Беспилотный автомобиль проехал по улицам Твери
В России уже есть компании, которые занимаются созданием беспилотного транспорта. StarLine – одна из них. Команда разработчиков приехала в Тверь, чтобы рассказать о новейших технологиях и показать высокоавтоматизированный автомобиль с оборудованием собственной разработки. Специалисты компании взяли автомобиль "Шкода Суперб" и оснастили его необходимой техникой.
Как скоро беспилотники появятся на дорогах
Проект "Беспилотный автомобиль StarLine" существует с 2016 года. Санкт-Петербургская компания уже много лет занимается системами защиты и сигнализации, а пять лет назад коллектив поддержал идею президента компании начать разрабатывать новое направление. Как говорит руководитель проекта Борис Иванов, беспилотное будущее подошло к нам уже очень близко. Какие-то несколько десятков лет пройдут, и на дорогах вообще не останется автомобилей с водителями-людьми. Мы будем ездить кататься в авто-клубы, как сейчас ездим прокатиться на лошади в конный клуб. И для развития беспилотного транспорта в России, и в Тверской области в том числе, уже всё есть.
- Беспилотный транспорт в принципе должен уметь двигаться без инфраструктуры. Но инфраструктура у нас строится, дорожная сеть развивается, и было бы глупо не использовать на ней беспилотники. Мы занимаемся не только созданием такого транспорта, но и их взаимодействием с интеллектуальной транспортной системой. Уже сейчас эти технологии внедряются на закрытых территориях, это, например, внутризаводская логистика. Что касается пассажирских перевозок - это самое сложное, самое опасное, и, на мой взгляд, не самое выгодное. А вот магистральные перевозки, какие-то работы, связанные с опасными условиями труда, уже сегодня можно роботизировать.
Борис рассказывает, что элементы беспилотного управления общественным транспортом уже внедряются в Москве. Там это стало возможным благодаря выделенным полосам движения. Можно применять наработки и в упралвении трамваями, потому что у них заданный маршрут движения и практически нет пространства для манёвра. Но наиболее перспективно использовать беспилотные технологии в магистральных грузоперевозках. Потому что алгоритмам не надо отдыхать, у них не ослабляется внимание от усталости, они едут и едут на невысокой скорости. Но за счёт того, что едут практически без остановок, средняя скорость движения оказывается выше. Имеет значение и тот факт, что беспилотное управление более безопасно. Автомат не может нарушить ПДД.
Как устроен беспилотный автомобиль
В Тверь представители компании привезли действующий беспилотный автомобиль. Борис Иванов объясняет, что это прототип. Он полностью функциональный, но его постоянно дорабатывают. По городу, дороги которого не сильно загружены автотранспортом, такой автомобиль уже может ездить в нормальном режиме.
- Для сильно загруженных городских дорог мы отлаживаем и постоянно тестируем алгоритмы. В Санкт-Петербурге мы это делаем постоянно на дорогах общего пользования, в машине едут оператор и инженер-испытатель за рулём. Пока у нас по закону не разрешено беспилотному автомобилю ездить без инженера. Мы отлаживаем алгоритмы и совершенствуем их.
Инженерам и разработчикам прибавляют забот люди-водители. Потому что они-то как раз способны нарушать правила и делают это постоянно. Для нормальной работы роботизированной технике нужно уметь предсказывать поведение других участников дорожного движения. Если все соблюдают правила – это сделать легко.
Он объясняет, что автомобиль использует цифровую модель дороги, то есть высокоточную карту. На ней отражены все полосы движения с геопривязкой. Модель знает, где разрешено перестроение, где какой скоростной режим и так далее.
- Его задача локализоваться в пространстве и найти себя на этой карте. Для этого используется часть датчиков: высокоточная спутниковая навигация, инерциальная навигация, одометрия, лазерная одометрия, - набор датчиков и алгоритмов, которые нужны, чтобы постоянно с высокой точностью определять, где мы находимся в пространстве. Дальше действует набор алгоритмов, которые выстраивают маршрут. Есть алгоритмы, которые глобально строят маршрут, как обычный навигатор, например, с улицы Ленина на улицу Карла Маркса. Это делает модуль "глобальный планировщик". Дальше действует модуль "локальный планировщик", который использует не только эту информацию, но и информацию от системы восприятия окружающего мира. А эта система получает информацию от оптических и радио датчиков, затем строит картину мира вокруг автомобиля. Зная, где какие объекты, как они двигаются и где будут в следующий момент, мы можем локальным планировщиком строить наш маршрут: объезжать препятствия, перестраиваться и прочее. Картина мира строится с помощью нескольких типов датчиков: лидаров, радаров и видеокамер.
Как стать инженером беспилотника
Технология развивается во всём мире, интерес к ней необычайно высокий. А специалистов найти трудно, потому что российские вузы их пока не готовят. Компания StarLine сотрудничает с некоторыми вузами Санкт-Петербурга, студенты приходят к ним на практику, участвуют в фестивале робототехники РобоФинист, а иногда потом устраиваются на работу. Отрасль будет развиваться, и чем дальше, тем более бурно. А значит, потребуется больше специалистов. И вот по пути домой с форума в Калуге команда проекта "Беспилотный автомобиль StarLine" заехала в Тверь, чтобы рассказать студентам о технологии и показать действующий прототип.
Лекция проходила в актовом зале Тверского государственного технического университета. Студенты задавали множество вопросов руководителю проекта, а затем облепили прототип.
- Я почувствовал заинтересованность студентов. Мы рассматриваем различные варианты взаимодействия с вузами, это и практика, и работа с какими-то отдельными задачами, в том числе и удалённо.
Команда StarLine приехала в Тверь в рамках всероссийского образовательного проекта для школьников "Урок цифры". Поэтому после знакомства и беседы со студентами ТГТУ разработчики отправились в Кванториум. У компании есть также проект StarLine OSCAR с открытым кодом. Молодые инженеры могут изучить код и попробовать разработать собственный алгоритм для беспилотника, а потом приехать в компанию и испытать алгоритм на реальном автомобиле.