В Твери покажут новинки Лондонского фестиваля анимации LIAF
19 марта в Центре современной культуры "Рельсы" состоится премьера программы Лондонского международного анимационного фестиваля LIAF. Девять фильмов из Азии, Европы и США отобраны для российских показов из обширной международной и национальной программ LIAF. В этом году сразу ряд фильмов обращаются к темам психологических переживаний и травм, внутреннему опыту человека.
С идеей диссонанса между внутренним и внешним миром работает фильм Алы Нуну Лежинской. В ее работе "Во главе" страх главного героя перед внешним миром приобретает пугающий масштаб. Это фильм о желании помочь близкому человеку и невозможности это сделать.
Яркое высказывание на тему бессознательного разделения на "мы-они" транслирует фильм Ясмин Эльсен "Карусель". Героиня фильма считает, что парк - ее территория и отчаянно противится появлению новых персонажей в своем "царстве". Этот фильм визуально выделяет смешанная техника - стоп-моушен анимация из фетра и рисованная анимация делят мир на пространство реальности и мечты.
Два фильма из Венгрии – "Прощай, микрорайон!" Евы Дарабош и "Помощник" Анны Сёллёши отличает яркий визуальный стиль, сюрреальные метаморфозы, образы и типажи. Фильм Дарабош – ироничное и нежное прощание с микрорайоном, из которого должна в скором времени уехать героиня. Привычные сюжеты из жизни двора, сценки в соседских окнах вдруг превращаются в странные и полные неожиданного смысла метафоры, объекты теряют привычную форму и масштаб, подчеркивая магию прощания с домом. В работе Анны Сёллёши главная героиня мечтает стать бессмертной и ищет того, кто сможет ей помочь. Минималистичная и контрастная стилистика погружает зрителя в переживания героини и воссоздает мир бессознательного.
Стилистически к этим фильмам примыкает и работа словацких аниматоров Марты Прокоповой и Михала Блашко "Дикие звери". Фильм был впервые представлен в программе Berlinale Talents, которая поддерживает молодых кинематографистов. В центре внимания режиссеров три истории взросления, которые заканчиваются драматично. Марта Прокопова ведет повествование от лица не людей, но зверей, делая это осознанно: "Так мне проще рассказать историю. Этот подход дает отстраненный взгляд на проблему. Иногда добавляет новые смыслы или символизм, при этом сохраняя фокус на критическом аспекте", – комментирует Прокопова.
Еще один пример зооморфизма встречается в работе южнокорейского режиссера Лииха Кима "Маскот". Здесь за образами зверей, которые мечтают стать городскими символами, -– маскотами -– скрыта сложная проблема трудоустройства молодых корейцев: "Я пытался показать отчаяние и боль корейских тинейджеров. Работа мечты для них – госструктуры, потому что это стабильность. Количество выпускников постоянно растет, вместе с тем увеличивается и конкурс. Сейчас это 40 человек на место. Действие фильма происходит в том самом районе Сеула, где проходят собеседования, очереди на экзамен для маскотов повторяют очереди, в которых стоят сотни моих сверстников в надежде не провалить экзамен", - объясняет Лииха Ким.
Три последних фильма программы выделяются нестандартной техникой. "Нажмите кнопку, если начнется паника" Габриэля Бёмера невероятно кропотливо исполненная бумажная аппликация. В своих работах, будь то картины, фильмы или музыка, Габриэль старается поймать нить бессознательного и выстроить вокруг нее смысл, добиваясь этого юмором и абсурдистскими сюжетами.
Трагическое событие стало отправной точкой для создания фильма "Семья, которая крадет собак" Джона Си Келли. Используя диктофонные записи своего голоса, зарисовки и скетчи, автор создает пространство скорби по близкому родственнику и собственному прошлому.
Фильм Дины Великовской "Узы" полностью создан с помощью 3D-пера, это первая работа такого рода. Каждый персонаж "воссоздан" в реальности в десятках поз –– тонкая и длительная работа, которая подарила впечатляющий фильм, будто сотканный из нитей-каркасов. "Узы" уже собрали внушительное количество наград на международных фестивалях.
Лондонский анимационный фестиваль -– важнейшее анимационное событие в Европе – существует с 2003 года. Конкурсная программа представляет многообразие анимационных техник и новые тенденции в отрасли. Цель фестиваля – развенчать миф о том, что анимация – это исключительно мультфильмы для детей. Каждый год LIAF представляет аудитории умные, провокативные и актуальные фильмы режиссеров со всего мира.