Учителя из Твери приняли участие в создании новой линейки учебников
Линейку учебников по английскому языку "Вместе - Team Up" для школьников со 2 по 11 класс разрабатывали российские преподаватели совместно с британскими коллегами, в том числе авторами стали учителя из тверской гимназии №12. Теперь учебные издания вошла в федеральный перечень. Это значит, что учебники новой линейки могут заказывать и закупать школы за деньги государства.
Новые учебники писали 4 года
- Линейка учебников должна быть грамотной, с преемственностью в переходе от одной ступени к другой, от одного класса к другому. Так как это колоссальнейший труд, мы разделились. Кто-то писал для начальных классов, кто-то для среднего звена. Я взял общее руководство, моя команда писала заключительные учебники – для 9, 10 и 11 классов, - рассказывает Народный учитель России, учитель английского языка тверской гимназии №12 Андрей Мишин. - У нас была большая команда: с британской стороны человек 7-8 и у столько же у нас.
В команде Андрея Мишина над учебниками для старшеклассников работали ещё два педагога: его бывшая ученица, коллега, которая более 20 лет трудится в той же гимназии, – Ксения Ёлкина и Ирина Громова – доцент Балтийского университета, основатель своей языковой школы в Калининградской области. С британской стороны в проекте участвовали сотрудники старейшего и одного из самых уважаемых в мире издательств "Пирсон".
- Мне как учителю английского языка в советских и ранних российских учебниках не хватало живого английского. В создании учебников нужно уметь сочетать свои традиции качественного преподавания и российской методической школы и взять за основу какой-то хороший материал наших коллег британцев. Учебники, созданные в 2000-х, практически не менялись. А наша линейка - это линейка учебников 21 века.
Почему новые линейки учебников появляются редко
Андрей Мишин - автор нескольких учебных пособий по английскому языку, но в таком большом проекте он принимал участие впервые.
- Учебники в России не издаются по мановению волшебной палочки. Последний раз новые учебники по английскому языку вышли примерно 10 лет назад. А некоторые линейки и по 20 лет работают, и по 30. И, естественно, там бессменные авторские коллективы. Поэтому опыта участия в написании линейки у меня не было. Но я уже, наверное, последние лет 10-15 разрабатываю различные учебные пособия, пишу книги для издательства "Просвещение". Но линейка учебников - это очень серьезное дело. Четыре года назад мы затеяли этот эксперимент, не понимая, чем он закончится. Тем не менее, как отказаться от такой грандиозной возможности - поработать в международной команде?
Чтобы учебники вошли в федеральный перечень, они должны получить высокую оценку со стороны экспертов, среди которых ведущие российские учителя, доктора наук, филологи, лингвисты. Проверяют учебники от и до, потому что ответственность велика. Попав в перечень, линейка становится доступна для заказа школам, дети получат его бесплатно. Экспертиза новой линейки длилась почти год.
Чем новая линейка учебников отличается от прежних
Новая линейка учебников английского "Вместе - Team Up", над созданием которой трудились тверские авторы, включает в себя очень много медиа-контента.
- Сегодня подросток хочет больше смотреть видео, чем читать и слушать. Поэтому к нашему курсу прилагается, в том числе, много видеоматериала. У нас была цель - создать дополненную реальность. Онлайн-платформа сейчас дорабатывается, чтобы можно было не только держать в руке учебник, но и навести гаджет, чтобы какие-то упражнения дополнялись, всплывали окна, всё открывалось, звучало аудио, чтобы были дополнительные возможности самопроверки и самоконтроля. Потому что та же самая пандемия показала, что нам не хватает такого рода ресурсов.
Обязательное наличие "электронной оболочки" учебника сейчас в России закреплено на законодательном уровне. И школа может выбирать, что приобретать: бумажную версию, электронную или обе. По мнению Андрея Мишина, современные реалии таковы, что уже довольно широко распространены электронные учебники.
- Конечно, мы закупаем бумажные формы, потому что мы пока привыкли к этому варианту. А вообще, неплохо и сочетать. Я, например, на уроке уже давно сочетаю для себя бумажный учебник и электронный. Это удобно, в том числе для ребёнка. Хотя бы чисто физически – легче таскать.
Ещё одним плюсом новой линейки учитель называет то, что написали её практикующие педагоги.
- У нас учебники часто пишут люди, далёкие от школы. Они молодцы: доктора наук, профессора, академики - мы их любим и уважаем. Но когда ты не стоишь у станка в школе – тебе не все понятно.
Сейчас внимание к качеству учебников очень велико. Ошибки, опечатки и случайные глупости вызывают у родителей и учителей раздражение. Поэтому составители новой линейки включили в описание и списки экспертов, которые разделили ответственность с авторами за конечный продукт. "Мы, действительно, вычитывали каждый учебник досконально", - говорит Андрей Мишин.
Дети сейчас мало отличаются от детей 20 лет назад, считает педагог. Они непоседливые и любознательные, ленивые и творческие. Хотя, пожалуй, более независимые в суждениях и смело высказывают своё мнение.
- Это дети, которые не лезут за словом в карман. У них нет авторитетов. Но эти дети сегодня легко опережают учителя с точки зрения поиска информации. Беда в том, что они эту информацию не могут дальше обработать и часто воспринимают её поверхностно. С ними интересно, я не боюсь с ними учиться. Например, появляется какое-то новое веяние в сети, новая сеть – они рассказывают мне об этом. Недавно записали меня в Клабхаус. Я считаю это сейчас очень важная черта в обучении, что мы становимся нормальными партнёрами: я могу их научить работать с информацией глубже, они меня – как быстрее сделать какую-то фишку в интернете, как какую-то информацию найти. И этот процесс взаимного обогащения – это очень здорово. Поэтому сегодня главная проблема с учебниками, что они не могут быть только носителями информации. Они должны учить учиться.
Распространение новых учебников
Сейчас решение о том, по каким учебникам будут учиться школьники, принимает каждая конкретная школа. В хороших школах прислушиваются к мнению учителей, считает Андрей Мишин. И такого не бывает, чтобы сразу взяли и заменили все учебники. У учителей есть возможность перехода на другую линейку в процессе обучения на некоторых этапах учебного процесса. В гимназии №12 города Твери новую линейку учебников по английскому языку, авторами которого стали их же учителя, начнут внедрять с 10 класса. Это нормальная практика, поясняет Андрей Валентинович. Школа, выбирая учебники, учитывает множество факторов, в том числе экономическую нецелесообразность замены учебников в хорошем состоянии.
А вот информирование школьных учителей о появлении новых позиций в выборе происходит медленно. И Андрею Мишину ещё придётся немало часов потратить на семинары и вебинары, чтобы рассказать коллегам о новой линейке. Очные и онлайн встречи часто организует издательство "Просвещение". Но в Тверской области Институт совершенствования учителей уже заинтересовался линейкой, и авторов позвали презентовать его для педагогов.