Ломаем заборы – строим мосты: в Твери обсудили будущее Морозовских казарм
В 2021-м году обладателями Прицкеровской премии (самой престижной в мире архитектуры, ее называют "нобелевской архитектурной") стали архитекторы Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль. Они отказались реконструировать одну из городских площадей Бордо по заказу городских властей после обсуждения реконструкции с местными жителями. Архитекторы вынесли два кратких предложения по изменению площади – заменить гравий и почаще убирать мусор. Подобный подход к реконструкции пространств только внедряется в России. Так, 18 марта в Твери собрались архитекторы со всей страны и вместе с жителями Двора Пролетарки решали, что стоит делать с Морозовскими казармами.
Будущее легендарного Морозовского городка стало темой рабочей сессии соучаствующего проектирования, которая стартовала 18 марта в Центре современной культуры "Рельсы".
В Центре собрались жители Морозовских казарм, независимые эксперты и студенты, учащиеся программы "Управление развитием территорий" в Московской Архитектурной школе (МАРШ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Вместе они обсуждали будущее Морозовского городка.
Студенты – будущие архитекторы, госслужащие, экономисты разных регионов страны – в течение учебного года изучали городок и работали над проектом решения его проблем.
Наталья Минеева, академический куратор программы "Управление развитием территорий" говорит:
- Современный метод соучаствующего проектирования – это когда прежде чем начать проектировать, жителей, владельцев бизнеса спрашивают, с какими проблемами на этой территории они сталкиваются каждый день и какие ресурсы решения проблемы видят. Сейчас в Твери происходит то же самое. Идеи будут проанализированы и опубликованы на сайте университета, на сайте центра "Рельсы". Эти данные будут доступны для всех.
Присутствующих разделили на команды, которые сообща намечали проблемы (красные стикеры) и пути их решения (зеленые).
Одними из главных проблем городка все четыре команды назвали транспортную доступность, качество дорог и отсутствие нормальной инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов.
Пути решения относительно "простые" – дороги предложено отремонтировать, повысить доступность общественного транспорта, обустроить пешеходные зоны и велодорожки.
Еще одна проблема – изолированность Морозовского городка от основного городского пространства. Решением проблемы пешеходной доступности и оторванности Морозовского городка может стать, в частности, обустройство хорошего пешеходного и велосипедного маршрута по городу.
- Тверь – маленький город, до Морозовского городка легко можно было бы дойти пешком или доехать на велосипеде. Но для этого нет нормальной инфраструктуры, - сказал тверской программист Иван Шумилин.
По его мнению, было бы здорово организовать пешие и вело-маршруты до казарм по берегам рек. А на самой Тьмаке – пустить катамараны.
Были и предложения по организации социальных пространств, рекреационных зон городка. Прозвучало, в частности, предложение благоустроить парк Текстильщиков и визуально объединить его с Морозовским городком, а также очистить русло Тьмаки и привести в порядок набережные.
Одной из главных проблем Морозовского городка студенты назвали отсутствие входных групп и необходимого количества мостов.
Так, одним из лозунгов реконструкции городка прозвучала фраза "Ломаем заборы – строим мосты!".
Звучали и предложения организовать правильный пиар и брендинг Морозовского городка. Разработать собственный дизайн-код, путеводитель, создать инфоцентр. И грамотно использовать историю и мифологию легендарных казарм.
На сессии прозвучало несколько предложений, как использовать Морозовский городок: организовать студенческий кластер, где могли бы собираться студенты со всей страны, или возродить дело самого Саввы Морозова и сделать в городе кластер легкой промышленности, где могли бы жить, учиться и работать сотрудники производств.
Эта идея, к примеру, очень понравилась самим жителям городка.
Владимир Могильников, житель казарм, участвовавший в обсуждениях, положительно оценил идею организации кластера и проведения таких сессий в общем:
- Меня в первый раз спросили как жителя казарм что хочу я. Не поставили перед фактом, что ты переедешь, а мы тут что-то создадим. А спросили - чего хочу конкретно я как человек, который живет в городке долгие годы.
Яна Голубева, директор российского офиса международного бюро MLA+, ментор программы в части организации пространств:
- Наша задача – проанализировать пространство и внести изменения в территорию как можно быстрее. То есть мы думаем, где могут быть внесены изменения, которые сделать легко и которые дадут быстрый результат. Например, сегодняшняя фраза "Ломаем заборы – строим мосты" - это как раз про быстрые и качественные изменения. В Морозовском городке есть много закрытых территорий, которые легко открыть.
Как говорит архитектор, заниматься развитием застроенных территорий всегда очень сложно. Гораздо проще снести и построить заново:
- Морозовский городок – это уникальный комплекс. Это ощущают все, кто там оказывается. Очень важно не нарушить эти ощущения, придя туда с новым девелопментом. Сохранение – это уже благо. Следующий шаг – это поиск новых смыслов, медленное взращивание идей. Готового и быстрого решения здесь быть не может, это довольно медленный процесс.