26 Апреля 24, 14:54
Новости, Интервью
14 Февраля 2022, 09:26

В Твери студенты-технари танцуют и шьют сценические костюмы

Фото Олега Радченкова
Фото Олега Радченкова

- У нас танцуют не профессионалы-хореографы, поэтому танец надо ставить не так, как ставят в обычных коллективах: придумали, и все должны танцевать. Нет. Нужно делать те движения, в которых наши танцоры будут выглядеть красивыми. Часто приходят девчонки, которым раньше говорили – ты не танцуешь, ты не способная. И приходится их убеждать, что они танцуют. И через два месяца это становится видно. Тут, конечно, не столько творческая задача решается, сколько педагогическая, - рассказывает Татьяна Литвинова, педагог ТвГТУ и руководитель студии "Эстель". Человек, который всегда идёт вперед и вверх. Сама о себе Татьяна говорит, что работать с ней сможет не каждый. Она человек стальной дисциплины и примерно того же ждёт и от других.

Мы встретились с Татьяной Литвиновой в одном из кафе на бульваре Радищева в Твери, чтобы поговорить о русском сценическом костюме, сказках и танцах, которые однажды могут прийти в вашу жизнь и остаться навсегда.

Татьяна и танцы

Татьяна Литвинова родилась в Астраханской области, но сразу после рождения переехала в Тверскую, в город Калашниково. Туда по распределению отправили её отца. Именно там в возрасте шести лет девочка начала ходить в балетную школу и полюбила танцы. 

- Мой первый педагог – Егорова Татьяна Владимировна. Человек, из-за которого мы все бежали на занятия. Это была любовь к танцам через педагога. Огромное спасибо моим родителям, которые меня привели, и, конечно, Татьяне Владимировне. Она сейчас работает в Спировской школе искусств. Детям в Спирово очень повезло.

Потом семья переехала в деревню под Тверью. Населённый пункт был маленький, но со своим ДК. Туда приезжали студентки на практику, они ставили народные танцы. Школа в деревеньке была только до девятого класса, поэтому десятый и одиннадцатый классы Татьяна училась в Твери. В городе, конечно, уже было больше возможностей. Она получила образование и устроилась работать в школу учителем географии. Быстро стала завучем по воспитательной работе. В школе было много творчества и танцев.

- В один момент я включила телевизор и отрывок кусок шоу Майкла Флетли: ирландские танцы и фламенко. Я была так восхищена, эти танцы мне запали в душу. Это я увидела в 1998 году, когда ещё не было интернета. То есть, мне доставали и привозили диски с курсом ирландского танца. Сейчас это раритет. 

Ирландским танцам Татьяна училась по видео, поначалу то же самое было и с фламенко. Но затем она поехала в Москву на мастер-классы к Юлии Плахотиной, одной из лучших танцовщиц фламенко в России. И обучилась азам, той базе, без которой фламенко не фламенко. 

Ирландскими танцами вместе с Татьяной занимались её ученицы, которые, позже стали вести занятия и самостоятельно ставить танцы.

- И это особое счастье. Они сами смотрели видео и делали постановки, - говорит педагог.

В школе Татьяна Литвинова проработала 10 лет. Но поняла, что хочет расти дальше. Поэтому она пошла работать в вуз, Тверской государственный технический университет. А в 2006 году на базе вуза открыла хореографическую студию "Эстель", которой в феврале 2022 года исполняется 16 лет. 27 февраля состоится концерт, посвящённый этому событию.

- Мы начали с исполнения ирландских танцев, потом я открыла направление "народные танцы", "современный танец модерн" и "фламенко". Танцевальная студия не может ставить хорошие танцы без хороших костюмов. И эти костюмы мы шили сами. У меня достаточно большой швейный опыт. Сначала мы шили костюмы просто для танцев, а потом как-то так получилось, что начали проводить мастер-классы по шитью и по декоративно-прикладному рукоделию. На этой базе мы открыли арт-студию "Формула таланта", где начали создавать коллекции сценических костюмов. 

Коллекция "Русская народная сказка"

В 2022 году проект АНО "Формула таланта" выиграл грант Фонда президентских грантов. Проект называется "Творческая лаборатория "Красавица русской сказки". В его рамках авторы собираются проводить мастер-классы по созданию русского костюма, благо такой опыт уже есть. 

В 2020 году арт-студия "Формула таланта" стала лауреатом конкурса "Этно Мода" с коллекцией "Красавица русской сказки". Сейчас в ней около 20 костюмов, и постоянно появляются новые. Это необыкновенной красоты сарафаны в пол. Каждый наряд появился под конкретный сказочный образ.

- У нас есть какие-то иррациональные установки, какими должны быть Снегурочка, Царевна Несмеяна или Хозяйка Медной горы. Исходя из них, у Снегурочки, например, не может быть красного сарафана, а у Хозяйки Медной горы простой ленты на голове. Её лента должна быть расшита камнями и блёстками, и платье должно быть либо в красно-золотых тонах, с отсылкой к рубинам, либо в сине-зелёных – малахитовых. Модели, которые мы делаем, основаны на образах сказок, которые мы читали, багаже увиденных иллюстраций. Начинается всё с силуэта. За основу мы берём традиционный русский костюм: сарафан, рубаху, кокошник. А потом играем с цветами, тканями, отделкой.

Татьяна говорит, что традиционная русская одежда - это очень просто и удобно. Её легко шить. Натуральные ткани хранят тепло в прохладную погоду и комфортны в носке в жару. Каждый элемент народной одежды не случаен. Например, большие передники – неотъемлемый атрибут женской одежды в регионах, где было развито молочное животноводство. Через чистый передник можно было процедить молоко, об него вытирали руки в процессе работы.

Украинские девушки носили цветочные венки на голове, потому что летом жарко и вокруг много цветов. В Архангельске цветов мало, лето короткое. Там носили тёплые платки, а сверху на них расшитые речным жемчугом кокошники.

Сейчас интерес к традициям, истории и национальной культуре довольно высок. На народные костюмы обратили пристальное внимание современные дизайнеры. Модные сейчас массивные ободки с камнями и стразами – это отсылка к кокошнику. Стоит вспомнить и коллекцию московского бренда одежды, основанную на истории калязинских бурлаков

- Сшить сарафан - это очень просто. Надели на рубашку, подпоясались – всё. Другое дело - сценический костюм. Тут уровень сложности может быть любой. Насколько хватает умения, фантазии, денег на ткань и отделку от и до. В Ярославле раз в два года проводится конкурс, который называется "Русский костюм на рубеже эпох". Туда привозят такие коллекции. Например, из Мурома привозили коллекцию из восьми моделей "Владимирская Русь". Я думаю, она стоит больше миллиона рублей. Потому что там использованы натуральный мех, полудрагоценные камни. Эти платья впору выставлять в музее. Как платья от кутюр, которые арендуют, чтобы пройти по красной дорожке. Если такие платья покупать, можно быстро разориться. Поэтому потом это платье отправляется в музей и на него просто любуются. Со сценическими костюмами, которые не для повседневной жизни, может быть точно так же. 

Но, конечно, при пошиве сценических платьев имеют значение не только и не столько материалы, из которых из делают, но и мастерство рукодельниц. Это кропотливая, сложная работа.

- Пошив костюмов неотъемлемая часть жизни хореографической студии, объясняет Татьяна. - У нас есть такая традиция, мы вместе шьём себе костюмы. Я научила студенток обращаться со швейным оборудованием, кроить, моделировать. 

Сложные в исполнении костюмы коллекции больше предназначены для показов, или задействованы в спектаклях. Их, как говорилось ранее, около 20. Но есть другие костюмы – для танцев. Их у коллектива накопилось больше тысячи. 

- Нужно понимать, что, например, в украинском костюме для девочки семь предметов. В русском: два разных подъюбника, рубашка, сарафан, кокошник. Больше всего у нас костюмов для народных танцев. Мы танцем русский, украинский, татарский, цыганский танцы. Сейчас восстанавливаем корякский танец. 

Татьяна Литвинова говорит, что костюмерки для всех костюмов уже не хватает.

- Нужно отдать должное вузу. У нас ни один коллектив в ЦФО не может похвастать таким количеством и качеством аксессуаров и костюмов, которое у нас есть. Ботинки для ирландского степа стоят в пределах 10 тысяч рублей. Кроме них у нас есть сапоги для мальчиков и ботильоны для девочек трёх цветов. Множество других дорогостоящих аксессуаров. Мы смогли это приобрести благодаря вузу и спонсорам. Конечно, чтобы этого добиться, надо было показать результат. 

Сценические костюмы из коллекции студия демонстрирует на конкурсах "Мисс" и "Мистер Политех", конкурсе "Парад планет", который приезжает в Тверь. На всех своих отчётных концертах и на спектаклях.

"Магия Калевала"

За  шестнадцать лет работы хореографом Татьяна Литвинова поставила 11 спектаклей. В их числе о женщинах войны "Жди меня", по русским-народным сказкам "Однажды в сказке" и "Магия Калевала" по карельскому эпосу.

Проект "Магия Калевала" выиграл в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив и получил грант. Спектакль состоялся 10 декабря 2021 года в ОДК "Пролетарка". И это было такое масштабное и исполненное на высочайшем уровне зрелище, что Татьяна в ответ на вопросы "Когда будет повтор?", отвечает: "Никогда".

Идея постановки возникла благодаря череде неслучайных случайностей, которые периодически подбрасывает жизнь творческим людям. Татьяна поддерживает отношения со своим педагогом из Колледжа культуры. Когда она там училась, куратором её курса на режиссёрском факультете была Марина Евграфова. Наши читатели знают её по проекту Карельского дома в Чашково и Карельскому лабиринту. Так вот, Татьяна Литвинова отзывается о Марине, как о профессионале высочайшего класса и потрясающем игропрактике. Марина Евграфова автор настольной трансформационной игры "Магия Калевала". И именно эта игра натолкнула Татьяну на мысль о создании спектакля.

- Мне очень понравилась игра. Потом я была на курсах у Марины, и мы выполняли задание, не связанное с танцами. Но мне в ходе игры пришла мысль, что следующий хореографический спектакль будет по карельскому эпосу Калевала. Это было не просто очень смело. Эта мысль была реально безрассудной. Мало какой профессиональный коллектив за такое возьмётся. Потому что это задача для театра. Но меня такие задачи не пугают. Я решила и сказала студии, что мы будем делать. Почти год мы проект обсуждали, работали с главными героями, костюмами. Постановка прошла великолепно. Я до сих пор пересматриваю прямую трансляцию. И не понимаю, как студенты технического вуза смогли так это сделать! Это настолько высокий уровень, что я просто восхищаюсь.

Народные танцы для студентов

Как говорит Татьяна, в студию крайне редко приходят студенты, которые в детстве уже занимались народными танцами. Потому что, как часто бывает, их водили родители, и занятия для них были скорее отбыванием повинности. Поэтому, как только они стали достаточно взрослыми, чтобы "взбунтоваться" и бросить – они это делали. Или переходили на современные направления танца. Так кто же приходит в студию?

- На народный танец многие приходят с нуля. Они никогда раньше не занимались и приходят не столько понимая, что хотят танцевать, сколько на личность. У меня своя репутация в вузе, кто-то любит, кто-то не любит.  Но приходят на харизматичность человека. Кто-то выдерживает работу со мной, кто-то нет. По-разному, - признаётся педагог. 

Татьяна говорит, что, хотя занятия народным танцем в детстве это, как правило, реализация желания родителей, детям он даёт физическое развитие. Особенно это касается мальчиков.

- Я скажу как хореограф, ни один танец, кроме народного не развивает фигуру мальчику по мужскому типу: широкие плечи, узкая талия, прямые ноги. Развивается сила. Народные танцы подразумевают серьёзную физическую подготовку. Мальчишки такие трюки выполняют - не все акробаты могут выполнить. Что касается – куда отдавать мальчиков – я за народные танцы. Хотя, в принципе, это работает и для девочек. Если брать ирландские танцы, то там будут сильные ноги и хорошо развитая спина. Фламенко - это не для детей, там все таки нужен эмоциональный багаж. Современный танец "контемпорари" - я не очень понимаю зачем детей заставлять искусственно страдать, потому что это направление больше про страдание. А народный танец воспитывает культуру общения, потому что там танцуют в парах, культуру отношения к труду – ты должен "пахать", культуру отношения к природе. Если педагог грамотный, он объясняет, что значат разные фигуры народного танца. Это накладывает отпечаток в воспитании детей. Я однозначно поклонница классического танца, я сама с него начинала и ничуть не жалею, потому что это такая дисциплина. Но народный танец, я считаю, тоже очень важен. 

В студии "Эстель" занимаются преимущественно студенты ТвГТУ. Ну, или бывшие студенты, которые уже давно выпустились, но не хотят бросать танцы. Есть в студии и старшая группа. Это категория 50+, они танцуют фламенко. Одной из танцовщиц исполнилось 74 года. Она ходит в студию с момента её основания, то есть 16 лет. 

Гранд-кокошник, этно-форум и "отчётник"

Среди ближайших планов Татьяна называет отчётный концерт к 16-летию студии "Эстель". Подготовка к нему будет проходить в сжатые сроки. Студенты вышли с каникул 24 января, и за месяц надо было сделать полноценный концерт.

А затем, уже 5 марта, творческая студия "Формула таланта" примет участие в Карельском этно-форуме по приглашению Марины Евграфовой. Там пройдёт показ костюмов, которые изготовили для спектакля "Магия Калевала".

- Мы проводим мастер классы по народной хореографии, мастер-классы по созданию сценического костюма. В этом векторе развития я очень хочу освоить создание больших сценических кокошников. Маленькие кокошники для танца мы умеем делать, а когда это полуметровой высоты произведение искусства – это уже совсем другой уровень. Наверное, мы именно этим и займёмся.

Татьяна - хрупкая, обаятельная и улыбчивая женщина. Но в её устах слово "наверное" звучит, как начало обратного отсчёта перед взлётом. Она человек, у которого слова не просто не расходятся с действием, а производят впечатление спички, поднесённой к фитилю. В каждом хорошем хореографе живёт матёрый полководец, у которого новобранцы довольно быстро превращаются в образцово-показательный строй, достойный парада на Красной площади. Видимо, поэтому студенты технического вуза замахиваются на сложнейшие постановки, шьют потрясающие воображение народные костюмы и даже после выпуска продолжают танцевать.

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх