бюджетники, то получали за это деньги. Я некоторое время работал доставщиком еды, хотя до пандемии о безработице в среде цирковых артистов речи не шло. При желании всегда можно было найти хотя бы захудалый контракт.
Фото: Анна Аникина