"Тверь в лицах": драматург и сценарист Николай Эрдман, изгнанный из Москвы
Написанная им в 19 лет пьеса "Мандат" была признана в СССР главным художественным событием 1925 года. Первая советская музыкальная комедия "Весёлые ребята", снятая по его сценарию, приобрела такую популярность, что на 2-м Венецианском кинофестивале её включили в число лучших фильмов за всю историю. Но заслуженный успех обошёл его стороной, а смелые произведения привели в опалу у Сталина. Речь идёт о драматурге и сценаристе Николае Эрдмане, чей талант принёс своему обладателю несчастье. ТИА вместе с профессором Вячеславом Воробьёвым продолжает проект "Тверь в лицах".
Николай Эрдман родился в 1900 году в Москве. Ещё когда молодой москвич не разменял третий десяток, он стал автором популярной пьесы "Мандат". Юноша продолжил писать, и в 1928 году увидела свет его вторая и последняя пьеса "Самоубийца". За комедией она вскрывала трагизм существования человека в советской России. Мэтры театральной режиссуры Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд боролись за право поставить острую сатиру на сцене.
Произведение оценила и верхушка власти - Лазарь Каганович и Александр Поскрёбышев. Они громко хохотали над сценами из жизни страны, которой руководили. Затем высокопоставленные коммунисты молча вышли из театра, никому не сказав ни слова. Позднее стало известно - цензура запрещает пьесу.
Эрдман отказался от драматургии и занялся киносценариями. В 1933 году в соавторстве с Владимиром Массом он пишет сценарий фильма "Весёлые ребята", который быстро набрал популярность. После закрытого кинопросмотра Иосиф Сталин сказал: "Очень весёлая картина, я как будто месяц в отпуске провёл. Будет полезно показать её всем рабочим и колхозникам. Это то, что надо".
В том же году творчество писателя сыграло с ним злую шутку. На концерте в Кремле подвыпивший народный артист Василий Качалов исполнил несколько басен с политическим подтекстом авторства Эрдмана. Он произнёс:
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
Читатель скажет: Бога нет!
Читатель, милый, ты придира!
Да, Бога нет. Но нет и сыра!
Сталин не оценил выступление. "Кто написал эти хулиганские стихи?", - спросил он. Вскоре Эрдмана арестовали. Узнав об этом, его друг Михаил Булгаков сжёг часть романа "Мастер и Маргарита".
Однажды ГПУ явилося к Эзопу
и — хвать его за …опу.
Смысл сей басни ясен:
не надо этих басен.
Это были последние строки, написанные Николаем Эрдманом перед ссылкой в сибирский город Енисейск. Перенести тяготы ссылки сценаристу помогла возлюбленная - Ангелина Степанова.
Вячеслав Воробьёв рассказывает: "Безумно любившая Эрдмана великая МХАТовская актриса Ангелина Степанова, тогда совсем юная, приезжала к Николаю Робертовичу в Енисейск, добилась от властей его перевода в Томск. Сохранилось около 280 её писем в Сибирь любимому человеку, недавно они изданы. Первое письмо Эрдмана, которое дошло до его мамы Валентины Борисовны, было подписано: "Твой сын — мамин сибиряк". А согревала его в Сибири присланная Мейерхольдом шуба.
После освобождения в 1936 году Эрдману было запрещёно проживать в шести крупнейших городах страны. Он не мог вернуться в родную Москву и поселился в Калинине. К этому времени показанный во всех кинотеатрах СССР фильм "Весёлые ребята" был в зените славы. Снявшаяся в нём актриса Любовь Орлова стала звездой, а её супруг - режиссёр картины Григорий Александров - был награждён... боевым орденом Красной Звезды. Его вручал "всесоюзный староста" Михаил Калинин. Актёр Леонид Утёсов получил фотоаппарат из рук Сталин. Николая Эрдмана не удостоили даже упоминанием: его имя вымарали из титров фильма, сюжет которого он создал.
Александров приехал к сценаристу в Калинин и сказал: "Послушай, Коля, наш с тобой фильм становится любимой комедией вождя, ты сам понимаешь, что будет гораздо лучше для тебя, если там не будет твоей фамилии. Понимаешь?". Последний согласился. Гость уговорил его создать сценарий новой кинокомедии. В 1937 году на тверской земле Николай Эрдман задумал и написал вместе со своим другом Михаилом Вольпиным "Волгу-Волгу".
"Успех комедии "Волга-Волга" был также оглушительным. Сталин выучил её наизусть и самозабвенно цитировал опального драматурга, не догадываясь, что автор искромётного текста - сосланный им Эрдман", - рассказывает Вячеслав Воробьёв. Фильм получил престижную Сталинскую премию. Режиссёру Александрову вручили большую сумму денег, но Эрдман не получил от него ни копейки.
Талантливого сценариста, ставшего жертвой репрессий, государство решило использовать в своих целях. В 1939 году НКВД создавало собственный ансамбль песен и плясок. Эрдмана и Вольпина взяли в штат. Впоследствии Эрдман говорил со свойственным ему юмором: "Нет, это только в нашей стране могло быть. Ну, кому пришло бы в голову, даже в фашистской Германии, создать ансамбль песни и пляски Гестапо? Да никому! А у нас - пришло!".
Во время войны Эрдман оказался в Саратове, куда прибыл после 600-километрового пешего отступления ансамбля от линии фронта. У сценариста началась гангрена ноги. Жизнь и ногу ему спас знаменитый хирург Сергей Миротворцев. Затем он вернулся в Москву, где примерил обязательную чекистскую форму. "У меня, Миша, такое впечатление, будто я привёл под конвоем самого себя", - говорил он Вольпину. После войны Эрдмана снова отослали в Калинин, но в 1948 году позволили ему сделать временную прописку в Москве.
В послевоенное время литератор продолжил писать киносценарии. Его труды наконец были вознаграждены: в 1951 году Эрдман получает Сталинскую премию за сценарий фильма "Смелые люди". С этого момента он мог постоянно жить в столице.
"В течение последующих двадцати лет он сделал очень много как сценарист — и в большом кино, и в анимации. Он дописал за Евгения Шварца пьесу "Каин XVIII" и сделал из неё сценарий поразительного по глубине фильма. Затем последовали незабываемые "Морозко", "Город мастеров", "Огонь, вода и… медные трубы". А в мультипликации — "Федя Зайцев", "Остров ошибок", "Двенадцать месяцев", "Приключения Мурзилки", "Снежная королева", "Кошкин дом", "Дюймовочка", "Лягушка-путешественница", - описывают дальнейшую судьбу сценариста Вячеслав Воробьёв.
Последние шесть лет жизни писатель-сценарист проработал в художественном совете Театра на Таганке. Его голос был одним из авторитетнейших на репетициях и при обсуждении спектаклей. Скончался Николай Эрдман 10 августа 1970 года.
За свою жизнь он познакомился со многими литературными легендами России. Есенин всерьёз говорил: "Что я, вот Коля - это поэт!". Маяковский просил его: "Научите меня пьесы писать". Горький приглашал на Капри и одобрительно отзывался о пьесе "Мандат". Им восхищались Булгаков и Зощенко, Мандельштам и Пастернак, Шолохов, Платонов и Эйзенштейн. В 1960-е годы его боготворил Владимир Высоцкий.
"При жизни драматурга не вышло ни одного его сборника, а пьеса "Самоубийца" до сих пор ставится в основном за рубежом. И это при том, что она, наряду с "Вишнёвым садом", "В ожидании Гoдo" и "Трамваем "Желаний"" вошла в четвёрку лучших произведений мировой драматургии ХХ века", - добавил Вячеслав Воробьёв.
Фото с сайтов: tversvod.ru и prosodia.ru.