18 Мая 24, 16:51
Новости, Общество
14 Марта 2022, 09:59

Фарфоровые мамы: в кризисном центре под Тверью помогают женщинам с детьми

В деревне Колесниково под Тверью уже несколько лет существует социальный волонтерский проект "Дом матери и ребёнка "Жизнь одна" - единственный подобного рода в регионе (да и в стране таких не много), в котором женщины избавляются от наркомании и алкоголизма, не расставаясь при этом с детьми.

Лена

Елене 33 года. Своего первого ребёнка - девочку - она родила, когда находилась в Кризисном центре для мам с зависимостью под Тверью. Лену сюда привезли родственники, когда она была уже на 5 месяце беременности и не могла сама отказаться от употребления синтетических наркотиков. Сейчас молодая мама закончила годовую программу восстановления и осталась в проекте волонтёром, потому что чувствует потребность, как она говорит, "отдать долг", то есть помочь кому-то изменить свою жизнь.

- Я помню, как в первый раз попробовала наркотик. Это произошло на Новый год в 2011-м. До этого я с презрением относилась к употребляющим наркотики людям и была категорически против этого. В ту ночь мы выпили, друзья предложили. С этого всё началось. Я не сразу втянулась. Сначала это было редко и понемногу в выходные, когда я была уставшая после работы, чтобы пойти в клуб или чтобы убраться дома. Потом я начала их употреблять и в будни, а в какой-то момент перешла на более тяжёлые синтетические наркотики. И эти наркотики постепенно сводят с ума, при этом кажется, что никто этого не видит со стороны, - рассказывает Лена.

Девушка постепенно отошла от тех друзей, которые не употребляли запрещённые вещества, в её компании было всё больше зависимых. Её молодой человек тоже был из их числа. Они жили вместе. Елена начала замечать, что её жизнь рушится, но сделать с этим ничего не могла. Её родственники, друзья, работа  – всю уходило на второй план. 

- Я начала делать такие глупости, которые человек в здравом уме никогда не сделает. Я пропустила свадьбу родной сестры, к которой готовилась накануне, только потому что в последний момент в моей голове перещёлкнуло на наркотик. После этого ко мне пришёл мой дядя и понял, что происходит. А я же ещё сильно и быстро похудела. И мне это нравилось. Я была беременная и худая. Отношения с отцом моего ребёнка в тот момент были накалены. И это были постоянные качели: то всё очень хорошо, а то раздражение и крики.

Лена понимала, что её жизнь катится под откос. Когда родственники заметили это, чтобы спасти её, они забрали у неё телефон, закрыли квартиру и увезли к себе. Они начали искать место для беременной и наркозависимой женщины, где ей могли бы помочь. И нашли единственный вариант – "Дом матери и ребёнка "Жизнь одна" под Тверью.

- Я сюда ехала на три-четыре недели. И в меня никто не верил, никто не думал, что я справлюсь. Самое тяжёлое в начале пути было то, что я не могла позвонить своему молодому человеку. Мне хотелось попрощаться. Но это было невозможно.

В центрах, где помогают избавиться от зависимости, действуют жёсткие правила: никаких телефонов, запрещено выходить за пределы центра без надёжного сопровождающего. Это необходимость. Потому что человек, пока полностью не изменит свои жизненные установки, будет искать способ получить дозу. При этом могут изобретаться всевозможные причины, использоваться уловки и хитрости. Но такой центр не режимный объект, никто не будет удерживать человека силой. Поэтому не все проходят программу до конца, а длится она год.

Елена родила дочку 7 января 2021 года. Молодая мама признаётся, что это было невероятное счастье. Лена говорит о наркотиках и свой жизни до Дома спокойно и жёстко, но, когда речь заходит о дочке, её голос дрожит. Любовь к малышке - сильнейший стимул, настоящий якорь, который помогает снова встать на ноги. А ещё - желание помочь другим, оказавшимся в такой же ситуации. Кстати, отец малышки не захотел проходить реабилитацию.

- Я очень боялась, что моя семья отвернётся от меня. Но когда оказалась здесь, почувствовала, как они меня любят и переживают. Когда я им сообщила о моём решении остаться в проекте волонтёром, они были рады и поддержали меня. Мама, конечно, немного расстроилась, потому что она хочет, чтобы внучка была рядом. Семья сказала, что гордится мной. Я не боюсь возвращаться к обычной жизни. Просто чувствую, что должна так же послужить и помочь кому-то, как помогли мне.

Дом матери и ребёнка

Волонтерский социальный проект "Дом матери и ребёнка "Жизнь одна" - место помощи матерям с зависимостью появился в Твери в 2015 году. Сначала это была трёхкомнатная квартира возле Комсомольской площади, в которой жили три мамы и дети. Одна из женщин осталась с тремя детьми, пока их отец уехал в реабилитационный центр избавляться от зависимости, вторая – сбежала с ребёнком от мужа-тирана, третья – уже закончила курс реабилитации и мечтала вернуть себе дочь. Третья мама, Анна Орлеанская, и стала руководителем и движущей силой этого проекта. Сейчас, через шесть лет с тех пор, как эта идея начала воплощаться, Анна вышла замуж, её повзрослевшая девочка живёт с ней. Муж тоже помогает зависимым, он управляет центром помощи в Рамешковском районе. Вместо "трёшки" в Твери в деревне Колесниково стоят два дома: один маленький, в котором живут Анна с дочкой, там же располагается нечто вроде "офиса", где хранят документы и ценные вещи, а в большом, площадью почти 700 квадратных метров, - девять мам с детьми, и Лена с дочкой Евой – всего 20 человек.

- Я сама бывшая зависимая, - рассказывает Анна. - Я проходила реабилитацию в центре в Рамешковском районе. Прошла программу и осталась помогать, потому что возвращаться на прежнюю работу и к друзьям с зависимостью мне не хотелось. Я осталась, а дочь в тот момент была у моей мамы. Мама была не в восторге от ситуации, и её доверие ко мне было подорвано.

Убедить маму Анне было крайне трудно, она не хотела отдавать внучку, не могла поверить, что всё в порядке. Пришлось пройти через суды. Борьба за дочь стала одной из причин, почему Анна взялась за проект. Она на своём опыте поняла, что потерять ребёнка легче, чем потом вернуть.

Так сложились обстоятельства, что именно в это время в проект начали обращаться мамы с детьми. Им было не с кем оставить их. Но взять их не могли, потому что для детей нужны особые условия, и это уже совсем другая ответственность. Так родилась идея Дома для мам с детьми, чтобы семьи сохранялись. Оказалось, что присутствие ребёнка рядом очень помогает матери взять себя в руки. Поэтому около 40% "выпускниц" проекта встают на ноги, тогда как обычные программы реабилитации для зависимых, как правило, помогают в одном случае из десяти.

Дом мамы и ребёнка "Жизнь одна" - один из проектов Благотворительного фонда "Хлебодар". Его основатель, Сергей Иванович Алексеев, был инициатором строительства. И хотя это отдельный проект, которым занимается Анна Орлеанская и её помощницы, основатель фонда поддерживает их и вдохновляет на новые свершения.

Мамы с зависимостью приходили в кризисный центр с самого начала его существования. Они сами как-то его находили. Женщины с тяжёлыми судьбами, не все из которых удалось изменить.

- Эти мамы стали к нам попадать, и мы их начали защищать. Постепенно познакомились с разными службами: опекой, соцзащитой, полицией. Конечно, мы казались всем очень странными. К нам приходили комиссии и проверки. Но постепенно нам начали доверять, - продолжает Анна.

С тех пор шаг за шагом проект развивается, и, хотя в Колесниково центр располагается уже седьмой год, стройка продолжается. В этом году купили соседний участок. Изначально здесь хотели разбить грядки, построить сарайчик для козы и кур.

- К моменту покупки участка наша цель изменилась. Нечасто, но так случается, что мамы уходят, оставив детей. Поэтому у нас родилась такая мысль - построить семейный частный детский дом. Я отучилась в школе приёмных родителей. Мы хотим этот вопрос изучить и оформить всё в соответствии с законодательством, - делится Анна.

Помимо грандиозных целей, перед проектом постоянно стоят повседневные: продукты, лекарства, коммунальные платежи, бытовая химия и прочее. Дому помогают: кто продуктами, кто необходимыми вещами, кто деньгами. Мамы оформляют пособия, часть из них они тратят на содержание себя и детей, а часть откладывают. И у Анны есть заветная мечта – микроавтобус, чтобы развозить детей в детский сад и школу за один раз. Сейчас приходится возвращаться, в одну машину все не помещаются.

Хрупкие "фарфоровые" мамы

Программа помощи женщинам с зависимостью в Доме длится год и состоит она из десяти шагов. В каждом шаге пять тем, получается 50 тем о личности, отношениях в семье, отношении к себе и окружающим, о ценностях - обо всём. Женщинам помогают не просто уйти от зависимости, но и научиться жить без неё, в мире с собой, семьёй и детьми.

- У нас все построено на христианских ценностях и основано на библейском взгляде и отношении к семье. То есть любить детей, заботиться, прощать, не осуждать. Каждая неделя у нас как-то называется: Неделя любви, Неделя прощения, Неделя жертвенности. Потому что к нам все приходят озлобленные, разочарованные, после предательства. Никто не родился с мечтой стать наркоманом, алкоголиком или человеком на самом дне.

В доме много женщин из Твери и Тверской области, но сюда приезжают отовсюду. Потому что в стране есть достаточно много центров, где помогают бороться с зависимостью, есть кризисные центры для мам с детьми в трудной жизненной ситуации, но для зависимых мам с детьми, возможно, больше вариантов нет. Как правило, если у женщины есть проблемы с алкоголем или наркотиками, у неё просто забирают детей.

- Когда женщина и так раздавлена, испытывает чувство безысходности, лишение ребёнка усугубляет положение. Мама переживает, ей неоткуда ждать помощи, а иногда она и сама не может себя организовать.

Анна может рассказывать горькие тяжёлые истории часами. Это почти всегда повествование о боли и ожесточении от собственного бессилия. Часто в центр привозят мам с детьми, потому что просто непонятно, куда их временно поместить, пока пройдут все бюрократические процедуры и появится решение.

Так, однажды в Доме оказалась женщина - мама пятерых детей. Они шли ночью по трассе. Несли огромные неподъемные рюкзаки. Выяснилось, что семья вела кочевой образ жизни, жили на подаяние, стояли возле храма и просили милостыню. Отец детей объяснял жене и малышам, что так живут святые. В итоге, когда родители развелись, мать осталась с детьми, предоставленная сама себе. По привычке она продолжала жить дальше так же. Детей у неё, конечно, забрали. Она некоторое время прожила в рамках проекта в Колесниково, но потом решила пытаться всё сделать сама. Сейчас она пробует вернуть детей, но пока ей это не удаётся.

Другую женщину привезли с детской площадки. Было 12 часов ночи и шёл дождь. Дети играли, а мама сидела рядом. Ей повезло, что её заметила знакомая Анны Орлеанской. Она начала аккуратно расспрашивать. В трудной ситуации женщины часто начинают с выдумок, они боятся потерять детей. Но волонтеры проекта "Жизнь одна" умеют распознавать ложь. В тот раз оказалось, что женщина была наивной и доверчивой, чем пользовались её кавалеры. Так постепенно из москвички с квартирой в центре она превратилась в человека без прописки на улице с тремя детьми на руках.

Подобных историй много. За шесть лет существования через проект прошли более 400 человек - это мамы и их дети. Анна говорит, что почти половина мам, прошедших программу центра, восстанавливаются. Они не пропадают, поддерживают связь и иногда приезжают на праздники. Но что же с остальными?

Остальные 60% либо возвращаются к прежнему образу жизни, либо теряются из виду – некоторые просто даже не хотят вспоминать то, что было с ними. Это тоже нормально, поясняет она.

- Одна наша выпускница сейчас живёт неподалеку. У неё трое детей, старший сын с инвалидностью, у него ментальные особенности. Из-за этого её никуда не брали на реабилитацию. Она пила 20 лет, то есть дети росли, когда она была в таком состоянии. От этого страдали все. Её сыну 20, дочке исполнилось 18, она сейчас учится в колледже, младший сын живёт с ней. Конечно, ей было очень сложно. Она сформировавшийся человек с 20-летней зависимостью. И сама не верила, что ей может что-то или кто-то помочь. Её привезли родные сёстры. У неё была сложная жизнь, и она постепенно сломалась. Умер первый муж, второй муж плохо с ней обходился. В таком мире она жила: выбираясь из запоя, пыталась работать и возвращалась в запой. Она прожила у нас год и прошла программу, ещё на год осталась волонтёром. Скоро будет год, как она ушла. Мы общаемся, дружим. Она молодец, дети учатся, есть сложности, но она старается.

Особенно сложно приходится женщинам, у которых никогда не было примеров нормальной жизни в семье. Это хрупкие, "фарфоровые" мамы, которым проще разбиться в дребезги, чем уцелеть.

- К нам пришла беременная многодетная мама. С зависимостью. История была такая: её родители были алкоголики, её насиловал родной отец. Она пыталась рассказать об этом в школе, а когда домой пришли, мать сказала, что она это выдумала. В школе её обижали, оскорбляли и унижали, потому она из очень неблагополучной семьи. И когда выросла, она нашла человека по себе. Они официально зарегистрировали брак, пили, рожали детей и отдавали их в детский дом. Потому что по-другому они жить не умели. Она пришла к нам беременная четвёртым ребёнком, родила в перинатальном центре. Мы заступались за неё, чтобы ребёнка ей отдали, потому что его хотели забрать. Она прожила у нас год, но решила уйти. Сказала: "Люблю мужа, он изменился, я теперь хорошая мама". Она ушла и, к сожалению, запила, оставила ребёнка в детском доме и позвонила нам в слезах – я опять беременна. Мы её забрали, забрали её мальчика, и у нас она родила пятого ребёнка. В общей сложности они прожили у нас три года. Мы сейчас поддерживаем связь. Они живут самостоятельно уже полтора года. Слава богу, с мужем она не сошлась.

Таким мамам, со сложной судьбой, нужно учиться выражать любовь, потому что их самих воспитывали побоями. Им очень сложно, потому что они и сами не видели любви, а поэтому абсолютно всё могут воспринимать в штыки, как обиду, угрозу. Другого отношения в их жизни, возможно, и не было. Всё для них болезненно, даже какие-то совсем пустяковые ситуации.

- Они готовы сдаться в каждую секунду. Просто всё бросить и разрушить в пух и прах. Всё, что сама же пыталась строить. У нас в рамках проекта установлена определённая дисциплина, распорядок дня, дела. Каждый день мы проводим уборку, готовим, занимаемся детьми. Если сделал что-то недостаточно хорошо, мы просим переделать, если что-то не получается – учим. Каждый раз надо объяснять, что мы её любим, что никто не хочет её обидеть.

К этому добавляются проблемы, которые несёт с собой зависимость. Абстиненция бывает разная, в некоторых случаях чрезвычайно тяжёлая. Откуда берётся терпение, чтобы каждый день и каждую ночь продолжать делать своё дело?

- Я верующая. Это и есть моё основание. Я начинаю и заканчиваю день молитвой.  У нас в Доме такая традиция. Кто-то молится по молитвослову, кто-то своими словами. Мы выделяем на это время утром и вечером. Мне это помогло обрести надежду, вера мне даёт силы.

Возвращение

Пройдя годовую программу в рамках волонтерского социального проекта "Дом матери и ребёнка "Жизнь одна" женщина может остаться ещё на год волонтёром. Иногда обстоятельства вынуждают и продолжительность пребывания в доме у мамы с детьми увеличивается. Но рано или поздно она выходит, как говорят здесь, во "взрослую" жизнь.

- Проблемы трудоустройства как таковой нет. На Дом часто выходят люди, которые готовы трудоустроить мам. И если мы можем женщину рекомендовать, мы это делаем, - поясняет Анна.

В центре мамам помогают оформить пособие, если они этого ещё не сделали, и учат распоряжаться деньгами. Треть от каждого поступления мамы откладывают. Остальное тратится на них и их детей: памперсы, лекарства, продукты. Мамы должны научиться планировать траты, откладывать и экономить. Конечно, центр по большей части живёт за счёт пожертвований, но часть трат ложится на плечи мам, проходящих программу восстановления. И это важная часть воспитания ответственности, в этом случае финансовой.

- Она готовится ко "взрослой" жизни. И при этом к моменту выхода отсюда у неё будут сбережения.

Мамы в Доме по очереди "дежурят" на кухне и готовят на всех. Остальные обязанности также распределяют. Когда новенькие переживают приступы абстиненции, рядом с ними постоянно кто-то должен находиться – это тоже делают по очереди. Опыт волонтёрства после прохождения программы, как говорит Анна, тоже очень важен. Это говорит о том, что женщина способна заботиться не только о себе и своём ребёнке. Она может брать на себя ответственность и за других людей.

От редакции: мы благодарны женщинам, которые, находясь в очень уязвимом положении, рассказали о себе. Однажды мы уже вводили правило о закрытии комментариев под интервью и готовы к нему вернуться сейчас. Призываем вас быть милосердными, и воздержаться от резких высказываний в адрес героинь интервью.

 

читайте нас в яндекс-новости
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх