Царские палаты, лапидарий, изразцы: итоги раскопок в Жёлтиковом монастыре
С 17 августа на территории одной из самых древних тверских обителей – восстанавливаемого Свято-Успенского Жёлтикова монастыря – начались масштабные археологические изыскания и раскопки. Через три недели археологи-искусствоведы рассказали журналистам о своих удивительных находках – они обнаружили каменные фундаменты привратного Алексеевского храма, монастырскую ограду, основания нескольких башен, возведённых в эпоху Петра Первого, ещё даже до Полтавской битвы, но параллельно со строительством Санкт-Петербурга. Уникальны обнаруженные коллекции монастырских надгробий и печных изразцов. Эти находки позволяют уже планировать дальнейшее восстановление обители и создание особой историко-архитектурной и музейно-туристической территории.
Археологическими работами в Жёлтиковом монастыре руководит Алексей Салимов, доктор искусствоведения, член-корреспондент РААСН. Он строго следил, чтобы журналисты и фотографы не залезали на раскоп, потому как могут неосторожно что-либо повредить или присыпать. О своих находках Алексей Маратович самоиронично пошутил:
- Приезжают люди, спрашивают: "Ну, что вы тут интересного накопали? Что нашли?". Я говорю, монеты, посуду, гвозди…Что еще интересно обывателям? На самом деле наши находки поразительны с точки зрения архитектуры и истории самого монастыря. Передо мной настоятель отец Агапит поставил задачу – провести раскопки и выяснить, что сохранилось от прежних построек, как располагались строения на территории, исследовать Царские палаты, храм, ограду, башни. Я считаю, что мы с задачей справились. А дальше уже решение за руководством монастыря – каким делать проект и как его восстанавливать.
Белокаменные фундаменты Алексеевского храма очень хорошо сохранились – можно хоть сейчас восстанавливать святыню, были бы деньги. Археологи обнаружили, где располагались Царские палаты: есть сведения, что в начале 18 века, где-то в 1705-1706 гг., сюда приезжал и какое-то время жил сын Петра царевич Алексей, возможно, здесь же виделся с отцом. Рядом была построена большая каменная Алексеевская церковь со Святыми вратами, колокольней, большими пилонами, с широким проездом для конников и входом для простого люда, а возможно, и двумя симметричными, ризницей, печами. Прихожане заходили через врата, и перед ними представал в своём великолепии древний Успенский собор. Это было в традициях древнерусских монастырей.
Позже Алексеевскую церковь переделывали и перестраивали, например, учёные обнаружили останки нижнего подклетного храма – хорошо виден сохранившейся алтарный камень. Также есть документы, чертежи, иконы, фотографии, по которым можно отследить историю создания и перестройки монастыря и его сооружений, как это всё выглядело.
Алексей Маратович ведёт нас мимо оголённых фундаментов к монастырской ограде, вернее, тому, что от неё осталось. Кирпичная кладка, увы, находится в плохом состоянии, сгнила. Стена вообще была погребена под горой мусора и навалов земли, поскольку в советские годы на территории монастыря располагалась воинская часть со складом ГСМ, здесь же вырыли котлованы для установки цистерн. Но именно этой оградой больше всего гордится археолог – это сейчас самое древнее строение на территории монастыря начала 18 века, да и в Твери подобного больше, пожалуй, нет.
- Эти выступы чрезвычайно любопытны. Скорее всего, здесь были арки, увязывающие эти выступы, то есть были проходы. По сути дела, монастырская стена была оборонительным сооружением, крепостью. Шведы ведь могли и досюда дойти, вот монастырь и перестраивали с учётом возможных военных угроз.
Далее мы перемещаемся по периметру монастыря, доходим до северо-восточной и северо-западной башен. От них тоже остались только фундаменты и кладки печей (вот хорошее историческое место, скажем, для котельной). И вот что интересно – при постройке сооружений для верхней части фундамента использовали мельничные жернова и белокаменные могильные плиты – на самом деле их очень много, есть надгробия и в фундаменте самой Алексеевской церкви. Некоторые плиты хорошо сохранились, есть даже двойное или парное надгробие. Теперь археологам предстоит их аккуратно выкопать и достать, чтобы потом создать на территории монастыря лапидарий или музей под открытым небом.
- Хотя со строительством Петербурга Пётр запрещает возводить каменные постройки по России, но в Жёлтиковом монастыре строится настоящий храмовый комплекс с палатами и оградой. Это возможно было явно с разрешения и указания самого императора. Но могильные плиты 15-16 веков и более поздних захоронений использовали не из-за дефицита стройматериала, а просто тогда было такое отношение к памяти предков и древнерусским традициям и наследию в эпоху Петра – не только бороды рубили и колокола переливали, но ещё и надгробия выворачивали. Тоже варварство, - говорит Алексей Салимов.
Замечательна и изразцовая коллекция, найденная археологами в Жёлтиковом монастыре. Как уверяет Алексей Маратович, "я копаю уже 40 лет, занимаюсь архитектурной археологией, но такого богатейшего изразцового набора Петровской эпохи, Елизаветинской, Екатерининской – встречать не приходилось". Вот теперь можно будет в обители и печь сложить и украсить по эскизам старых подлинных изразцов, а кое-где и вмонтировать уцелевшие плиточки. Для консультации тверские археологи пригласили специалистов из Музея-заповедника Коломенское, обладающего богатейшей коллекцией русских изразцов. Приезд эксперта ещё ожидается.
Подводя итоги, можно сказать, что уже есть готовый материал для музейного комплекса в Жёлтиковом монастыре. И это ещё только исследована часть монастырской территории, до западной ограды даже ещё не добирались. Поэтому археологи уверены, что находок ещё будет много, и они заинтересуют не только паломников, но и людей, дорожащих своей историей.