Уголок Афона среди тверских лесов: уникальный монастырь с чудотворной иконой
Под Тверью, практически в черте города, в окружении корабельных сосен на окраине д. Николо-Малица стоит весьма необычный монастырь. В маленькой общине живут всего восемь монахов. К тому же и храм, и ограда по периметру с башенками-часовнями из жёлто-красного кирпича отсвечивают новизной. Так в чём же уникальность этого места? О, так всего и не перечислить: это православный монастырь, живущий по греческим канонам старинных обителей Афона; это византийский храм в восточном стиле, изукрашенный, чарующий обилием росписи и завораживающий качающимися светильниками; это и чудотворная икона Святого Николая; и византийские песнопения, воспаряющие к небесам и уносящие за собой в благословенный край…
Трижды возрождённый монастырь
***
Монастырь в этом месте был основан в середине 16 века. Все постройки были деревянные, поэтому обитель неоднократно горела, а за всю историю существования монастырь трижды был разрушен полностью: сначала поляками в смутное время, затем во время крупного пожара в 1675 году и третий раз – во время Великой Отечественной войны, когда в 1941 году вражеская немецкая авиация разбомбила монастырские храмы до основания. Сейчас монастырь возрождается вновь, с 2008 года, под руководством и заботами игумена Бориса (Тулупова). А ведь ещё лет 15 назад, глядя на заросший пустырь и развалины единственной уцелевшей постройки, идея восстановления обители казалась утопичной.
Фото из архива монастыря.
Все строения на территории Николо-Малицкой обители, за исключением братского корпуса из белого камня 18 века, - новые. Но от этого красота и уникальность храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы нисколько не проигрывают. Он был построен на историческом месте, где ранее стоял порушенный Покровский храм (в западном стиле Петровского барокко), и даже повторяет его архитектурные границы. Но на этом сходство заканчивается.
Новый Покровский храм Малицкого монастыря строили в святогорском неовизантийском стиле. Это копия церкви Честного пояса Богородицы монастыря Ватопед на Афоне.
Храм совершенно особенный и удивительный. Он разделён на три части, в каждом из которых идут свои службы. Как только переступаешь порог и проходишь через инкрустированные витражами двери, сразу же попадаешь …нет, не в сказку и не в волшебный мир, а в Дом Божий, наполненный гармоничной красотой, благочестием. Ты отряхиваешь мирскую суету у порога, забываешься и чувствуешь особую благодать, даже если далёк от Церкви. Хотя есть здесь и небосвод с золотыми звёздами и солнцем, и живые огни, и чудеса. Недаром всё-таки все византийские крестово-купольные храмы, выстроенные по подобию Святой Софии в Константинополе, стали прообразами рая или царства Божия не земле.
В монастыре действует греческий церковный устав (разительно отличается от русского), он объединил в себе уставы двух обителей на Афоне – дореволюционного русского Пантеилемонова монастыря и сербского монастыря Хиландар. Службы идут на греческом и церковно-славянском языках, во время богослужений поёт византийский хор.
***
Нас встречает отец Никодим – человек очень скромный, приветливый, утончённый и эрудированный собеседник. Он художник, трудится ещё и в иконописной мастерской при монастыре. Отец Никодим с такой любовью и ласковым воодушевлением рассказывает о храме, словно это некое живое существо.
Сначала для разговора мы присели на высокие деревянные стулья с лакированными перильцами, стоящие вдоль стен для прихожан, - стасидии. Молодой священник, сам неоднократно бывавший на Афоне, просвещает на тему греческого устава и рассказывает историю самого Николо-Малицкого мужского монастыря. Но потом, говоря об особенном убранстве Покровского храма, не выдерживает – встаёт, вооружается длиннющим шестом, правда, без зажжённого фитиля, и показывает, как во время службы монахи раскачивают светильники и главное огромное паникадило в центре колеса - хороса. Паникадила низко свисают на толстых цепях практически до уровня человеческого роста. И вот уже весь купольный небосвод и видимое пространство вокруг меня раскачиваются в такт своему особенному ритму, всё плывёт, увлекает и завораживает.
- По Святогорской традиции мы не используем электрический свет во время богослужений. Братья возжигают свечи на паникадилах. На буднях молимся практически в темноте, горят всего пара маслёнок, но по двунадесятым праздникам, престольным, в воскресные дни свечи на светильниках зажигают, после чего в самый торжественный момент службы приводят светильники в движение. Чем величественнее праздник, тем большее число свечей зажигают. Есть такое предание. Одному из монахов на святой горе Афон во время молитвы было видение: небеса открылись и воссиял яркий свет, в храм спустились ангелы. Когда хор начал петь, ангелы стали летать по храму и своими крыльями задевали светильники. Существует много разных духовных смыслов этого обычая, но мне нравится толкование святителя Николая Кавасила – движение огней в храме символизирует движение звёзд во вселенной, которые славят своего Создателя, - рассказывает отец Никодим.
Храм спроектировал тверской архитектор Михаил Будкин. К несчастью, он погиб в ДТП 31 августа 2020 года: как это и бывает чаще всего, уснувший за рулём водитель выехал на встречную полосу, где и произошло столкновение – погиб невиновный человек. У Михаила осталось на тот момент пятеро детей и жена, беременная шестым. Главным детищем погибшего Михаила стал Покровский храм в Николо-Малицком монастыре, где его архитектор трудился также алтарником.
Специально приглашённый художник-иконописец из Румынии один расписывал весь храм в течение 7 лет – все настенные сюжеты, купола, алтарь, иконостас, притворы, исповедальня – сотни композиций, более тысячи фигур, изображённых в поствизантийском стиле Феофана Критского, копии фресок из афонских монастырей Ставроникиты и Дионисиат. И венчает храмовую роспись изображение Спаса Пантократора (Вседержителя) на своде центрального купола.
А на хоросе – подвески-медальоны в виде двуглавого орла – нынешний государственный символ России тоже когда-то был позаимствован из Византии. Кстати, подобные хоросы некогда освещали своды Святой Софии во время богослужения, оттуда и пошла традиция раскачивать светильники.
- Сама архитектура, своды и всё убранство храма, даже акустика, сосредоточены и направлены на центр. Таким образом храм уподобляется микрокосмосу. Всё это сделано для того, чтобы объединить верующих в единое целое, в некую единую сущность, чтобы все вместе молились, славя Бога в едином порыве. В западной церковной архитектуре (базилики) подчёркивается дистанция и отдалённость между клириками (священниками) и верующими. У нас же другая концепция. По свягогорскому чину священник на Литургии выносит Святые Дары в центр храма, к прихожанам. И византийская архитектура как раз выражает эту идею общности и единства.
***
Главная святыня Покровского храма - чудотворная икона Святителя Николая. История обретения её удивительна, как, впрочем, и та роль, которую знаменитый образ сыграл для обители.
В 1675 году монастырь был полностью уничтожен огнём, при разборе пожарища монахи обнаружили среди пепла под обломками икону. В том пожаре не уцелело ничего – ни одна постройка, а образ остался нетронутым. После обретения иконы начали происходить чудеса – исцеления от болезней. Монахи всё равно остались на месте обители, люди потянулись, монастырь начали постепенно возрождать, икона стала главной святыней.
В 1742 году от иконы Свт. Николая исцелилась графиня Мавра Шувалова – фрейлина императрица Елизаветы Петровны. Женщина была беременна, ехала из Петербурга в Москву и сильно захворала, пришлось остановиться в монастыре. Мавре день ото дня становилось всё хуже, и когда надежды уже не оставалось, монахи принесли икону Святителя Николая, отслужили водосвятный молебен. Выпив святой воды, графиня заснула, а на утро вельможная госпожа была здорова. Прибыв в столицу, Мавра разродилась здоровым младенцем, имя которому ожидаемо дали Николай. В благодарность чета Шуваловых перестроила деревянный монастырь на каменный – вместе с трёхпрестольным Спасским собором появились 7 церквей, колокольня, трапезная, жилые корпуса, стены, башни. Здесь же на территории обители, впоследствии, появился родовой некрополь Шуваловых.
После революции 1917 года, братию разогнали, но удивительно, что сам монастырь не тронули, объявив памятником архитектуры. Во время Великой Отечественной мы знаем, что обитель фашисты разбомбили, остался только полуразрушенная Покровская церковь и братский корпус. Потом земля отошла колхозу "Нива", в храме даже стали проходить службы, но в хрущёвскую оттепель его взорвали. Не по идейным причинам, а из-за корысти.
Было и ещё одно "историческое чудо" - Тверь была дважды спасена от поветрия холеры: после того, как город обошли крестным ходом с иконой Святителя Николая, эпидемии стали сходить на нет. Шествия стали ежегодными, последний крестный ход состоялся в 1927 году. По словам отца Никодима, исцеления от иконы происходят и сейчас, даже выздоравливают иноверцы – мусульмане и католики. Так, среди даров святому образу в качестве благодарности можно увидеть браслет с монетками, на которых видна арабская вязь.
***
На вопросы о самом себе отец Никодим отвечал скупо и скромно. Удалось узнать, что он родом из Эстонии, учился в Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а в Твери оказался "Божиим помыслом". В Эстонии нет мужских монастырей, поэтому желающие монашеской жизни вынуждены оттуда уезжать.
- Мы создали здесь маленький византийский мир, афонский уголок последи тверских лесов. Конечно, мы живём по греческому уставу, есть различия и в службе, и в правилах иноческой жизни, и в убранстве храма…Но всё это только внешняя сторона, формальная, даже красота и изысканность в убранстве церкви, а главное – это молитва и внутренняя духовная жизнь.
Ожившая древняя музыка
***
Особую величественность и торжественность богослужениям в монастыре придаёт пение византийского хора "Аксион Естин", регент которого Серафим Ершов. Серафим все детство прожил на Афоне в греческом монастыре Дохиар, где впервые познакомился с афонским уставом и византийским пением, которому его обучали насельники монастыря. Далее он продолжил образование на материковой Греции.
Название хора переводится как "Достойно Есть" - это один из самых почитаемых во всем православном мире образов Пресвятой Богородицы, который находится на Святой Горе Афон. В основной состав хора входит пять человек. Художественный руководитель коллектива Всеволод Бабицкий рассказал об особенностях византийского пения.
Все певчие из России, но обучались в монастырях Греции, в том числе, на Афоне. Всеволод попал туда в 12-летнем возрасте, когда родители по совету духовника семьи решили отдать мальчика в церковную школу при Андреевском ските в административном центре Афона, где он жил и учился до совершеннолетия. Школа удивительна не только своей историей, местонахождением и преподаваемыми дисциплинами, но и своими интернациональными классами – на Афон едут учиться христиане из очень многих стран – Румынии, Сербии, Болгарии, Кении, России, Австралии… Всё обучение и общение происходит на греческом языке, также в программе, помимо общеобразовательных привычных предметов: латынь, древнегреческий, иконопись, византийское пение и др. В классе было всего 8 человек, но совсем не обязательно, что все выпускники избирают путь служения церкви – у каждого своя судьба. Например, один из одноклассников Всеволода стал…лётчиком.
Что же касается нашего певчего, то далее образование он продолжил в Богословском университете в Салониках, окончил бакалавриат и магистратуру. В 2010 году вернулся в Москву. Однажды на праздник попал в тверской монастырь, в обители очень понравилось, после чего игумен Борис предложил Всеволоду остаться в хоре.
- Афон стал моей второй родиной, я очень полюбил это место. Монахи монастыря Симонопетра были попечителями и духовными наставниками, окружали меня заботой. Каждые выходные я приезжал туда, монастырь очень красивый, построен на скале. Мне настолько там нравилось жить и учиться, что, возвращаясь в Россию на каникулах, тосковал и хотел как можно скорее вернуться обратно. Теперь каждый раз, когда приезжаем в Тверь (прим. ред. каждые выходные) и поём в Николаевском Малицком монастыре, я воспоминаю Афон и словно переношусь туда. И это чувство нас всех объединяет и вдохновляет.
***
В России пение во время богослужений партесное, отличающееся многоголосием. Эта западная культура, пришедшая к нам из Европы ещё во времена правления Петра I. Византийское пение – восточное, древнее, отличающееся своими собственными музыкальными фразами и колоритом, имеющее свою особенную нотную систему в виде "крючочков" - это невмы. Византийское пение монодийное. Но удивительное дело: разные по тембру голоса певчих создают иллюзию полифонии. К тому же при исполнении хором песнопения фоном к словам звучит ещё голосовой аккомпанемент, сопровождающий гибкие и узорчатые певучие фразы. Он чем-то напоминает некий духовой инструмент. И в целом ожившая спустя века древняя музыка - словно песнь из какой-то саги – величественная, светлая, воспаряющая ввысь.
Партитуры песнопений певчие берут из репертуара афонских монастырей, где хранятся древние нотные рукописи. Некоторые произведения были переложены на церковно-славянский язык, чтобы было понятно, о чём поёт хор. Впрочем, есть и болгарские, и сербские песнопения, потому что там в храмах тоже звучит византийская музыка.
Сейчас византийский хор тверского монастыря не только присутствует на богослужениях в родной обители, но бывает и в других храмах России и зарубежья; недавно хор записал свой первый альбом "Византийская литургия".
- Византийское пение обогащает нашу духовную культуру. Это здорово, когда есть выбор – человек может пойти в храм, где партесный хор, или в храм, где византийский хор. Но в общем духовные песнопения призваны помогать людям молиться, становиться ближе к Богу, преображать свой внутренний мир, - добавляет Всеволод.