26 Апреля 24, 04:19
Новости, Интервью
23 Февраля 2022, 11:00

Житель Твери рассказал о службе в одном из самых престижных полков в России

154-й отдельный комендантский Преображенский полк — одна из самых элитных воинских частей в стране. Полк неспроста прозвали “лицом Минобороны России”. Служащие в нём срочники участвуют почти во всех мероприятиях, которые проводят первые лица государства: встречают и провожают глав зарубежных стран, возлагают венки к Вечному огню мемориала “Могила Неизвестного Солдата” у Кремлевской стены, участвуют в военных парадах, открытии памятников, церемониях создания воинских частей. Тверичанин Вадим Волосатов рассказал ТИА о тяготах воинской службы в Преображенском полку и распорядке дня срочника парадной части.

Прощай, гражданка

Военная служба Вадима никогда не пугала, но чистить картошку, копать окопы и красить траву он не рвался. Молодой человек хотел служить в престижной части. Ещё будучи школьником, Вадим проходил в военкомате медицинскую комиссию. Тогда от скуки он начал рассматривать развешанные на стенах стенды. Один из них был посвящён Преображенскому полку. Вадим узнал о заграничных командировках служащих полка и загорелся идеей служить именно в нём.

В 2016 году 19-летний Вадим окончил техникум. Повестка от военкомата не заставила себя долго ждать. Призывник напрямую рассказал военкому о желании попасть в Преображенский полк, и офицер пошёл ему навстречу.

“Я прошёл медицинскую комиссию. После этого мои документы отправили в полк. Тамошние офицеры пару месяцев смотрят дела призывников и отбирают понравившихся. Они сами приезжают за кандидатами и забирают их в Москву. Месяц я был в “учебке”, где проходил аналог курса молодого бойца. Там призывники сдавали физнормативы и психологические тесты. Тех, кто завалил физкультуру и тесты, отправляли в другие части”, — рассказывает Вадим.

Когда в обычных частях призывники в идеале должны подтягиваться 10-12 раз, то срочник в Преображенском полку должен выдавать от 20 подтягиваний. Ещё в полку ценят выносливых парней — нужно быть готовым к километровым пробежкам. Плюс важен рост. Минимальный рост служащего полка — 184 сантиметра. И то, таких людей здесь в шутку называют "малоросликами". Также нужно обладать славянской внешностью и быть из полной семьи.

“Для меня самым тяжёлым испытанием была сама армия. Было психологически тяжело. Ты находишься в изоляции, вдали от родных мест. Каждый день нагрузки. Подъём, отбой, всё очень быстро, — вспоминает тверичанин. — В “учебке” нас было человек 200. Прошли её только сто”.

Каждого призывника, успешно прошедшего испытания в полк, ждёт присяга. В этой части присяга парадная и проходит на Поклонной горе у Музея Победы.

Жизнь солдата

В 90-е годы Преображенский полк славился дедовщиной, но сейчас неуставные отношения искоренены в части полностью. “Чтобы избежать конфликтов с “дедами”, новичков селят отдельно от старослужащих. К тому же призывников постоянно сопровождали офицеры и контрактники”, — объясняет Вадим.

Он попал во вторую роту батальона почётного караула. В ней было три взвода: сухопутный, авиационный и морской. Взводы отличаются цветом формы и ростом солдат. В сухопутном носят красную форму, в нём служат солдаты ростом от 190 сантиметров. Синюю форму носят служащие авиационного взвода, тут молодые люди не такие рослые — от 186 сантиметров. В морском взводе срочники носят чёрную форму, здесь служат самые низкие (по меркам полка) парни — от 184 сантиметров.

Именно вторая рота представляет полк на Параде Победы. Парад — главная цель этой роты. Солдат почти ежедневно готовили к этому событию. Обычный день в армии Вадим описывает так:

В 06:00 подъём. До 06:30 зарядка. В 07:00 завтракали. В 08:00 выходили заниматься на плац. До 14:00 у нас была строевая подготовка. 55 минут занимаемся, 5 минут отдыхаем. Иногда пару часов строевой подготовки отдавали политработе: нам читали лекции на политические и исторические темы. Потом принимали душ. В 14:30 у нас был обед. В 15:00 чистили оружие. В моей роте у каждого солдата три карабина: первый — учебный, второй — парадный для мероприятий и третий — боевой для стрельб и участия в похоронах, когда три раза стреляют в воздух. Затем два часа занимались физкультурой, потом снова принимали душ и в 20:00 ужинали. В 21:00 было построение полка, вечерняя поверка. В 21:45 заходили в казарму, мылись, стирали одежду и в 22:00 отбой.

 

В субботу до обеда драили казарму, а потом есть свободное время. В воскресенье не было зарядки, и мы вставали на час позже. День посвящён физкультуре и культурным мероприятиям. Нас водили на футбольные и хоккейные матчи, в театры. На гражданке я никогда не был в театрах, а в армии посмотрел не менее 15 спектаклей. Ещё в воскресенье на час выдавали кнопочные телефоны, чтобы позвонить близким. На выходных было время, когда родственники могли посетить солдата. Но после полугода службы у срочников просто нет времени на встречи: они всегда на парадных мероприятиях

Важная для каждого срочника тема — “увалы”. “Увал” — это когда солдата отпускают за территорию воинской части. В Преображенском полку они тоже есть. “Чтобы дали “увал”, нужно было очень хорошо потрудиться за неделю. Заслужил? Иди в “увал”. Нет? Иди в наряд. Нас отпускали только на шесть часов, — объясняет Вадим. — В Москве полно патрулей военной полиции и нужно было выглядеть с иголочки”.

Всем солдатам полка ежемесячно платят денежное довольствие — две тысяч рублей. Кстати, срочникам другой престижной части поблизости — Президентского полка — платят только полторы тысячи рублей. Вероятно, это связано с тем, что Преображенский полк входит в Вооружённые силы России, а Президентский полк подчиняется Федеральной службе охраны — отечественной спецслужбе. Отсюда и разница в выплатах.

Потратить денежное довольствие можно в “чипке” — атрибуте почти любой воинской части. “Чипок” — аналог обычного магазинчика. В нём можно купить газировку, чипсы, сухарики, сигареты и прочие мелкие радости солдатской жизни.

Всегда с президентом

В полку мечта Вадима побывать за границей стала явью. Вместе с сослуживцами они выступали на армейских фестивалях в Словении и Польше, где показывали уровень строевой подготовки, трюки с оружием. Но больше всего времени солдаты полка проводят на мероприятиях с президентом страны.

“Владимира Путина я видел больше сотни раз. Кто бы к нам не прилетал — мы всегда были с главой государства. На телевидении часто показывают срочников, выстроившихся перед трапом самолёта, на котором прилетела иностранная делегация. На экране телевизора это занимает пару минут, а в жизни всё сложнее. Однажды зимой нас быстро подняли по тревоге, отвезли в аэропорт. Декабрь, страшный мороз. Мы стоим и ждём самолёт президента Азербайджана. Стоим час, два, три. Пошевелиться нельзя, тем более разговаривать. Он прилетел только спустя четыре часа после того, как нас привезли в аэропорт”, — рассказывает Вадим.

Печальная сторона службы — похороны. Одни из них Вадим запомнил на всю жизнь. Перед новым 2017 годом его за хорошую службу отпустили встречать праздник вместе с семьёй. 31 декабря Вадим уже приехал домой, но отдых пришлось сократить на пару дней. 25 декабря в районе Сочи разбился самолёт Ту-154. Тогда погибли 92 человека, из которых 64 — сотрудники Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова. Вадиму приказали вернуться для участия в похоронной церемонии на Федеральном военном мемориальном кладбище. “Массовые похороны. В последний путь военных провожали выстрелы из пушек. Это было мероприятие высокого уровня”, — вспоминает он.

Отдельная тема — Парад Победы. За три месяца до 9 мая срочников начинают усиленно подготавливать к параду. Их вывозят на подмосковный полигон Алабино, где солдаты часами тренируют прохождение парадных расчётов. По воспоминаниям Вадима, 9 мая пролетело очень быстро:

Мы встали, позавтракали. Потом нас построили, приехал патриарх Кирилл и благословил нас. Мы выдвинулись к Красной площади. Слышим команду Главнокомандующего: “На плечо!”. Поднимаем карабины и идём

О традициях

В Преображенском полку есть свои незыблемые традиции. Во-первых, ни в коем случае нельзя просто идти по плацу — всегда только строевой шаг. Во-вторых, в расположении нельзя ходить в обуви. “Расположение — наш дом. Кому приятно, когда дома грязно?”, — пояснил Вадим. В-третьих, в батальоне почётного караула запрещено курить.

Ещё одна традиция связана с дембелем. В последний день службы дембелей строят на плацу, где тренируются призывники. Новички начинают стучать прикладами карабинов об асфальт. Под этот импровизированный оркестр дембеля строевым шагом покидают территорию воинской части.

Особенностью полка можно считать огромное уважение к уставу. Если в других частях на него могут смотреть сквозь пальцы, то здесь устав чтут. По словам Вадима, он до сих пор помнит устав наизусть. “Это настоящая армия. Кстати, все дембеля покидают часть по уставной форме. Не было всяких ряженых, которые чуть ли не генералами уходят”, — рассказывает тверичанин.

Парням, которые хотят служить в Преображенском полку, Вадим советует не влипать в криминальные истории, потому что прошлое призывников тщательно проверяют. Но самое главное — желание. “Захотите этого. Проявите инициативу. Военком вас поддержит, и вы попадёте в Преображенский полк”, — убеждён он.

Фото Вадима Волосатова

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх