24 Апреля 24, 14:38
Новости, Общество
02 Августа 2021, 11:01

В Тверской области подняли обгоревшие останки истребителя и лётчика

В июле на территории Зубцовского района Тверской области прошла масштабная поисковая экспедиция на месте падения советского истребителя Як-1. Более 10 лет назад здесь уже проводили поисковые работы, однако достоверно установить номер самолета, имя летчика и обстоятельства боя не получилось. И вот этим летом отряды вновь выехали для проведения работ в воронке, обнаружили и подняли фрагменты самолёта и останки лётчика и даже, предположительно, установили личность пилота.  

В экспедиции приняли участие 15 человек: это члены отряда "Герои неба" АВИАПОИСК (г. Красногорск) и поисковики из отряда "Ополченец" НИ ВПЦ "Подвиг" (г. Тверь), а также волонтеры. Поисковые работы осложнились погодными условиями - два дня были проливные "тропические" дожди, которые превратили воронку в огромную ёмкость с грязной жижей.  И всё-таки ребятам удалось извлечь из воронки около двухсот фрагментов фюзеляжа, деталей и агрегатов самолёта.

На головке гибкого рукава питания пулемета ШКАС удалось обнаружить четко читаемый номер 3581, который совпадает с номером самолета 20-го истребительного полка 203-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии Западного фронта. Машина не вернулась с боевого задания 17 декабря 1942 года.

Кроме того, на четырех разных деталях двигателя, в том числе и на поршнях, обнаружили номер мотора М-105 ПФ № ПФ 4-918, который был установлен на самолёт после ремонта.

Обнаружены немногочисленные, фрагментированные и сильно обгоревшие останки летчика (несколько костей черепа, кусок лучевой кости, несколько непонятных фрагментов и зуб), а также пуговица от форменного обмундирования с изображением звезды, пряжка портупеи и застежка от планшета. Стало очевидным, что истребитель сильно горел: нашли оплавленные куски фюзеляжа, двигателя и других деталей. В воронке после стольких лет до сих пор присутствует стойкий запах масла и керосина. 

Также поисковым отрядам по архивным документам удалось восстановить детали авиакатастрофы: 17 декабря 1942 г. Як-1 № 3581 – старший сержант Братусь Владимир Михайлович, выполняя задание по прикрытию войск в районе Карамзино, на высоте 2000 м вёл воздушный бой с Ме-109. С боевого задания не вернулся (из Журнала учёта боевых и не боевых потерь).

Таким образом, на сегодняшний день есть основания полагать, что, вероятнее всего, поисковики обнаружили в Зубцовском районе фрагменты Як-1 № 3581, а останки принадлежат старшему сержанту Братусь В.М. Однако, для подтверждения этой версии необходимо провести ряд дополнительных архивных исследований в Центральном Архиве Министерства обороны РФ.

В статье использованы материалы и фото Андрея Кушнира, Андрея Виноградова и Николая Ивлева.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх