Как дурят россиян: почему выросло число телефонных мошенничеств
В этом году крупные российские банки заявили о всплеске мошеннических атак на клиентов. Популярными методами остаются методы социальной инженерии: гражданам все также звонят якобы сотрудники банков или правоохранительных органов и обманом вынуждают взять кредит или даже заложить свое жилье. Вернуть деньги, переведённый аферистам, практически невозможно или очень сложно. Как обманывают россиян, откуда похитить деньги проще всего, какова вероятность вернуть утраченное и почему так происходит?
За последние несколько лет мошеннические схемы не менялись: они все также создают ситуации, когда клиенты должны срочно принять какое-то решение и совершить определенное действие, или играют на жадности жертвы. Постоянно меняются только легенды, которые помогают убедить человека расстаться с финансами, пишет издание bankiros.ru.
Как изменилось количество операций без согласия клиентов
В третьем квартале прошлого года было зафиксировано почти 183 тысячи операций без согласия клиента, а в 2021 году уже 256 тысяч. Объем украденных средств при этом составила 3,2 миллиарда рублей. При этом в статистику не попадает одна из самых популярных нынче мошеннических схем, когда злоумышленники вынуждают жертв взять кредит. Причина в том, что в таких схемах нет платежей. Так что на самом деле число мошенничеств и суммы похищенных денег гораздо больше.
Число средств, которые банки вернули своим клиентам, в третьем квартале 2020 года было почти в два раза больше третьего квартала этого года: 13,1% против 7,7%. Основная проблема по возврату денег в случае оформления и перевода преступникам кредита в том, что банки не видят конечного получателя этих средств.
Пресс-служба Банка России говорит, что если вы стали жертвой мошенника, необходимо в течение суток обратиться в свой банк. По закону банки обязаны вернуть клиенту незаконно списанные средства, если не докажут, что клиент сам нарушил правила использования карты (п.15 ст. 9 закона "О национальной платежной системе"). Кроме того, Центробанк предлагает ввести обязательную сумму, которые банки будут обязаны вернуть клиенту, ставшему жертвой мошенников.
Как изменилась ситуация с телефонным мошенничеством
Авторы мошеннических схем, получив с них основную прибыль, массово продают их более мелким мошенникам. Однако такие схемы уже не столь маржинальны и мошенникам приходится совершать большее количество звонков. Отсюда отмечается рост числа телефонных номеров, с которых звонят афериситы. За отчетный период Банк России сделал более 24 тысяч запросов операторам связи для принятия мер реагирования в отношении сомнительных номеров телефонов.
Передать информацию о мошенническом номере можно через онлайн-чат мобильного приложения "ЦБ онлайн" или с использованием Интернет-приемной. В заявлении необходимо указать номер, на который звонил злоумышленник, и номер, с которого поступил звонок мошенника, дату и время звонка, описание инцидента.