В Тверской области в два раза увеличилось число IT-мошенничеств
В УМВД по Тверской области состоялась пресс-конференция, посвящённая мошенничеству с использованием информационно-коммуникационных технологий. О ситуации в тверском регионе рассказали начальник отделения Следственного управления УМВД России по Тверской области майор юстиции Андрей Юрченко и начальник отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Тверской области подполковник полиции Роман Шереметьев.
Сегодня преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий наиболее динамично развиваются и число их с каждым годом возрастает. Так, за 9 месяцев текущего года в производстве следователей Тверской области находилось 2 907 подобных уголовных дел. Для сравнения - в 2019 году было 1380 уголовных дел.
Но есть и положительная динамика - по числу оконченных уголовных дел указанной категории: за 10 месяцев текущего года направлено в суд 230 уголовных дел (в 2019 году 67 уголовных дел).
Основные виды преступлений с использованием современных технологий являются:
- сайты объявлений;
- интернет-магазины;
- взлом страниц социальных сетей;
- "банковские" мошенничества;
- помощь родственнику, попавшему в беду;
- компенсация за ранее приобретенные товары.
Если некоторое время назад наиболее незащищенной категорией граждан были пожилые люди и пенсионеры, то теперь почти половина жертв – это жители региона в возрасте от 20 до 50 лет.
При расследовании уголовных дел в сфере IT-преступлений следователи сталкиваются с проблемой установления лиц мошенников. Они часто используют программное обеспечение, позволяющее избежать (или существенно затруднить) их идентификацию, а также менять IP-адрес или создавать нераспознаваемые IP-адреса, применять технологии "подменных" абонентских номеров посредством IP-телефонии и т.п.
Для раскрытии и расследовании преступлений подобного вида в территориальных органах Тверской области созданы специализированные следственно-оперативные группы, введена в эксплуатацию информационная подсистема "Дистанционное мошенничество".
Кибермошенники все чаще используют метод социальной инженерии. Цель мошенника — заставить человека, находящегося в стрессовой ситуации, предпринять действия, которые в дальнейшем позволят преступнику завладеть деньгами потерпевшего. Чаще всего в нашем регионе мошенники представляются сотрудниками банка и, пользуясь низкой финансовой грамотностью и доверчивостью клиентов, узнают у жертвы нужные данные, после чего похищают деньги с карт.
Используемый преступниками стиль общения аналогичен звонкам из финансового-кредитных учреждений: звонящего отличает грамотная речь, он использует банковскую терминологию, слышен шум офисного помещения. Для убедительности вас могут переключить на другого "сотрудника". Но как бы правдоподобно не выглядел этот телефонный разговор - самое правильное просто положить трубку.