22 Ноября 24, 18:00
Новости, Общество
29 Октября 2021, 09:38

В ИК-10 под Тверью делают эксклюзивные доспехи для рыцарей

Исправительная колония №10 строгого режима – одна из самых больших в Тверской области, сейчас здесь отбывают наказание почти 1000 человек. И 700 из них не просто мотают срок, но работают на разнопрофильных производствах. Пожалуй, самым важным стало металлообработка, историческое ремесло, стоящее у истоков создания учреждения. И чего только здесь не выпускают на собственные нужды УФСИН и на свободную продажу! Одних только стульев и кресел около 100 видов! А недавно даже наладили выпуск латных доспехов средневековых рыцарей в полный рост.  

Территория колонии условно разделена на две части: производственную и жилую зоны. В последней - огороженные разноцветными решётками сектора – у каждого отряда свой цвет. Тут же светится новизной кирпичный храм в честь мученика Виктора. Много клумб и цветников, некоторые выполнены в виде реально существующих мостов – вот, например, угадываются ажурные арки родного Староволжского. Правда, остались только морозостойкие розы, а вот остальные цветы пришлось убрать и фонтаны отключить – не май месяц на дворе. В столовую мы не пошли, зато заглянули в местный клуб. У входа – небольшой мемориал, полностью сделанный руками рабочих-заключённых ко Дню Победы. В недавно отремонтированном клубе тоже немало изделий собственного производства: кресла, светодиодные светильники, экраны на батареях, даже украшающие стены фотопортреты актёров.

Осужденных на улице очень мало – только дворники и два небольших отряда на прогулке. Это те, кто пойдёт трудиться во вторую смену, а остальные – на работе. Куда и мы вскоре направились - первым делом, в сварочный цех, где изготавливают корпуса для будущих стульев и кресел.

Здесь работает слесарем-сборщиком бежечанин Сергей Цветков. Именно он создатель рыцарских доспехов. Мастер говорит, что эскизы придумал и нарисовал сам, сначала сделал картонные лекала, вернее, "два месяца мучился со всякими картонками", а потом уже в металле. Готовые изделия даже на себя примерял и подгонял. Весят латы из нержавеющей стали килограмм тридцать. Как выглядят средневековые рыцари слесарь запомнил по одному из фильмов, а дальше действовал по памяти – никаких "Гугл в помощь" в колонии нет.

- Пришла в голову такая идея – сделать рыцаря. Если честно, ещё в детстве увлекался рыцарями, этой эпохой, играли с мальчишками, сражались на деревянных мечах и в картонных доспехах. С железом мы здесь все на "ты", решил попробовать, начальство вроде согласилось. И получилось!  

Товар эксклюзивный, штучный, хэнд мэйд, делается только под заказ, одинаковых доспехов нет. Сейчас в месяц получается изготовить двух таких ростовых рыцарей, потому как на одного ратника уходит от 2 до 3 недель. Делает их Сергей один. И заказы есть – очень уж респектабельно и атмосферненько выглядят средневековые латы, народ хочет иметь такую скульптуру в интерьере. А стоит один рыцарь от 33 000 рублей. 

На щите рыцаря – герб с изображением красного льва. Сначала даже подумалось про герб Ржева – там тоже лев стоит на задних лапах с просунутым сквозь клыки языком, но нет…ржевский зверь более грозный, с выпущенными когтями и растрёпанным хвостом, да и жёлтого он цвета. А у колонийского рыцаря лев на щите более миролюбивый, как говорит автор, "самый симпатичный". А вырезал его на лазерном резаке другой специалист – Борис. 

Оператор лазерного станка по металлу увлекался в своё время на воле компьютерами, обучался на курсах. Теперь вот программирует лазер, задаёт все необходимые параметры и даже рисует. 

- Для меня здесь нет ничего сложного. Я просто чертежи переношу в программу, выбираю толщину металла, задаю масштаб, а далее станок начинает сам вырезать на нержавейке, цинке. Режет он азотом, кислородом или воздухом. Могу любой рисунок сделать, а он вырежет. Вот попробовал сделать гравировку – получился герб России, - рассказывает Борис.    

Побывали мы и в цеху, где производят комплектующие для шарикоподшипников. У колонии есть договор на поставку деталей, а сборка уже идёт за пределами учреждения. В "десяточке", кстати, трудятся и вольнаёмные работники. На одних станках шлифуют основу для будущих подшипников, выглядят они как металлические "чурчхелы", на других - крутятся и бегут сами шарики. Кстати, и цеха эти, и станки - исторические. В этом году ИК-10 исполнилось 60 лет. Колония открывалась как исправительно-трудовая на базе завода "Метиз".  Так что с металлом на "ты" осужденные здесь уже давно, не зря ведь и посёлок, где расположено учреждение, называется - Металлистов.  

В настоящее время на ИК-10 изготавливают офисные стулья и мебель различных модификаций; полотенцесушители; вентилируемые фасады из металла; изделия из стеклофибробетона; теплицы, различные ограждения, мангалы, беседки, цветники, урны, скамейки, парники; часы; также организована переработка полимеров и изготовление изделий из полипропилена (шпателей, одноразовой посуды и т.п.). Ежегодно расширяется ассортимент изделий швейного производства: халаты, тапочки, комбинезоны, спецодежда, обувь.

- В нашей колонии стопроцентный вывод осуждённых на производство, подлежащих к привлечению к труду. Это очень хорошие показатели. У нас на всех производствах трудятся 700 человек. Они получают зарплату – средняя составляет 8600 рублей, может быть даже и 20 000 рублей. Работают по 40 часов в неделю, имеют выходные дни, отпуска, - рассказывает Артём Антонов, начальник технического отдела центра трудовой адаптации осужденных ИК-10.

Продукцию поставляют в муниципалитеты и бюджетные учреждения Тверской области, а также по заказам - в коммерческий сектор. Помимо Ик-10, в регионе действует ещё 6 центров трудовой адаптации и 2 лечебно-производственные мастерские, и у каждого своё производство. Это значит, что ежедневно в тверском регионе выходят трудиться около 3 000 осуждённых. Около 30% от всей продукции занимает швейное производство, на втором месте – металлообработка, на третьем – деревообработка. Кстати, подавляющее большинство спецодежды изготавливается в швейных цехах Уголовно-исполнительной системы. И это не только в России, но и в Европе.   

Плюс в каждой колонии есть своё натуральное хозяйство – выращивают овощи, птицу, скот, есть теплицы, так что молочные продукты, яйца, мясо, плодовоовощная продукция – всё своё, покупать не нужно. 

Вся одежда для сотрудников также пошита в колонийских цехах. Так, пятая женская колония шьёт форму; в десятой колонии делают погоны, шевроны и обувь; в восьмой колонии - свитера для осужденных и личного состава; в девятой шьют нательное бельё; шестая – вяжет носки; первая изготавливает головные уборы и так далее. На выходе получается полное обмундирование. Также обеспечивают сами себя учреждения постельным бельём, подушками, матрасами…Принцип – чтобы каждая копейка осталась внутри системы, не ушла на сторону.

В городах Тверской области есть детские игровые площадки, остановочные комплексы, скамейки, урны, ограждения, светодиодные новогодние конструкции и т.п., изготовленные руками осужденных. А кресла и стулья заказывают для дворцов культуры и сельских клубов, больниц, школ, администраций. Как говорит Александр Карев, начальник Отдела организации трудовой адаптации осуждённых УФСИН РФ по Тверской области, продукция из колоний доступна по цене, не требует больших транспортных расходов, производится в больших объёмах и хорошего качества. К тому же, согласно требованиям закона о госторгах, УФСИН имеет преференции - бюджетным заказчикам не нужно проводить конкурсные процедуры, то есть купить товар можно у единственного поставщика. Так что муниципалитетам выгода по многим показателям. И всё же, хотя за год колонии УФСИН по Тверской области заработали 500 миллионов рублей, дело не только в экономической составляющей. 

- Как бы высокопарно это не звучало, но труд реально помогает перевоспитывать осужденных. Мы обучаем рабочим специальностям в наших училищах, затем человек начинает работать на производстве, повышать квалификацию. Это пригодится ему, когда выйдет на свободу – сможет трудоустроиться, то есть мы даём шанс начать жизнь заново. К тому же осужденные получают зарплату, из которой возмещают ущерб, причиненный гражданам и государству. Так что мы решаем социальную задачу. Важно - все осужденные должны быть заняты работой и проходить трудовое перевоспитание. Чтобы на воле он уже мог приносить пользу обществу, а не вернуться в криминальный мир. Госучреждения и муниципалитеты это понимают, поэтому и сотрудничают с нами, - добавляет Александр Николаевич.

Наша экскурсия подошла к концу, и мы распрощались с хозяевами у ворот ИК-10, столь любимых киношниками: оказывается, здесь сняли не одну сцену для фильмов и сериалов. 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх