"Тверь в лицах": первый тверской драматург Михаил Верёвкин
Как говорит Вячеслав Михайлович Воробьёв, "в каждом поколении мыслящих русских людей столько талантов, что историки культуры, создавая портрет эпохи, вынуждены поступаться даже очень яркими именами, и те постепенно уходят в тень и растворяются во времени". Так произошло и с Михаилом Ивановичем Верёвкиным — драматургом, переводчиком, педагогом и государственным деятелем второй половины XVIII столетия". Он несколько лет жил и плодотворно работал в Твери. Редакция ТИА продолжает проект "Тверь в лицах".
Михаил Иванович родился в 1732 году в семье мелкопоместного дворянина в селе Покровском Московской губернии. Его отец был флигель-адъютантом Петра I, служил в Семёновском полку и умер, когда сыну было всего семь лет. В уважение к заслугам отца мальчика определили на учёбу в Морской шляхетный корпус за казённый счёт. До 1756 года Михаил служил во флоте, много занимался самообразованием, обнаружил большие способности к языкам. Уже в молодости прославился как несравненный рассказчик.
С открытием Московского университета 24-летнего морского офицера Михаила Верёвкина назначили помощником куратора первого российскоговуза. 6 сентября 1755 года он произнёс в публичном собрании университета речь по случаю тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны. Три года Верёвкин исполнял ответственные обязанности и фактически вёл все организационные, учебные и иные дела университета.
Три следующих года Михаил Иванович провёл в Казани, куда был направлен, чтобы откорыть гимназию. В 1760 году его назначили (в 28 лет!) казанским вице-губернатором. Приняв высокую должность, Верёвкин оставался директором гимназии. Учащиеся его боготворили, правда, через много лет поэт Гавриил Державин, который учился в Казани у Верёвкина, в шутку пенял при встрече с другом: "Помнишь ли, как ты назвал меня болваном и тупицей?". Но на этой должности Верёвкин прославился также и тем, что добился повышения жалованья для преподавателей, учреждения стипендий для учащихся, значительно повысил авторитет учебного заведения.
В 1762 году, получив чин надворного советника, Михаил Иванович оставляет Казань и уезжает в принадлежавшее ему село Михалёво. Новоиспечённый помещик с увлечением занимался сельским хозяйством и переводами с европейских языков, приезжал в столицу, где был нарасхват как удивительный рассказчик. Друзья вспоминали, что он спрашивал их, отправляясь в общество, что они рекомендуют: всех рассмешить до упаду или ввергнуть в море слёз. Самые знатные персоны ездили в гости "на Верёвкина".
Михаил Иванович, казалось, не прилагал никаких усилий, чтобы завоевать расположение царствующих особ, а те были в восторге от его ума, талантов и речей. Став императрицей, Екатерина пожаловала Михаилу Ивановичу чин коллежского советника с полным освобождением от всех связанных с этим обязанностей, кроме переводческих. Все подготовленные им рукописи Екатерина Великая повелела издавать за счёт Кабинета её Величества, а доход от продажи книг отдавать переводчику. Уникальная ситуация!
За тридцать лет активной литературной деятельности Верёвкин перевёл множество книг, в том числе ряд пьес Шекспира, "Житие Кунг-тзеэа или Конфуциуса" и "Книгу Аль-Коран аравлянина Магомета". Полное собрание его переводов насчитывает 75 объёмистых томов, причём литературоведы разных эпох единодушно признают их высокое качество.
Верёвкина избрали членом Российской академии, но с одним условием: чтобы он переводил в год не более 300 листов, поскольку академическая типография не справлялась с более значительными объёмами. Посудите сами: он перевёл на русский язык "Историю о странствиях" аббата Прево в 22 томах, "Историю Франции, Англии, Турции" Милоша в 10 томах, "Всеобщую систему воспитания" Эберта и Штрека в 12 томах, "Записки, надлежащие до истории, наук, художеств, нравов, обычаев и проч. китайцев, сочинённые проповедниками веры христианской в Пекине..." в 6 томах и другие капитальные исторические и философские труды европейских авторов.
Значительными авторскими сочинениями считаются его комедии "Так и должно" (1773) и "Именинники" (1774). Драматург стремился правдиво изображать современные ему нравы, вызывать "толико вкусные чувствительным сердцам" слёзы, осуждал жестокость и скупость помещиков, взяточничество чиновников.
"Именинники" по характеру ведения интриги напоминают комедии Бомарше с их смышлёными и находчивыми слугами, устраивающими счастье своих господ. Пьеса "Точь в точь" (1774) интересна колоритным изображением эпизодов пугачёвского восстания, которое Верёвкин наблюдал лично, будучи директором походной канцелярии подавлявшего это восстание главнокомандующего графа Панина и занимаясь выдачей пособий пострадавшим от бунта. Все пьесы Верёвкина с успехом игрались в театрах Москвы и Петербурга. Многие историки театра считали его одним из самых выдающихся драматургов до Островского, ставя его в один ряд с Фонвизиным.
С началом губернской реформы в России Верёвкина назначили советником Новгородского губернского правления, а при образовании осенью 1776 года Тверского наместничества перевели на аналогичную должность в Тверь. На торжествах при открытии наместничества была исполнена его пьеса "На нашей улице праздник. Пословица", написанная автором специально для этого события. Увы, она утрачена! По жанру и сюжету это был панегирик Екатерине Великой, чьими заботами Тверь, погибшая в пожаре, приобрела облик европейского города. Последнее место службы Михаила Ивановича — Тверская палата гражданского суда (1778—1781), будучи председателем которой, он получил в 1779 году чин статского советника (ныне здание Тверской горДумы).
Интересно, что в селе Покровском родился любимый ученик Савицкого и Репина, действительный член Академии художеств СССР, живописец Гавриил Горелов. Одними из самых известных его полотен являются "Суд Пугачёва над помещиком" и "Казнь Пугачёва" (1925). Так пугачёвский бунт необъяснимым образом отразился в разное время в судьбах двух известных односельчан: в жизни и пьесах Михаила Ивановича Верёвкина и картинах Гавриила Никитича Горелова.
Фото с сайта dmkray.ru.