"Тверь в лицах": писатель Фёдор Достоевский в нелюбимом городе
Фёдор Михайлович Достоевский не чуждался политики. В 1847 году он вошёл в кружки социалиста Михаила Васильевича Петрашевского. Каждый из кружков имел цель: первый создавал нелегальную типографию, второй — планировал государственный переворот в империи. В мае 1849 года царские власти арестовали Достоевского и других участников кружков. Эти события приведут писателя на тверские берега Волги. Вместе с историком-краеведом Вячеславом Воробьёвым мы продолжаем проект "Тверь в лицах".
Преступление и наказание
“Военно-судная комиссия приговорила Достоевского к лишению всех прав и "смертной казни расстрелянием", которую заменили осуждением к восьми годам каторги. Император Николай I снизил срок каторги Достоевскому до четырёх лет с последующей военной службой рядовым”, — рассказывает Вячеслав Воробьев.
После четырёх лет каторги в Омске писателя отправили служить в Семипалатинск. В казахских степях жизнь Достоевского начала потихоньку налаживаться: в 1854 году его произвели в унтер-офицеры, в 1856 году присвоили офицерский чин прапорщика, а в 1857 году император амнистировал писателя. В августе 1859 года Достоевский вместе с семьей покинул Семипалатинск и приехал в Тверь.
Творчество на берегах Волги
Поэт Алексей Николаевич Плещеев, бывший петрашевец, писал Достоевскому: "Слышал я, что Вам велено избрать место жительства. Вероятно, Вы поселитесь в Твери. Ближе к брату и ко всему". Сам писатель был не в восторге от перспективы жизни в столице Тверской губернии. Он жаловался брату:
Ты пишешь о Твери и говоришь, что нужно прожить в ней два года. Но, друг мой, это ужасно. Я надеюсь, напротив, тотчас же испросить позволения жить в Москве. Начну просить по приезде в Тверь, разумеется
Тверь казалась Достоевскому продолжением ссылки, но он был рад возможности продолжить писать. Здесь Достоевский закончил правку рукописи романа "Село Степанчиково и его обитатели", который предложил для публикации Николаю Алексеевичу Некрасову в журнал "Современник". Тот согласился, но предложил весьма скромный гонорар, что не устроило писателя.
"Вот моё мнение — по крайней нужде моей согласиться бы можно. 1000 рублей всё же деньги, и для меня большие. Но с этим сопряжено сильное нравственное унижение. Положим, что и с унижением можно бы согласиться, наплевать на них! Но вред впоследствии. Я совершенно лишусь всякого литературного значения впоследствии", — сетовал Достоевский в письмах брату.
Редактор журнала "Отечественные записки" Андрей Александрович Краевский принял финансовые условия Достоевского, и роман увидел свет в конце 1859 года. Теперь писатель мог творить дальше.
В Верхневолжье он начал работу над "Записками из Мёртвого дома" и "Униженными и оскорблёнными", переработал повесть "Двойник".
“Непосредственно тверская жизнь не нашла отражения на страницах этих сочинений, но наблюдения над нею Фёдор Михайлович использовал впоследствии в романах "Идиот" и "Бесы", — считает Вячеслав Воробьёв. — В "Бесах" действие происходит в безымянном губернском городе, что, вероятно, сделано сознательно, чтобы подчеркнуть вероятность таких событий в любом месте России. Но читательские наблюдения над топографией этого губернского города (плашкоутный мост, Заречье, фабрика на окраине города в соседстве с небольшой рощей) позволяют идентифицировать место действия именно с Тверью”.
В Твери Достоевскому пришла в голову мысль выпустить собрание уже напечатанных произведений. "Оно могло бы меня обеспечить года на два, а при успехе и гораздо более, так что я, может быть, первый раз в жизни имел бы возможность писать не на заказ, не для денег, не к сроку, а совестливо, честно, обдуманно, не продавая пера своего за кусок насущного хлеба", — писал Достоевский своему другу Эдуарду Ивановичу Тотлебену. Через знакомых писатель связался с московским издателем Нилом Андреевичем Основским. Тот согласился купить право на издание за две тысячи рублей. Договор подписали в декабре 1859 года, когда Достоевский был ещё в Твери.
Нелюбимый город
Город ему не нравился. Даже Семипалатинск в далёких степях казался писателю лучше. В своих письмах он представлял столицу губернии так:
Теперь я заперт в Твери, и это хуже Семипалатинска. Хоть Семипалатинск в последнее время изменился совершенно (не осталось ни одной симпатичной личности, ни одного светлого воспоминания), но Тверь в тысячу раз гаже. Сумрачно, холодно, каменные дома, никакого движения, никаких интересов — даже библиотеки нет порядочной. Настоящая тюрьма! Намереваюсь как можно скорее выбраться отсюда…
Тверь как город до невероятности скучный. Удобств мало. Дороговизна ужасная. Обстроен очень хорошо, но скучно. Театр ничтожный… Хотя станция железной дороги и за три версты от города, но свист машин от разных поездов слышится день и ночь
Вдобавок Достоевского раздражал надзор местной полиции. Он стал писать в Петербург о разрешении на переезд в город на Неве, жаловался на здоровье и просился к столичным врачам. Выбраться из Твери ему помогло знакомство с местным губернатором Павлом Трофимовичем Барановым. Через чиновника писатель передал свою просьбу самому императору.
Вы, государь, как солнце, которое светит на праведных и неправедных. Вы уже осчастливили миллионы народа Вашего; осчастливьте же ещё бедного сироту, мать его и несчастного больного, с которого до сих пор ещё не снято отвержение, и который готов отдать сейчас же всю жизнь свою за царя, облагодетельствовавшего народ свой!
Власти услышали писателя и в конце 1859 года разрешили переехать в Петербург. 23 июня 2017 года в Твери на здании бывшей гостиницы Гальяни (ныне "Тверьуниверсалбанк") Достоевскому открыли мемориальную доску. Хотя его проживание здесь является лишь догадкой и вряд ли подтвердится, был создан ещё один городской миф — как раз в стиле писателя.