Адвокат Вячеслав Плахотнюк рассказал о деле Александра Шестуна
21 декабря 2020 года по решению Подольского городского суда Александр Шестун пойдёт вслед за десятками своих коллег. Приговор в 15 лет лишения свободы за коррупционные преступления в отношении мэра, губернатора, регионального министра призыва "конца прошлого – начала нынешнего века" является рутиной современного российского правосудия и характеристикой качества кадровой политики, муниципальных и региональных выборов, а также адекватности процедур конкурсного отбора на замещение соответствующих должностей. Что-то не так и с общественным контролем, независимой прессой, гражданскими активистами, призванными вскрывать и предавать гласности коррупционные схемы до того, как они приобретут характер обычая делового оборота.
Ущерб от коррупции в 2019 году был оценён в 55.1 миллиарда рублей. Граждане с досадой должны взирать на происходящее. Добытые охотниками за коррупционерами из-под матрасов и в банковских ячейках колоссальные деньги, тысячи квадратных метров, сотни гектаров и иные трофеи уже не вызывают восторга из-за обыденности действия и одинаковости телевизионной "картинки".
В истории с Шестуном удивительно то, что он руководил районом не где-то в сибирской глубинке, а в подмосковном Серпухове, и не 4 года, а целых 14 лет. Его коллега, бывший глава Клинского района 71-летний Александр Постригань, буквально на днях приговорённый к стандартным 15 годам, был "у руля" своего муниципалитета 17 лет. При этом, по данным Генеральной прокуратуры, по состоянию на июнь 2020 года Московская область, наряду с Хакассией, Ингушетией, Севастополем и рядом других относилась к регионам, наименее подверженным коррупции. Наиболее коррумпированными были названы Мордовия, Чувашия, Камчатка, Архангельская, Брянская, Магаданская, Новгородская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская области.
Цифра "15" является магической, и это не игра в "пятнашки" – исследования показывают, что до 15 процентов бывших российских мэров подпадают под уголовное преследование.
Трудно предположить, что именно мэры и сити-менеджеры являются самой коррумпированной прослойкой управленцев, вероятнее всего – они наиболее уязвимая простая мишень. Им приходится подписывать множество распорядительных документов, не имея при этом ни специального образования, ни штата компетентных помощников. Законодательство в этой сфере, в свою очередь, несовершенно и зачастую просчёт, невнимательность или управленческая ошибка могут толковаться как злоупотребление или даже преступление. Кроме того, до сих пор отсутствует адекватная уровню ответственности система оценки и материального стимулирования что, собственно, и толкает выборных должностных лиц и чиновников к совершению актов коррупции.
В Великом Новгороде, в период существования феодальной республики, приглашённому князю и его дружинникам запрещалось приобретать новгородские земли и вести в них какую-либо самостоятельную торговую или предпринимательскую деятельность. Возможно, следует подумать о введении подобной практики для современных российских мэров и губернаторов – никакой недвижимости и никакого бизнеса на управляемой территории, как для самих чиновников, так для их близких, вне зависимости от степени родства и характера отношений.