22 Ноября 24, 05:30
Новости, Тверь в лицах
01 Марта 2022, 10:20

"Тверь в лицах": становление писателя Бориса Полевого

Фото с сайта библиотеки Тверского государственного университета
Фото с сайта библиотеки Тверского государственного университета

Борис Николаевич Полевой один из самых известных отечественных писателей. Благодаря своему таланту он сделал блестящую карьеру, обрёл культовый статус. Вся страна знает его в первую очередь по работе военным корреспондентом, по произведениям, посвящённым Великой Отечественной войне. Но ещё до трагичных сороковых годов Полевой умел работать с печатным словом, и научился он этому в Твери. Вместе с историком-краеведом Вячеславом Воробьёвым в рамках проекта "Тверь в лицах" рассказываем о тверском периоде жизни прославленного писателя.

Место, где всё начиналось

Борис Николаевич Кампов (Полевой — литературный псевдоним) родился в 1908 году в Москве. Тогда же его отца — юриста по профессии — назначили судьёй в Ржев, а в 1913 году перевели на ту же должность в Тверь. "Борису не исполнилось ещё и семи лет, когда отец умер от туберкулёза. Мать, Лидия Васильевна, окончила Московские высшие женские медицинские курсы и в Твери работала врачом на Морозовской мануфактуре", — рассказывает Воробьёв.

С 1917 года юный Кампов учился в школе №24 (ныне гимназия №6). В 1924 году он поступил в городской промышленно-экономический техникум, после окончания которого работал технологом, а затем начальником цеха на Морозовской мануфактуре, в те годы переименованной в фабрику "Пролетарка".

Он никогда не чувствовал сильной связи со столицей и в книге "Самые памятные. История моих репортажей" писал:

Родился я в Москве, но вырос, учился, приобщился к журналистской профессии, написал первую книгу в Твери и потому сейчас не без основания считаю себя тверяком

В 20-е годы прошлого века он усердно писал статьи и очерки в тверских газетах. В 1927 году Кампов написал свою первую книгу "Мемуары вшивого человека". Интересно, что она стала первой и последней книгой, опубликованной под его настоящей фамилией. В дальнейшем он всегда писал под псевдонимом Полевой, потому что его фамилия схожа с латинским словом campus, которое означает “поле”.

"Мемуары вшивого человека" увидели свет благодаря журналистике. Писатель вспоминал:

А однажды по заданию редакции я превратился в "налётчика". В Клину чекисты сняли с поезда вора. Он только что совершил ограбление в Москве, ну и ехал в Тверь "отдохнуть". За ним следили. Сняли его с поезда, а меня посадили в этот поезд. Вместо него. Перед этим я специально обучился воровскому жаргону, потёрся среди "блатных". Дали мне тогда здоровую пачку денег. Номера банковских билетов были переписаны чекистами. Это чтобы проследить, куда попадут деньги. Приехал я в Тверь, нанял извозчика. И началась моя "блатная" жизнь. Всю эту историю придумали, конечно, не ради экзотики. Нужно было выяснить связи местного преступного мира. Так вот — наши меченые деньги совершенно неожиданно привели чекистов в губрозыск (губернский отдел по расследованию уголовных преступлений — прим.). Состоялся большой судебный процесс

На основе свежих воспоминаний об операции и появились "Мемуары вшивого человека". Тверские журналисты переслали книгу Максиму Горькому. Классик подошёл к тексту строго. В большом письме автору он дал советы и рекомендовал продолжить учиться литературному мастерству.

После выхода первой книги писатель надолго забросил творчество. "Как ни странно, почти ничего конкретно не известно о его литературной деятельности в последующее десятилетие — видимо, потому, что Полевой был поглощён газетной рутиной и лишь накапливал литературные силы для больших произведений", — считает Воробьёв. Только в 1939 году в столичном журнале "Октябрь" вышла повесть Полевого "Горячий цех". Произведение принесло автору известность.

В основе повести лежит судьба "хулиганистого паренька" с Калининского вагоностроительного завода. Юный рабочий поставил новый рекорд в кузнечном деле и "под напором доброй воли коллектива" раскрылся "в лучших своих чертах". Полевой высказался о главном герое повести так: 

В наших социалистических условиях возможно выводить в книге живого реального современника, который, если он несёт в себе типичные приметы времени, может стать и героем литературы

В 1941 году писатель переселился в Москву, но не забыл о родных краях, где начал карьеру. В дальнейшем Полевой не раз приезжал в Калинин, выступал в школах, на фабриках и заводах, встречался с ветеранами, писателями и журналистами, давал интервью. В ответ в городе не забывали о нём. В 1978 году "за создание произведений, правдиво отображающих героические и трудовые подвиги калининцев в годы Великой Отечественной войны и мирного труда, большой вклад в развитие города и в связи с 70-летием со дня рождения" Полевому присвоили звание "почётный гражданин города Калинина". А в 1983 году в Калинине появилась улица Бориса Полевого.

Нетленная память

Как-то раз Вячеслав Воробьёв был титульным редактором книги своего наставника в литературе Алексея Пьянова. Она называется "Часы без стрелок" и, кроме всего прочего, в неё вошли воспоминания Пьянова о Борисе Полевом. Вот небольшие фрагменты из них:

Можно долго рассказывать о том, как он любил журнал ("Юность" — прим.) , как охотно "возился" с молодыми, доводя их "до кондиции". Но думаю, что достаточно привести единственное, однако, на мой взгляд, самое убедительное свидетельство этой любви. 

Борис Николаевич был уже тяжело болен. Врачи категорически запретили ему работать и редакцию строго предупредили, чтобы никаких рукописей и вёрсток в больницу ему не посылали: всё равно не дойдут до адресата. Однако прошло всего несколько дней, и я получил вот эту телеграмму: "Редакция журнала "Юность". Ответственному секретарю. Прошу срочно передать мне гранки съездовского номера. Привет всем юниорам... К себе не приглашаю, потому что не имею настоящего товарного вида. Ваш Полевой".

По известным уже причинам просьба эта не была выполнена. Через два дня пришла вторая телеграмма: "Настаиваю немедленно выслать третий номер "Юности", своевременно присылать вёрстки. Полевой".

Должно быть, Борису Николаевичу удалось уговорить кого-то послать телеграммы в редакцию — последние подписанные его именем строки. Казённые эти бланки ярче и глубже любых других свидетельств (а их многие сотни) говорят о том, какой это был человек и какой редактор...

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх