Пешеход или водитель: эксперт рассказал о перспективах для самокатов
Самокат, моноколесо, ролики, гироскутер – всё многообразие таких способов передвижения сейчас принято называть "средствами индивидуальной мобильности" (СИМ). Особенно широкое распространение получили электросамокаты, эта тенденция заметна и в Твери. Велосипед тоже можно отнести к этой категории, но для него есть отдельная глава ПДД, а для СИМов – пока нет. А дорожные происшествия с ними уже происходят. Так чем или кем считать владельца самоката – пешеходом или водителем транспортного средства? Вопрос принципиальный, поскольку и правила движения, и степень ответственности разные.
Так, в Тверской области 14 мая 2021 года пьяный мужчина на электросамокате столкнулся с автомобилем "Форд Фокус". Самокат ехал по обочине проезжей части в попутном направлении и в какой-то момент вырулил на дорогу, где и столкнулся с авто. ДТП произошло на трассе М-9.
По существующему законодательству мужчина на электросамокате считается пешеходом, хотя его скорость перемещения может быть значительно выше, чем у человека. Однако не все согласны считать человека на самокате пешеходом.
- Сейчас существуют две концепции: министерства транспорта и ГИБДД, которая говорит, что человек на самокате - это пешеход, использующий новое средство индивидуальной мобильности; и подход Общественной Палаты, который считает: все что с колесом – это транспортное средство. Разница гигантская между этими подходами и серединки там нет. Потому что если человек на транспортном средстве, то он водитель. Это вся соответствующая ответственность: нетрезвое вождение; тюрьма, если это во второй раз; страховка; техосмотр; регистрация. А сейчас средствами индивидуальной мобильности считается всё, вплоть до роликовых коньков. Казалось бы, ну что такое государственная регистрация роликов, технический осмотр роликов, пьяный на роликах? Как ни смешно это звучит, я за это, - с интервью ТИА сказал директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, член Общественного совета при Ространснадзоре, д.т.н. Михаил Якимов. - Я думаю, скоро роликовые коньки обретут тоже двигатели и будут носиться. Если на роликах едет человек, который весит 120 кг, на скорости 40 км/ч, он уже опасен для другого. Я бы столкновение человека на роликах и пешехода трактовал как ДТП. Потому что если мы говорим, что это пешеход на самокате, то столкновение человека на самокате с пешеходом – это не ДТП, и его никто не рассматривает.
Пока корреспондент ТИА с Михаилом Якимовым ездили по Твери, нам встретились множество велосипедистов и людей на электросамокатах. Большинство из них ехали по тротуарам. По мнению Михаила Якимова, электросамокат, моноколесо, ролики и другие средства индивидуальной мобильности подходят и для передвижения по проезжей части, и для движения по тротуару. Но нужно учитывать важное обстоятельство.
- Было бы разумно распределять их по скорости движения. В транспортной системе важно, чтобы скорости движения разных участников в одном потоке были близки. Это касается и дорог, и тротуаров. Нужно группировать. Быстроходные самокаты, велосипеды – для проезжей части. Пешеходы и средства индивидуальной мобильности, не позволяющие развивать скорость выше 15 км/ч, – для тротуаров. Разница между скоростями должна быть небольшая. Тогда на одной территории участники движения будут уживаться. Это можно отследить и контролировать.
Что касается велосипедов, то тут эксперт считает, что велосипедисты сами часто нарушают правила, поэтому для них нет соответствующей инфраструктуры.
- Сначала давайте мы прочитаем главу 24 ПДД "Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов" и будем соблюдать правила. Когда все начнут соблюдать все правила дорожного движения, только тогда появятся велосипедные дорожки. Потому что водитель увидит перед собой десяток велосипедистов, за которыми будет медленно ехать. Тогда водитель сам придёт в СМИ, к депутату, главе и попросит: давайте велосипедистам делать отдельную дорогу, я устал за ними волочиться. Сейчас, когда у нас все нарушают ПДД и что-то требуют, – это бесперспективно.
Итак, раздела ПДД для владельцев СИМ пока не существует. Но в Роскачестве разработали памятку на такой случай - как не попасть в ДТП на самокате:
- Перед началом поездки проверить исправность всех систем – газ, тормоз, целостность.
- Не выезжать на проезжую часть и не двигаться по ней (пока в ПДД закреплено, что лицо, передвигающееся на самокате, – это пешеход).
- Осуществлять движение по специальным дорожкам – при наличии; в случае отсутствия – по краю тротуара.
- Контролировать скорость движения в зависимости от окружающей обстановки.
- Быть бдительным и предельно внимательным (в том числе иметь возможность предугадать действия людей и других транспортных средств).
- Если случилось так, что кого-то сбили: 1) принять меры по оказанию первой помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь и полицию; 2) при тяжелых случаях воспользоваться помощью автовладельцев – экстренно отвезти пострадавших в медицинское учреждение; 3) записать данные очевидцев происшествия.
- Ни в коем случае нельзя управлять электросамокатом в состоянии опьянения, а также в случае плохого самочувствия, не позволяющего обеспечить безопасность движения; управлять самокатом без использования рук; игнорировать ПДД.
Одно из этих правил мужчина, попавший в ДТП на самокате, нарушил точно – он был пьян (смотри выше пример ДТП на М-9).
Обязанности пешеходов описаны в главе 4 ПДД. В частности, там говорится, что при движении по краю проезжей части пешеход должен двигаться навстречу движению транспортных средств. То есть, по существующим правилам мы видим ещё одно нарушение.
Отдельной статистики по ДТП с людьми на средствах индивидуальной мобильности в ГИБДД нет, потому что, как уже было сказано, они считаются пешеходами. Есть данные по ДТП с велосипедами. С начала 2021 года по 15 июня в Тверской области произошло 14 ДТП с участием велосипедистов. В результате 1 человек погиб, 15 получили ранения, сообщили ТИА в пресс-службе регионального УГИБДД.
Михаил Якимов в ходе визита в Тверь счёл город дружелюбным для пешеходов. И хотя тверским пешеходным маршрутам, по его словам, не хватает связанности, в целом на фоне некоторых других российских городов у Твери есть явные преимущества.