Восемьдесят хвостов счастья: как живёт приют для кошек "Оськин дом"
Частный приют для кошек "Оськин дом" находится в центре коттеджного посёлка совсем недалеко от Твери – по Бежецкому шоссе в районе деревни Глазково. Впрочем, это сейчас посёлок, а когда Екатерина Олейник с мужем только ещё приступили к постройке дома, это был самый крайний участок в окружении ромашкового поля. А история берёт своё начало, что интересно, совсем не с кошек, а с потерявшегося пса на помойке. Хотя, конечно, без любви к котейкам не обошлось – они всегда были в семье, и в большом количестве.
Пять лет назад Катя с мужем жили в Твери в однушке, а ещё с ними делили углы 10-12 кошек и котов. И вот как-то встретила Екатерина дождливым летним днём мокрого и грустного пёселя, копающегося в мусоре. И не смогла пройти мимо, отгоняя мысль, что "ничего сделать в такой ситуации нельзя" – ну не тащить же собаку в однокомнатную квартиру к десяти разъярённым кошкам. В итоге пса всё же устроили на передержку, обозвав Рексом, а сама Катерина нашла очень простой и гениальный выход – нужен свой дом, большой, где будет много обездоленных животных. Проблема упиралась только в финансы – их просто не было. Супруги продали квартиру, переехали всем скопом на съёмное жильё, набрали кредитов, влезли в долги – и стройка "Оськиного дома" началась.
Приют получил название в честь первого кота, который появился и жил у Кати – умнейшего и благороднейшего из хвостатых. Она до сих пор вспоминает своего питомца с особым тёплым чувством.
- Этот кот стал началом большого дела. Вдохновил меня на проект, которому я собираюсь посвятить свою жизнь. Заставил меня бросить хорошо оплачиваемую должность главного бухгалтера и стать безработной хозяйкой кошачьего приюта и немножко писателем.
Когда корреспондент ТИА приехала в назначенное время в "Оськин дом", за забором её встретили три весьма дружелюбно настроенных собаки – они немного полаяли для проформы, а затем стали тыкать носами между рейками забора, накручивая хвосты-пропеллеры, а одна из девчуль совершила подкоп, проскользнула в маленький лаз и вырвалась на волю. Как потом оказалось, это соседская Ася, которая постоянно приходит к двум другим "бубликам" Вере и Раде в приют – поиграть и постоловаться.
Я вхожу в деревянный просторный и светлый дом – кошки начинаются уже с порога – они повсюду, а также весь дом уставлен керамическими мисками с кормом и водой, лежанками, "кроватками", наполнен подушками, игрушками, уютными уголками и укромными местечками. Похоже, что в здесь нет ни одной комнаты, куда бы не просочились хвостатые питомцы. Как потом в разговоре признается Екатерина, она фактически сбежала из дома – пришлось уступить свою спальню и переселиться в маленький домик на участке, который изначально строился для кошек.
- Спать стало невозможно. Раньше я жила в этом большом доме, со мной в спальне были 11 кошек. Они постоянно бегают, шумят, играют, потому что ночью у них самое активное время.
Для кого-то дом Екатерины Олейник – воплощение ночных кошмаров, а для кого-то – настоящий рай, потому что во всех комнатах на обоих этажах живут и хозяйничают восемьдесят!!! кошек. Так как корреспонденты ТИА усатых-полосатых очень любят, то и в гости в "Оськин дом" приехали с большим удовольствием. В доме совсем не чувствуется запах, хотя восемь десятков зверьков явно должны создать соответствующую атмосферу. Но дело в том, что каждый день в приюте влажная уборка – тщательно пылесосят и моют все полы и протирают все поверхности, меняют пелёнки, наполнители в лотках, стирают подстилки, а что-то утилизируется и сжигается и т.д. Сейчас вместе с хозяйкой работают и две помощницы.
- На самом деле одной столько дел переделать невозможно: нужно или домом заниматься и чистотой, либо администрированием и поиском денег. Совмещать не получится. И вообще – приют для кошек – это большая ответственность. Первые два года я была одна, это было кошмарно как тяжело. Даже поболеть было некогда. Тогда кошек было 40, и я откровенно зашивалась, подвыдохлась. Хорошо, что сейчас есть помощницы.
Конечно, при моём появлении большинство усатых жильцов прыснули в разные стороны и попрятались при звуке незнакомого голоса. Но некоторые с любопытством вышли навстречу новому человеку.
Вот, скажем, миниатюрная кошечка Рита – скукоженная возрастом старушка, да ещё и с бельмом на глазу, но очень добрая – преданно заглядывает в лицо, просит ласки.
На тумбочке у входа расположился огромный зеленоглазый чёрный котище с философским и немного мефистофельским взглядом. Так и просится на язык имя "Бегемот". Но нет, это Паштет. Катя говорит, что нашла его в траве девять лет назад – не смогла пройти мимо хриплого жалостливого крика – оказалось котёнок, тощий-тощий, вытянутый, как сосиска, с несуразными такими же длинными лапами, страшненький. Ну кто же мог знать, что вырастет такой красавец?! Паштет, кстати, старожил "Оськиного дома", и кот не пристраивается, у него уже есть любящая хозяйка – сама Катя.
Пока мы разговаривали с владелицей "кошкиного дома", трёхцветная пушистая хулиганка Кэнди беспощадна драла журналистские ботинки – впрочем, не со злобы, а просто киса поиграла. А вот старенькая кошка по имени Чунька, которую удалось вылечить после удаления раковой опухоли в ухе, очень благодарно и добродушно встречает всех гостей. Её законное место – на столе рядом с ноутбуком хозяйки. Чуня постоянно спит рядом с Катей, пока она бойкой стучит по кнопкам и разговаривает по телефону. Шум кошке не помеха – она совершенно глухая. Поэтому на мои "кис-кис", конечно же, не реагировала. Но стоило только дотронуться до упитанного кошачьего бока или лобастой головы, Чунька вздрагивала каждый раз и тут же начинала довольно щуриться и мурлыкать.
Конечно, все питомицы очень разные по характеру, каждый со своими тараканами и заморочками, со своей историей, кто-то и с болячками, кто-то диковатый, кто-то капризный, кто-то драчливый, кто-то крикливый… для всех в "Оськином доме" найдётся ласковое слово и забота. Хотя, Катя признаётся честно, приют переполнен и пока новых животных она не принимает.
А их постоянно привозят друзья и знакомые, покидывают и подбрасывают целыми коробками и даже мешками. Однажды привезли к воротам мешок с кошкой и пятью котятами. Они все были очень симпатичные, поэтому довольно быстро им нашли хозяев – маме и детям. Когда Катя отказывается принимать очередную порцию котят или бывших домашних питомцев, некоторые обижаются, начинают ругаться и требовать, даже оскорблять и угрожать. Хотя "Оськин дом" - это частное домовладение, целиком и полностью существующее на личные финансы семьи, пожертвования партнёров и друзей приюта. Благо, их сейчас не мало! Они помогают и деньгами, и материалами, и "руками", привозят корма, вещи, лекарства, игрушки, моющие средства. Без их помощи пришлось совсем бы туго, думается, Екатерина не смогла бы содержать и лечить так много бездомных кошек. Ведь только на корм в месяц уходит до 70 000 рублей (120 кг). Очень дорогие услуги ветеринарной клиники: осмотры, анализы, операции, стерилизации и т.п. Поэтому любому участию здесь всегда рады. Только, конечно, если это не просроченный корм или лекарства. А такое, как ни странно, тоже бывает от "горе-жертвователей".
Питомцам ищут новых хозяев, как правило, люди забирают из приюта животных здоровых и молодых. А у Кати на ПМЖ остаются кошки возрастные, больные и дикие, которых невозможно приручить к рукам. Их по большей части вывезли из бывшего санатория Митино. Есть в доме и кошка после инсульта – она восстановилась, просто ходит теперь, как гарцующий пони, раскоординация произошла. А одна из питомиц выжила после перелома позвоночника. Она волочит задние лапы, но при этом активна, бодра, весела и толста, сама даже забирается на диваны и выбирается на улицу.
Практически все питомцы "Оськиного дома" выглядят весьма и весьма упитанными. Для этого у кошек всегда есть в достатке сухой корм, круглосуточно, кроме того, их полноценно кормят два раза в день паштетами и в обед они получают вкусняшки – кефир, творог или кусочки сырого мяса. А для променада кошки могут выйти из дома во двор или на веранду через специальную лазейку, чем они активно и пользуются круглогодично, любят гулять даже в двадцатиградусный мороз – от этого только шерсть гуще.
Как рассказывает Екатерина, до пандемии удавалось пристроить около сотни котов и кошек в год. Однако сейчас, увы: новый дом находит только одна-две подопечные "Оськиного дома" в месяц. И в чём причина, Катерина не понимает – так пошло с начала эпидемии. "Я сперва думала, что доходы у людей упали, боятся брать животных домой, но сейчас ситуация не изменилась". Так что любящих хозяев, "добрые ручки", хороших людей, которые хотят иметь кота или кошку в доме, здесь всегда ждут.