Тарас Кузьмин о современном театре и работе с Валерией Гай Германикой
Актёр кино и театра, театральный режиссёр, председатель Тверского союза театральных деятелей и основатель проекта "Культурный город" в Твери… Всё это один человек – Тарас Кузьмин. Сейчас он участвует в съёмках нового сериала Валерии Гай Германики, скандального режиссёра, чьи работы неизменно привлекают внимание зрителей и критиков. При колоссальной профессиональной занятости артист не ограничивается "эффектом присутствия" в семье и активно занимается воспитанием двоих сыновей.
О творчестве, понимании и непонимании, сложных, но важных темах, работе в театре и кино, "Вишнёвом саде" и почему "Тарас-везде" - мы поговорили с Тарасом Кузьминым, актёром и режиссёром Тверского академического театра драмы. Интервью записала Олеся Вострикова.
Встретились мы с Тарасом Кузьминым возле памятника Пушкину у театра драмы. День был тёплый и солнечный, поэтому мы решили совместить беседу с прогулкой по городскому саду и набережной. Интервью иногда приходилось прерывать, когда поклонники актёра узнавали его и спешили за автографом или совместным селфи.
Актёра узнают не только в Твери. Особенно известен он стал после главной роли в сериале "Женский доктор", который транслировался на канале "Домашний". И хотя он играл карьериста, для которого самое важное в жизни – деньги, герой полюбился зрителям, актёр оставался в сериале несколько сезонов. У проекта неплохие рейтинги на КиноПоиске и много просмотров. Но сами съемки стали серьёзным испытанием для артиста. Однако, обо всём по порядку.
"Ах!", или Упавшая ширма как перст судьбы
Тарас Кузьмин родился в 1984 году в Твери. Он не мечтал стать актёром, потому что считал, что это невозможно. Его семья не была связана с театром. Хотя мама в юности поступила в театральный институт, но учиться там не стала, пошла по другому пути. Будучи школьником, Тарас увлекался музыкой, пел в рок-группе и сам писал песни, осваивал музыкальные инструменты: гитару, губную гармошку и бубен.
В театральную студию в школе Тарас Кузьмин попал благодаря своему росту: он был самый высокий в параллели и выглядел старше всех. Поэтому ему дали роль Человека в пьесе "Жизнь насекомых".
- Там был один случай - на меня упала ширма. Огромная ширма, театральная декорация, вдруг стала валиться на меня. Я сидел спиной к ней и не видел этого, но услышал, как зал издал какой-то громкий вздох, и понял, что что-то происходит. Ширма была не тяжёлая, травм я не получил, но я понял, что такого сопереживания к своей персоне я не получу ни в какой другой профессии. И вот я пошёл в актёры.
Но так легко и шутя он говорит об этом только сейчас. Сразу после выпуска из школы Тарас не надеялся, что у него что-то получится с профессией актёра. Был убеждён, что для этого нужны связи. После 11 класса он был в растерянности и совершенно не представлял, куда идти. И тут звёзды сошлись: оказалось, что в Тверском академическом театре драмы раз в четыре года набирают студентов в театральный институт имени Щепкина. Так сложилось, что это был как раз год набора, и Тарас поступил.
- Был огромный конкурс, приезжали со всей области. Я попал в число десяти счастливчиков, которые учились на базе театра, приезжали педагоги из Москвы, и мы сами ездили в столицу. К нам было повышенное внимание, потому что всего 10 человек на курсе. На все занятия нужно было приходить подготовленным, что сказалось на моей успеваемости. Потому что если из школы я выпустился почти троечником, то институт закончил с красным дипломом. Мне здесь было интересно, и вообще - это, конечно, моя профессия, мне в ней хорошо и комфортно.
Ещё до окончания института Тарас, как и его сокурсники, начал выходить на сцену театра. Уже в 2002 году, за три года до выпуска, Тарасу стали доверять главные роли. А после окончания института уже были два-три спектакля в тверском театре драмы, в которых он был задействован, поэтому вопроса о поиске места трудоустройства даже не возникло. Этот театр - основное место работы для Тараса Кузьмина уже 16 лет.
- Это была уникальная возможность, которую нам дали: мы учились внутри театра, занятия вели наши коллеги-актёры, народные артисты. Мы видели их и за кулисами. Мы понимали, как устроена жизнь внутри театра, что это пот и кровь, а иногда - халтура. То есть мы всё видели своими глазами и делали выводы. К выпускному мы были подготовленными опытными наставниками.
Почти параллельно с театром в жизни артиста появился и кинематограф.
Валерия Гай Германика – имя, с которым хочется работать
Сейчас в фильмографии тверского актёра Тараса Кузьмина 21 фильм, включая несколько сезонов сериала "Женский доктор", в котором он сыграл одну из главных ролей. Съёмки в этом многосерийном фильме совпали с напряжённым рабочим периодом в театре. Артисту пришлось совмещать 15 спектаклей в месяц, режиссёрскую работу и постоянные перелёты на съёмки в Киев. Это было ещё до пандемии, Тарас получал много предложений о съёмках, но они отпадали, когда организаторы узнавали расписание актёра. И всё же иногда совмещать удавалось. То, что набралось два десятка проектов, – чудо, говорит актёр.
- Съёмки сериала в Киеве шли по полгода. Один сезон даже 8 месяцев снимали. Параллельно я летал в Тверь, играл здесь спектакли и выпускал спектакли как режиссёр. Я садился в самолёт, летел на репетицию и спектакль, а на следующий день опять садился в самолёт и летел в Киев. Сумасшедший режим, даже не знаю, откуда брались силы. Сейчас я, наверное, уже не решусь так напряжённо работать. Но в тот момент это наоборот - подпитывало, бодрило, и казалось, я делаю, что-то невозможное. Но это был проект, в котором шли навстречу и были готовы, что я буду летать несколько раз в неделю, это было удивительно.
Только за это лето актёр снялся в трёх сериалах. Съемки в сериале "Тени старого шкафа" уже завершились, это мелодрама, в которой Тарас играет одну из главных и нетипичную для себя ролей. Попробоваться в новом амплуа его убедил режиссёр проекта.
Ещё одна картина – "Счастье Серафимы". Там у Тараса не главная роль, но сама работа была очень интересной благодаря партнёрству с такими артистами, как Анна Ардова, Сергей Горобченко и Анастасия Веденская.
- А сейчас в разгаре съёмки очень необычного проекта для меня - у Валерии Гай Германики. И, как говорят многие актёры, если раньше мы мечтали сняться у Михалкова, то сейчас Германика - это то имя, с которым хочется поработать. Потому что это всегда громко, скандально, неожиданно, интересно. И это действительно всё оказалось так. Сценарий проекта писался несколько лет. Сценарий очень крепкий, мощный. Я такого давно не читал. Очень интересные персонажи – нет плохого или хорошего. Всё переплетено. Очень тонко написано, снимается для платформы KION. Фильм называется "Обоюдное согласие". Состав актёрский просто потрясающий: Анна Снаткина, Светлана Иванова, Шамиль Хаматов. Совершенно неожиданно там Алла Михеева, которую все знают по "Вечернему Урганту". Она оказалась хорошей и разной актрисой. Самая большая неожиданность этого фильма - Андрей Козлов, которого все знают по "Что? Где? Когда?" и "Брейн-Рингу". Как-то неожиданно Германика пригласила его на одну из главных ролей в этот фильм, и самое интересное, что он прекрасно справляется. Мне повезло, я был первым его партнёром на съёмочной площадке. Он до этого не снимался вообще никогда в кино, не играл в театре, у него нет актёрского образования, но когда мы сидели в вагончике и готовились к нашей сцене, он рассказал, что он поступил в театральный, когда был совсем юношей, в 16 лет. Но его родные решили по-другому, забрали его документы и фактически силой вывезли несовершеннолетнего парня обратно домой. И его мечта стать актёром осталась где-то там далеко. И тут, внезапно, человек в возрасте и в регалиях вдруг рискует и идёт на этот шаг, становится актёром. Я думаю, это начало его большой карьеры, потому что он очень харизматичный, и за ним интересно наблюдать. Я для себя заметочку сделал, что я первый партнёр Андрея Козлова – будущей звезды и оскароносного актёра.
Валерия Гай Германика режиссёр-провокатор. Её художественные высказывания всегда привлекают к себе внимание и вызывают реакцию общества, как правило, противоречивую. Её работы или любят и возводят на пьедестал, или отказываются называть искусством вообще.
- "Обоюдное согласие" - изначально очень провокационный проект, в центре сюжета там изнасилование. И это изнасилование будет рассматриваться с разных сторон: жертвы и агрессора. Поэтому, конечно, будет огромное количество противоположных мнений. И сценарий так написан, что не объясняет: где хорошо, где плохо. Учитывая стилистику Германики, это будет максимально документально сделано, то есть очень натуралистично. Поэтому, конечно, мы готовы к тому, что будет сильная реакция, в том числе негативная. Но я не боюсь, потому что тема, которая поднимается, действительно, важная. Это возможность выйти из тени и чем-то поделиться жертвам насилия. Мне рассказывали о тренингах, на которых из 12 женщин 6 подвергались насилию в детстве и боялись в этом признаться. То есть, когда эта тема будет подниматься через кино, возможно, мы этим сделаем благое дело. А то, что мой персонаж по сюжету не совсем чист, я воспринимаю как инструмент. У меня даже не было сомнений.
Актёр признаётся, что в фильме есть очень откровенные сцены, которые потребовали действовать максимально акцентированно, не думая, как ты при этом выглядишь. Кино Валерии Гай Германики не для широкого круга зрителей, оно сложное, тяжёлое, снятое максимально реалистично. Работу оператора Геннадия Успангалиева Тарас Кузьмин называет феноменальной. Мастер снимает одной камерой с руки. Но делает это так, что история разворачивается и раскрывается, хотя оператор просто ведёт камерой от персонажа к персонажу.
- Это будет любопытный проект. И если кто-то будет агрессивно на него реагировать, я буду понимать, что люди просто чего-то не поняли, и, может быть, до чего-то не доросли.
Независимость в творчестве и понимание зрителей
- Непонимание для творческого человека, наверное, - главная проблема, с которой приходится бороться. И, я думаю, единственный способ – это дорасти до такого состояния, когда ты абсолютно чётко сам понимаешь, что ты делаешь, и тогда непонимание коллег или зрителей не будет вызывать такого внутреннего резонанса.
Хотя бывает и такое, что художник творит, без оглядки на окружающих, и вдруг, о чудо, его понимают и принимают. В таком случае он может попасть в ловушку признания и пытаться повторить то, что уже так удачно сделал. И появляется вопрос: для кого он творит? Для себя или для зрителя?
- Я в своей работе очень акцентирован на зрителей. Мне очень нравится быть понятным в театре, и, может быть, это мне во многом мешает, потому что я всё объясняю зрителям. Когда выстраиваю свою роль, я говорю: смотрите, с моим персонажем сейчас происходит вот это, потому что он почувствовал вот это, потому что с ним произошло вот это и вот это. Я очень подробно всё это делаю, потому что я понимаю, что многим зрителям этого не хватает. А в работе с Германикой, например, я столкнулся с тем, что она постоянно мне кричит в рацию: "Не играй, Тарас, не надо ничего объяснять! Ты опять объясняешь зрителю, ничего не надо объяснять!". И мы с этим боремся. Валерия Гай Германика – художник, который выработал какую-то независимость от зрителя. То есть она делает то, что хочется. Её просто вдруг осеняет, она хочет делать что-то такое, говорить на эту тему, и это находит отклик у многих. Но это самый главный рецепт: в первую очередь, нужно выращивать себя как личность. Тогда за тем, что ты делаешь, будет интересно наблюдать.
"Вишнёвый сад", Базаров и "Контрабас"
Несмотря на востребованность в кинематографе, на первом месте в жизни Тараса Кузьмина был и остаётся театр - Тверской академический театр драмы. Театру как культурному явлению предрекали смерть, когда появилось кино, затем - с возникновением телевидения и интернета. Но события 2020-2021 годов показали, насколько востребован именно театр. Из-за ограничительных мер в пандемию театры были закрыты дольше всех, и открывались постепенно, с малой заполняемостью залов. И в этот момент театральные деятели почувствовали, насколько их творчество ценят. Билеты раскупаются в момент, зрителей не пугают строгие санитарные правила.
- Театр держится на том, что там происходит обмен живыми энергиями, который до сих пор не изучен. Не понятно, что происходит, но что-то такое творится, что позволяет вдруг актёру и зрителям чувствовать этот энергообмен. Реально ты понимаешь, когда поймал волну и ты летишь на зрительской энергии, тебя просто несёт. Это можно назвать вдохновением или как угодно, но это происходит только при их отдаче.
Так происходит не всегда, признаёт актёр. Бывает, что ничего не получается. Но ради моментов энергообмена зрители и ходят в театр раз за разом. Контакт возникает, как правило, тогда, когда актёр прожил, выстрадал, принял боль персонажа, как свою, и донёс её до аудитории. И тут имеет значение и сама постановка. Среди таких сильных постановок, которые позволяют артистам раскрыться, а зрителям забыть о нереальности происходящего, выделяется пьеса "Вишнёвый сад". Для Тверского театра драмы это особое произведение, говорит артист.
- "Вишнёвый сад" - это, конечно, удивительная пьеса, которую можно ставить каждый год, и каждый год она будет звучать по-разному и акцентироваться на разных проблемах, которые актуальны именно сегодня. "Вишнёвый сад" мы выпустили в мае прошлого сезона, и сейчас мы им начинаем сезон в сентябре. Это знаковый спектакль для нашего театра - пятая постановка. Она ставилась в разные годы, четырежды художественным руководителем Верой Андреевной Ефремовой. Сейчас впервые постановка не её, а Александра Павлишина. И буквально через неделю после постановки Веры Андреевны не стало. Это такой странный и страшный символизм. Но "Вишнёвый сад" - это спектакль, на котором росли все известные сегодня народные артисты театра. Они играли разные роли, переходили с Яшки на Лопахина, с Дуняши - на Раневскую. Постепенно внутри спектакля росли. И этот спектакль – символ нашего театра. Сейчас он появляется в совершенно новом формате.
В "Вишнёвом саде" Тарас Кузьмин играет практичного купца Лопахина, который пытается вразумить рассеянную Раневскую, чтобы она могла сохранить имение, но когда ему это не удаётся, сам выкупает поместье и сад. Если говорить о роли, которую артист считает более близкой себе, то это Базаров в "Отцах и детях". В последней постановке этого произведения в Тверском театре драмы акценты с конфликта поколений сместились на личность нигилиста Базарова.
- Мы сегодня ставили совсем другого Базарова, и даже конфликт отцов и детей у нас ушёл на какой-то другой план, потому что нам было интереснее разобраться в личности человека, который отрицает всё ради того, чтобы найти себя, найти истину. И его отрицание мне очень близко, потому что в принципе с детства как-то так получилось, что я воспитывался не на шаблонах, а на попытке разобраться. Сейчас я так же воспитываю своего сына, он, кстати, тоже играет в пьесе Базарова в детстве.
Актёрская карьера Тараса Кузьмина стартовала так бурно и так активно развивалась, что уже к 30 годам он понял, что сыграл весь репертуар и ему нечего больше играть. Он не понимал, что делать дальше. Поэтому поставил свой первый режиссёрский спектакль – это был "Хвать" по Набокову. Постановка имела успех и даже взяла специальный приз жюри на международном фестивале. Режиссёрский дебют оказался удачным.
Из интересных событий, в которых довелось принять участие Тарасу, выделяется проект Тверской академической филармонии "Контрабас". Он появился, когда директором филармонии была Татьяна Сальникова, которая сейчас стала министром культуры Тверской области. Она предложила Тарасу Кузьмину поработать с необычным произведением "Контрабас" Патрика Зюскинда.
- Я прочитал эту пьесу, понял, что она во мне откликнулась, и придумал, что на сцене будет оркестр. Посадил его спиной к зрителям, как его видит контрабасист. Придумал ещё несколько элементов, ввёл певицу. Получился такой очень симпатичный спектакль. Но сыграли мы его всего один раз, и игрался он с личного разрешения Патрика Зюскинда. Он никому не позволяет его играть, а если позволяет, то за большие гонорары, которые тверской филармонии было не потянуть, потому что есть своя репертуарная политика. Но это было чудо, которое мы тогда сотворили за один день, за очень короткий репетиционный период. Был целый оркестр, свет, видеоэффекты. Это было лихо.
Ночь в театре
В 2020, году, который войдёт в историю как год небывалой по размаху пандемии, в Тверской академическом театре драмы День рождения впервые отметили в интерактивном формате, который назвали "Ночь в театре".
В театре работали пять площадок, каждая из которых разными способами вовлекала гостей праздника во взаимодействие. Так, зрители смогли познакомиться с костюмерным и реквизиторскими цехами, потрогать, сфотографироваться с платьями, что-то сделать своими руками. В отдельной гостиной читали стихи, на большой сцене шла репетиция детектива по Агате Кристи, зрители, как суд присяжных, могли выбрать виновного в убийстве, то есть повлиять на историю.
На отдельной площадке разворачивалось действо, которое придумал Тарас Кузьмин. Потом актёры, участвовавшие в авантюре, высказали всё, что они думают об её авторе.
- Я взял пьесу про животных из диалогов: там два попугайчика разговаривали о жизни, две кошечки и утконос изливали свою душу. Утконос, например, говорил, что он не понимает кто он: утка или бобёр, не может найти себя в жизни и так далее. То есть это очень взрослые психологические монологи, но вложены в уста животных. Это давало определённую иронию, и поэтому не было лишнего пафоса. Я придумал следующее: зрители при помощи хлопка переключали с одного героя на другого. То есть, один герой сидит на свету и рассказывает свою историю, по хлопку мы переключаем канал и переходим на следующую историю. Это происходило сначала скромно, а потом очень часто. А человеку-актёру нужно было начинать с того момента, на котором он закончил, с того же слова. И это была феноменальная включённость. Утконос вливается в эту историю и чуть ли не до слёз рассказывает, как его не принимают бобры, которые говорят, что он утка, и тут его прерывают и переключаются на следующего. А потом, когда до него доходит черёд, он с этой же эмоциональной ноты должен продолжить.
Самое страшное, что это происходило на протяжении двух часов. Приходили разные группы, мы это не учитывали. Меня ненавидели актёры, когда я пришёл к ним на четвёртой группе. Они увидели меня в зале и посылали мне "лучи добра", я понял, что они прошли через какое-то адское испытание. Но это было очень любопытно, как зрители плавно входят в процесс и как им нравится, что они могут воздействовать на персонажа, переключать историю. Это было похоже на такой перформанс, который позволил показать сегодняшнего человека, который листает ленту Фейсбука, Инстаграма, перелистывает каналы.
Актёр говорит, что, конечно, зритель меняется. Внимание укорачивается, трёхчасовой спектакль не все готовы выдержать. Наступило время Ютьюба, Тиктока и Инстаграма, где можно получить такую же информацию или эмоцию из короткого ролика. Театр живёт за счёт живой энергии, сохраняя этот обмен, о котором говорилось выше, театр сохраняет зрителя.
- И опять же, если в обмене не будет присутствовать зритель, будет отрываться на телефон, заниматься своими делами, думать о своём, тоже ничего не выйдет. Мы очень зависимы друг от друга, очень зависим от восприятия зрителей. Очень хочется, чтобы зрители это понимали, когда приходят: чем больше они отдадут, тем больше получат. То же самое у актёров.
За меняющимся зрителем должен меняться и театр, убеждён артист. Нельзя изолироваться от современности и уходить в демонстрацию того, как жили раньше. Тарас Кузьмин такую позицию называет "музейной".
- Театр – это зеркало общества, он должен отражать то, что происходит сегодня. Может быть "музейные" спектакли, которые отражают историческую эпоху, рассказывают о каких-то событиях, – должны существовать, но опять же они должны соприкасаться с сегодняшним днём. И давать какую-то призму, смотреть на то, что сегодня происходит. Количество сюжетов, которые существуют в мире, посчитано – около 30 основных. И за их пределы никуда не уйдёшь. Их перемешивают, как могут. Например, вечная история "Ромео и Джульетты". Юля Тупикина, очень хороший драматург, написала "Ромео и Джульетту" в эпоху карантина. Причём написала за несколько лет до начала пандемии. Там герои встречаются в скафандрах, назначают друг другу свидание (пьеса называется "Джульетта выжила", написана в 2015 году). Это интересно.
Тарас считает, что процессы, которые сейчас происходят в обществе, требуют осмысления. И искусство – самый лучший для этого способ.
Кто я? Где я? Что я здесь делаю?
В психологии есть такое упражнение: нужно задать себе три вопроса: "Кто я? Где я? Что я здесь делаю?". Это помогает сосредоточиться на важных задачах и принять решение, если есть сомнения. Упражнение помогает также с самоидентификацией.
Тарас Кузьмин, как он сам признаётся, сидит даже не на двух, а на четырёх стульях: он актёр театра и кино, театральный режиссёр, председатель Тверского союза театральных деятелей и сооснователь проекта "Культурный город". Последние два пункта подразумевают в большей степени общественную деятельность: организация фестивалей и конкурсов, подготовка и ведение мероприятий. Пока актёр чувствует в себе силы продолжать жить и работать в таком ритме. Хотя совместное с супругой Анной детище - проект "Культурный город" - всё-таки пришлось передать в управление другу семьи…
Проект создавался как плацдарм для множества идей. Например, одной из таких идей стало повышение доступности городских объектов культуры для детей с особенностями развития. В ходе реализации прошли множество мастер-классов, в ходе которых психологи и психиатры учили сотрудников тверских музеев и театров взаимодействовать с особенными детьми.
- Чаще всего мне кажется, что моя деятельность направлена на то, чтобы сделать этот мир лучше, - продолжает мысль артист. Тарас получал предложения переехать в Москву и работать там. Но он не едет.
- Я в своём городе делаю огромное количество проектов: я работаю с ТЮЗом, с филармонией и драмтеатром. И плюс ставлю, как режиссёр. Хочу делать фестивали. А переезжать в Москву и занимать какой-то совершенно небольшой участок жизни мне кажется не интересным. Здесь друзья надо мной шутят "Тарас – везде". И мне нравится то, что я могу здесь делать и как жить. Плодотворно. И уехать – это было бы не попыткой роста, а поражением. Наверное, когда закончатся силы и захочется пожить для себя, наверное, тогда я найду какое-то тёплое уютное место с хорошими деньгами, где можно будет выполнять одну определённую функцию. Но пока что-то держит меня и говорит, что надо побороться и попытаться что-то ещё сделать.
Фотографии из личного архива Тараса Кузьмина.