Тверской психиатр рассказала, в каком возрасте дети наиболее склонны к суициду
Специалисты Тверского областного клинического психоневрологического диспансера рассказали о диагностике и профилактике суицидального поведения у подростков.
До 5 лет суицидальное поведение у детей практически не встречается, - рассказывает заведующая детским отделением Тверского областного психоневрологического диспансера, врач-психиатр Марина Селянина. - У младших школьников, в основном после 9 лет, уже наблюдаются суицидальные тенденции. Суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума в возрасте 16-19-летних. В возрастной группе 15-19 лет суициды у юношей в сравнении с суицидами у девушек численно преобладают примерно в 4 раза. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет более 12,5% от общего числа умерших от неестественных причин.
Врач рассказала, на что нужно обратить внимание в поведении ребенка:
- внезапная замкнутость и отказ от общения с детьми;
- фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида и их соотношение;
- активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);
- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное), например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств; Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие;
- стойкая тяга к прослушиванию грустной, порой похоронной, музыки и песен;
- написание "записок-завещаний";
- необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, антисоциальное, несвойственное;
- самоповреждения (нанесение порезов, царапин, прижиганий, уколов на тело, в более младшем возрасте отказы от еды, выход раздетым на улицу в холодное время года с целью заболеть и умереть);
- резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, приводит дела в порядок, отдаляется от друзей);
- употребление спиртного и/или наркотических средств;
- избегающее поведение (необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе);
- безразличное, а иногда бравирующее отношение к ситуациям неудач в повседневной жизни;
- внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках;
- внезапно могут появиться проблемы концентрации внимания, снижение успеваемости, активности, неспособность к волевым усилиям, резкое снижение успеваемости в школе.
Подростки в группе риска:
- находящиеся в сложной семейной ситуации (развод родителей, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому,
- жестокое обращение в семье, психически больные родственники;
- испытывающие серьезные проблемы в учебе;
- не имеющие друзей; не имеющие устойчивых интересов, хобби; склонные к депрессиям (имеющие психические заболевания):
- перенесшие тяжелую утрату; остро переживающие несчастную любовь (разрыв высокозначимых любовных отношений);
- имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида, либо сами пытавшиеся покончить с собой);
- употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;
- имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические соматические заболевания; совершившие уголовно наказуемый поступок (характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного преступления (в т.ч. насилия).
Что делать?
1. Сохранять спокойствие
2. Установить доверительные взаимоотношения с ребенком, поговорите с ним "по душам" внимательно слушайте ребенка, искренне интересуйтесь, что именно беспокоит ребенка, постарайтесь определить источник психического дискомфорта
3. Не оставляйте ребенка в одиночестве, даже после успешного разговора
4. Обратитесь к специалисту детскому/подростковому психиатру, психологу, который поможет уберечь вашего ребенка от трагического поступка, выяснит возможные причины, определит программу работы с ребенком, а также с семьей.
Задать вопрос специалисту можно также в официальной группе ВКонтакте Тверского областного клинического психоневрологического диспансера. Круглосуточный телефон доверия: 8 (4822) 55-82-22, сообщает официальный сайт Министерства здравоохранения Тверской области.