Считаем деньги: сколько налогов и сборов мы платим с зарплаты
Все граждане, кто получает легальный доход, - налогоплательщики. Наш разбор предназначен для тех, кто хочет понимать, какие налоги и куда платит, из чего складываются бюджеты и какие из уплаченных налогов можно вернуть.
Система налогообложения - важная часть экономики, от неё никуда не деться. За счёт налогов государство выполняет свои обязательства перед гражданами страны. В числе обязательств: обеспечение безопасности, организация доступности здравоохранения и образования, оказание государственных и социальных услуг и т.д.
А ещё – справедливое распределение созданных благ среди всего населения, считает экономист Давид Мамагулашвили.
- Для системы налогообложения важно, чтобы облагаемая налогами база росла качественно и количественно. Чем больше предприятий, тем больше налогооблагаемая база. Это количественный рост. А качественный – чем больше производится продукции в организации, чем больше занято работников, тем больше и отчислений. Когда экономика исправна, работает на подъёме, налогооблагаемая база растёт. Это выгодно государству, - говорит директор Института экономики и управления ТвГУ, заведующий кафедрой экономики и управления производством, кандидат экономических наук, доцент Давид Ильич Мамагулашвили.
Налоговые отчисления за работника в нашей стране делает работодатель. Он же их считает, он же прикидывает, как бы сэкономить. Рассчитываются налоги исходя из суммы месячного заработка, который оговаривается при заключении трудового договора.
Мы получаем на руки зарплату за вычетом подоходного налога (НДФЛ) в 13-15%. Остальные отчисления делает работодатель, что составляет фонд заработной платы: в пенсионный фонд – 22%, в фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%, в фонд социального страхования – 2,9%. Если считать долями, то примерно две трети от общей суммы мы получаем на руки (66,9%), а одну треть – отдаём государству и в разные фонды (33,1%).
Для наглядности возьмём условную зарплату в 10 000 рублей. Предприятие, исходя из этой суммы, отчисляет:
- в ПФР – 2 200 рублей;
- в ФОМС – 510 рублей;
- в ФСС – 290 рублей.
Итого – 3 000 рублей. Кроме того, из оговоренной суммы вычитается НДФЛ – 1300 рублей.
Таким образом, человек получает на руки 8 700 рублей, государство и фонды – 4 300 рублей, а работодатель тратит 13 000 рублей.
Такая система действовала до пандемии. С 1 апреля 2020 года для малого и среднего бизнеса, пострадавшего от эпидемии ковида, понизили ставку по отчислениям в фонды. Но в отношении сумм не более МРОТ сохранили прежние правила. Подробнее о льготе можно почитать в пункте 2.1 статьи 427 НК РФ.
На все суммы заработных плат свыше МРОТ действуют пониженные ставки. А именно, со всего, что свыше минималки работодатель сейчас платит в ПФР – 10% и в ФОМС – 5%, в ФСС же отчислений нет вообще. НДФЛ льготы не коснулись, даже наоборот, с 1 января 2021 года вступили в силу новые, прогрессивные, правила налогообложения, и для богатых этот налог вырос.
Повышенный НДФЛ (15% вместо 13%) теперь платят россияне, чей доход превышает 5 млн рублей в год (416 700 рублей в месяц). Повышенная ставка будет касаться доходов именно сверх суммы.
С начала 2021 года размер минимальной оплаты труда повысился и теперь составляет 12 792 рубля. Если предположить, что человек, получающий заработную плату в размере МРОТ, в течение года не болел и не получал материальную помощь, то за год он получит на руки 133 548 рублей с копейками. Налогов же в общей сложности он и работодатель заплатят 66 007 рублей.
Из них в пенсионный фонд пойдёт самая большая сумма – 33 771 рублей, затем идёт НДФЛ – 19 955 рублей, в фонд ОМС – 7 829 рублей и в фонд социального страхования меньше всего – 4 452 рублей.
Мы посчитали только те налоги и сборы, которыми облагаются работники. Есть ещё налоги, которые платят предприятия, владельцы недвижимости и земли, автовладельцы и т.д. С учётом всех существующих налогов и сборов по оценке экспертов налоговая нагрузка в России очень велика.
- Не могу оправдать решения наших налоговых органов и правительства, в которых речь шла об увеличении некоторых налогов, прежде всего, НДС. Это, конечно, увеличило налоговую нагрузку, которая и так была очень большая в нашей стране. Экономисты - и представители классических школ экономики, и современной, - исходят из того, что если с заработанной единицы валюты больше половины уходит на налоги – это не эффективно. Потому что это не способствует появлению свободных денег, соответственно, эти деньги не вкладываются в экономику. В нашей стране по разным подсчётам налоговая нагрузка на каждый заработанный рубль может быть от 65 до 80 копеек. Это большая нагрузка, и пока я не вижу предпосылок, чтобы она уменьшилась, - поясняет Давид Мамагулашвили.
По его словам, именно такое положение вынуждает предпринимателей уходить в тень и платить серые зарплаты. Иначе им просто не сохранить бизнес.
Виды налогов
В России есть федеральные, региональные, местные налоги, отраслевые налоги и специальные налоговые режимы.
В налоги федерального уровня входят: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог (на использование водных ресурсов), налог на добычу углеводородного сырья.
Региональные налоги это: большая часть НДФЛ, налог на имущество организаций, некоторые виды налога на прибыль организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Местные налоги: маленькая часть НДФЛ, земельный, налог на имущество физических лиц, налог на недвижимость и торговые сборы.
Отраслевые налоги - это налог на пользование животным миром, недрами, водными ресурсами и т.д.
Специальные налоговые режимы: общая система налогообложения, упрощённое налогообложение, единый сельскохозяйственный налог, патентная система, налог на профессиональный доход (самозанятые). Такой режим как единый налог на вменённый доход (ЕНВД) с 2021 года отменили.
Системы налогообложения можно совмещать, чтобы подобрать наиболее выгодный вариант, поясняет Давид Мамагулашвили.
В общей сложности на территории Тверской области в 2020 году собрали более 78,5 млрд рублей налогов.
Из них в федеральный бюджет перечислили почти 22,3 млрд рублей, в консолидированный бюджет Тверской области (региональный + местные бюджет) ушли почти 56,3 млрд рублей, в бюджет Твери – более 2,8 млрд рублей.
Увеличение пенсионного возраста, санкции и ковидные льготы: что влияет на экономику
Россия как правопреемник СССР существует всего 30 лет. И всё это время система налогообложения постоянно эволюционирует. Организацией сбора налогов занимается исполнительная власть: правительство, министерство по налогам и сборам. Наш нынешний премьер-министр Михаил Мишустин до того, как занять этот пост, возглавлял налоговую.
- В нашей стране эта структура правительства - одна из самых успешных и эффективных. Они, действительно, за последние годы на порядок подняли качество сборов налогов, - говорит Давид Мамагулашвили. – Но с 2014 года мы находимся в состоянии экономической блокады, когда мы столкнулись с санкциями, и наши связи с некоторыми зарубежными партнёрами оборвались. Вдобавок к этому мы столкнулись с пандемией, которая потребовала серьезных и резких решений. На этом этапе почти год тому назад вся страна и весь мир ушли на самоизоляцию. Это привело к тому, что экономика сильно упала. Экономика России, в сравнении с другими странами, пострадала не так сильно. Да и экономика Тверской области на фоне других регионов пострадала меньше. Но все равно пострадала, рост сменился рецессией. Что отразилось и на собираемости налогов. Мы не дополучили за 2020 год в бюджет несколько десятков триллионов рублей.
Если популяционный иммунитет в российском обществе установится к середине года и заболеваемость спадёт, то экономика будет восстанавливаться. К этому есть предпосылки, продолжает эксперт. Но чтобы экономика восстанавливалась быстрее, нужно сохранить ковидные налоговые льготы и, может быть, добавить к ним новые.
- Если к концу года снизят те налоги, которые за последний год повышали, а те льготы на отчисления, которые ввели в связи с коронавирусом, останутся, это станет очень хорошим инструментом поддержки бизнеса и его оживления. Пока налоговая система имеет ярко выраженный фискальный характер, оказывает излишнее давление, производитель и гражданин неохотно отдаёт свои налоги. У нас вообще отсутствует менталитет налогоплательщика, когда человек задаёт вопросы: куда налоги уходят, на что их тратят? У нас это во многом закрытая тема.
Очень много закрытых статей расходов бюджета: оборона, спецслужбы. Это даже не обсуждается. А доверие между бизнесом и правительством может основываться только на открытости.
Повышение пенсионного возраста Давид Мамагулашвили называет признанием правительства в неспособности эффективно управлять экономикой. Эта мера должна освободить бюджет от некоторого количества трат. Но на самом деле, вся система требует серьёзной эволюции и доработки.
Между тем, пенсионеров в Тверской области чуть больше трети от общей численности населения (на 1 января 2021 года в регионе числилось 421 110 пенсионеров).
- Это очень плохая тенденция. Причин несколько. Так, люди едут работать в Москву и Санкт-Петербург, потому что там выше зарплаты. Чтобы удержать молодёжь, нужно предложить работу с хорошей заработной платой дома. Но пока регион не может предложить такие рабочие места. Сейчас много вакансий на рабочие профессии, но в этом плане у нас разрушена подготовка кадров. Свободных вакансий много, они очень низкооплачиваемые и, как правило, низкоквалифицированные. Поэтому на них идут другие люди. Я говорю о рабочих из других стран. Но и их приток в последние годы снизился из-за принятых ограничений. Это привело к тому, что сейчас рабочих рук не хватает в строительстве и сельском хозяйстве. Эти проблемы в ближайшие 5-10 лет будут требовать решения.
На низкую рождаемость, по мнению Давида Ильича, можно повлиять только экономическими методами. Родители должны быть уверены в том, что дети будут обеспечены всем необходимым. И материнского капитала для этого недостаточно. При этом увеличивать нагрузку уже никак нельзя. Что же делать?
- Помощь семьям с детьми и малоимущим нужно осуществлять из недавно повышенных налогов: налога на добавленную стоимость и подоходного налога для тех, кто зарабатывает больше 5 млн в год. Эти средства надо направлять, в том числе, на помощь семьям. Другого источника нет. Потому что наша экономика показывает не рост, а стагнацию. Если вводить другие налоги – это ещё больше ухудшит ситуацию. Поддерживать семьи нужно за счёт тех налогов, которые уже есть, - говорит экономист.
Прогрессивное налогообложение, то есть, система, при которой богатые платят больше, а бедные меньше или вовсе освобождаются от налогов, в России постоянно вызывает споры. Противники системы заявляют, что она заставит людей уводить доходы в тень. Хотя в мировой практике её используют довольно давно и успешно, как один из способов борьбы с неравенством. В России даже с повышением ставки НДФЛ для богатых на 2% назвать налогообложение прогрессивным сложно. Хотя бы потому, что люди с более высоким доходом экономят на сборах в ПФР. Сейчас с денег, заработанных сверх 1 129 000 рублей в год, размер пенсионных отчислений снижается с 22% до 10%.
- Мы видим сейчас падение реальных доходов населения, а еще пандемия показала, что нам надо в корне изменить и систему налогообложения, и управление налогообложением в стране в целом. Потому что существующие налоги – это антигуманно: те, кто должен платить больше – этого не делают на законных основаниях, - резюмировал Давид Мамагулашвили.