В Твери вспоминают жертв политических репрессий
30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Сколько их было в нашей области – расстрелянных, прошедших через сталинские лагеря и не вернувшихся оттуда – никогда не сосчитать. Сегодня в Твери вспоминают погибших и пострадавших "красного террора".
Традиционно церемония возложения цветов состоялась у Памятника жертвам репрессий в сквере имени Казакова. В этом году здесь непривычно мало людей.
Марина Кротова – внучка репрессированного псковского крестьянина. Сидоров Иван Исидорович был раскулачен и бежал с детьми в Ленинград:
- Деда осудили, лишили избирательных прав. Он понимал, что ему грозит Сибирь, и успел поменять место жительства. Дед люто ненавидел советскую власть. Он не вернулся с войны – без вести пропал.
Возложить цветы к памятнику пришла известная тверская писательница Гайда Лагздынь. Гайде Рейнгольдовне 90 лет. Она хорошо помнит, как репрессировали ее папу:
- Мне было семь лет, когда папа пропал. У него была красивая сиреневая рубашка. Он под Новый год в 1937-м прибежал домой, снял ее, попросил отдать Феликсу и ушел. Он понимал, что может не вернуться домой. Так и случилось.
Мы жили тогда в Ленинграде. Папа был рабочим. Нам потом рассказали, что он и другие рабочие завода подписывали бумаги на премию, а на самом деле – поставили подписи за участие в антисоветской группировке.
Семью Рейнгольда Яновича как врага народа сослали на 101 километр. Мама с двумя детьми в январе 1938-го переехала в Калинин. Здесь таким семьям нужно было отмечаться в НКВД. Гайда Рейнгольдовна вспоминает, как они ходили в здание сегодняшнего ТГМУ раз в месяц:
- Нас каждый раз отмечали и отпускали. Я была маленькая, хохотушка. В этих коридорах я тоже постоянно хохотала. А потом стало известно, что нам повезло, в отличие от других. Некоторые оттуда не выходили.
Мама не оставляла попыток выяснить судьбу супруга и ездила за этим в Москву. Ей удалось узнать, что муж погиб от тифа в лагере. Однажды молодой офицер вышел из своего кабинета и тихонько посоветовал маме не искать правды:
"У вас есть дети. Подумайте о них, не ходите к нам".
Сергей Глушков, член тверского "Мемориала" (организация, признанная иностранным агентом) говорит, что официальная цифра репрессированных в нашем регионе – больше 5 000 человек, и это только 37-38 годы, без учета более раннего и позднего периода. Например, репрессии крестьян проходили вовсе без суда и следствия. Общее количество жертв репрессий в нашем регионе, по словам Глушкова, исчисляется десятками тысяч. Об этом нужно помнить.
- История имеет тенденцию повторяться. О репрессиях нужно говорить и помнить, чтобы ни в коем случае не повторить.
В Твери 30 октября будут читать имена людей, погибших и пострадавших в годы репрессий. С 15.00 до 19.00 акция будет проходить в трёх местах:
- На Тверской площади (у фонтана)
- Горсад (у памятника Михаила Тверского)
- На пересечении улиц Трёхсвятская и Жигарева
В течение всего дня будет вестись онлайн-трансляция акции. В 21:00 жители города зажгут на окнах свечу в память жертвах политических репрессий.
В мемориальном комплексе "Медное" сегодня открылась выставка музея истории ГУЛАГа "Медное. Здесь жива память". Она посвящена репрессиям в годы сталинской власти в 1920-30-е годы. Выставка также рассказывает, как проходили процессы реабилитации репрессированных и как сохраняется в России сегодня память о жертвах террора.