19 Апреля 24, 01:30
Новости, Общество
07 Октября 2020, 12:43

С мечтою о море: НЕдоступная среда для слабовидящих и незрячих жителей Твери

Мечта о море - это заветное желание Костика Кулькова, инвалида по зрению. Он не тотально слепой, но мир видит только при свете дня и цветными пятнами. Но Костя не унывает, работает в храме, ездит по городу и остаётся очень позитивным и добрым парнем. Правда, каждый раз выход на улицу - это испытание. Потому что практически нет в Твери доступной среды для незрячих. Но решить вопрос можно - это несложно и не требует больших затрат. Требует лишь понимания и стремления помочь слепым людям раздвинуть пространство квартирного четырёхстенья.

Думается, каждый человек когда-нибудь да и задумывался над тем, как живут слепые люди. Инвалидность по зрению не значит заключение в четырёх стенах. Не должно значить! Но в Твери незрячие и слабовидящие горожане - действительно в группе с очень ограниченными возможностями. Корреспондент ТИА встретилась с инвалидом по зрению Константином Кульковым и активистами НКО "Эксперт", чтобы узнать - с какими трудностями они ежедневно сталкиваются и главное, как можно им помочь.   

Мы договорились о встрече с Константином у кафедрального собора на ул. Спартака. Как раз закончилась утренняя служба, а Костя подрабатывает в храме – помогает священнику во время богослужений. Потом в разговоре он скажет, что вырос в верующей семье, даже окончил православную тверскую школу им. Тихона Задонского. Я пришла минут на десять раньше назначенного времени. Людей на территории монастыря практически не было, но Костя уже ждал меня у входа в храм, обернувшись на звук шагов. Мы пошли к лавочке, чтобы побеседовать. Костя уверенно шёл по знакомой ему местности. Глядя на него и не скажешь, что он практически ничего не видит. И хотя у него есть трость, он до последнего не хочет её использовать.

Константин – инвалид по зрению 1 группы, но не тотально слепой и не слепой с рождения. Уже в школьном возрасте его зрение начало катастрофически падать, к тому же у парня есть несколько серьёзных глазных заболеваний, что в конечном итоге и привело практически к слепоте.

– Это генетика, у меня у мамы такие же проблемы, хотя она видит немного лучше, чем я.

Мир предстаёт перед Костей просто огромными цветными размытыми пятнами. И то лишь при свете дня – в сумерки у него в глазах темнота, а про ночь и говорить нечего. Мы сели на лавочку.

– Я вашего лица не вижу, совсем, только белое пятно.

– А как же вы по городу передвигаетесь?

– Только по нескольким знакомым мне маршрутам. В Твери есть немного светофоров с звуковыми сигналами. Если их нет, то я ориентируюсь на людей, чтобы перейти дорогу. Я же чувствую и слышу, когда толпа начинает переходить по пешеходному переходу, иду вместе с ними. И на автобусах езжу.

Костя с мамой живут в микрорайоне "Южный". Маршрутов у них несколько: в храм, в библиотеку для слепых на ул. Чайковского, а также в местную поликлинику, магазин и аптеку около дома. Вот, пожалуй, и всё.

– У меня друг есть, он в Москву часто ездит. Он незрячий, но в метро и на вокзале ориентируется просто великолепно. Он маршрут весь просчитал и запомнил, знает даже какое количество шагов надо сделать и у какой колоны остановиться на станции в метро, чтобы зайти в поезд. Но это редкость, таких знакомых у меня больше нет.

Костя может видеть и читать буквы и знаки, но очень большого размера. Если надо прочитать какой-то текст или документ на компьютере, то Костя копирует его в Word, а затем увеличивает масштаб. По его словам, он учился читать по шрифту Брайля, но так как использовал его редко, то сейчас навык практически утерян.

Работа в храме – не только по велению души, но и возможность хотя бы немного заработать денег к своей пенсии. Ведь незрячему или слабовидящему человеку устроиться на работу практически нереально. Исключения есть, но это единицы. После окончания школы Костя проработал пару лет на тверском предприятии ВОС, но потом ушёл, так как оно почти остановилось.

В разговоре с Костей начинаешь понимать, насколько ограничен окружающий мир для почти незрячего человека: так много деталей и мелочей, о которых даже никогда не задумываешься. Вот, скажем, дверь в аптеку красного цвета и ручка на ней такая же – для нас не проблема. А Костя такую ручку никак не увидит, будет искать её на ощупь. Или стеклянные двери, витрины и окна в магазинах: современный типовой дизайн для него сливается в одно непонятное пятно, никаких опознавательных знаков, где вход или выход. Или взять, к примеру, новые тверские автобусы: номер маршрута на электронном табло Костя не разглядит, при солнечном свете – тем более, всё сольётся в одно пятно.

– К тому же сейчас многие маршруты изменились. Вот раньше у маршрутных такси сбоку были большие таблички с указанием номера маршрута и перечислением основных остановочных пунктов. Я мог прочитать. Очень удобно было. А сейчас приходится обращаться к другим пассажирам, стоящим на остановке, чтобы узнать, какой номер автобуса подошёл.

Дома Костя ориентируется совершенно свободно, помогает маме по хозяйству, может приготовить что-то не очень сложное и даже почистить картошку – "только, глазки выковырять не смогу", говорит он. Любит слушать фильмы и аудиокниги, больше всего – исторические романы. А вот пойти в филармонию на концерт сам уже не сможет – нужен сопровождающий. В прошлом году Косте удалось побывать в Калининграде, в путешествие его взял с собой друг. А ещё есть мечта – съездить на море.

Константин Кульков дружит с активистами из НКО "Эксперт", исследователями доступной среды, слоган которых – "Вместе мы сделаем город доступнее. Присоединяйся!". Конечно, в первую очередь, речь идёт об инвалидах-колясочниках, хотя общественники также сотрудничают с Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих. С их помощью проходят все рейды по городу – кому как не людям с инвалидностью проверять на собственном опыте доступность среды. Для своих исследований эксперты выбирают социально-значимые места – кинотеатры, библиотеки, аптеки, спортивные и развлекательные комплексы, магазины, административные здания.

– Костя Кульков – очень позитивный человек, несмотря на такие серьёзные проблемы со зрением. Очень скромный, добрый, замечательный, с ним интересно работать, он всегда грамотно подходит к делу, даёт советы, – рассказывает руководитель исследовательского центра "Эксперт" Анастасия Савина.

Среди инвалидов по зрению есть тотально незрячие и слабовидящие, есть те, кто потерял зрение в более позднем возрасте, а есть, кто родился слепым. И, конечно, для людей из последней группы передвижение по городу, а тем более, по незнакомым местам, практически нереально. Для слабовидящих людей облегчить задачу могут несколько важных моментов.

Так, необходима контрастность указателей, вывесок, знаков, информационных табличек. При оформлении входных групп в здания и торговые центры (особенно, если двери и витрины стеклянные), транспорт и т.п., нужно делать маркировку ступеней. Причём все эти требования – какого цвета и размера должны быть таблички, где их нужно размещать – всё это прописано в ГОСТ и СП (свод правил) 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

– Не просто так таблички делают жёлто-красными или тактильную плитку на тротуарах кладут тоже жёлтого цвета. Это не просто прихоть. Это последние цвета в спектре, которые видит человек, теряющий зрение.

Также объекты соцкультбыта должны быть оснащены тактильными табличками со шрифтом Брайля, хотя следует признать, что на сегодняшний день далеко не все слабовидящие или незрячие ими пользуются и могут прочитать.

– Да, если ты с детства не обучен шрифту Брайля, то с возрастом им овладеть гораздо сложнее. Но на этот случай есть плоско-выпуклый шрифт, то есть на таблички наносят объёмные буквы. Хотя пожилому человеку будет непросто по нему сориентироваться. Идеальный вариант, когда все тактильные таблички имеют ещё и звуковое сопровождение. Тем более сейчас производитель тактильной продукции из Тверской области производит такие таблички. Это очень удобно – подошёл, нащупал и нажал кнопку, а далее прослушал информацию. В Твери пока такие технологии встречаются редко, – рассказывает Анастасия.

Ещё одна сложность – незрячему или слабовидящему человеку очень трудно пользоваться банкоматом или терминалом. Хорошо, если в офисе банка есть сотрудник, который может прийти на помощь. А если нет? Кнопки не адаптированы (не тактильные), звукового сопровождения иногда нет.

– Есть ещё одна реальная проблема, о которой мне рассказывают наши эксперты с ограниченными возможностями по зрению, – это беспризорные собаки. Особенно, если человек идёт с тростью, он может спровоцировать нападение. Было бы здорово, если бы наши производители встраивали в ту же самую трость какие-нибудь отпугивающие ультразвуковые устройства.

В Твери есть перекрёстки, оснащённые звуковыми светофорами, но, к сожалению, таких объектов стало меньше. Даже площадь Капошвара, называемая в народе "площадь Кошмаров", и та не имеет ни одного светофорного объекта с звуковым сигналом. Есть в городе и тактильная плитка на тротуарах. Однако, по словам Анастасии Савиной, зачастую выбрано неверное рифление.

– Определённый рисунок плитки или рифление предупреждает незрячего пешехода об определённой ситуации – опасность, которую ты можешь преодолеть, или непреодолимое препятствие. Каждый узор обозначает свою информацию. У нас в городе есть плитка с неверным узором, которую ещё и положили неправильно.

Исследователям из "Эксперта" удаётся вовлечь людей с ограниченными возможностями в различные мероприятия. Но их цель не только оценить уровень доступности объекта в целом, но и организовать досуг. Скажем, если ребята идут на исследование, то они обязательно смотрят фильм или играют в боулинг в развлекательном центре. Например, так было в РЦ "Слава", где прошли соревнования между тремя командами: колясочниками, людьми с нарушениями по зрению и по слуху. В них принимал участие и Константин Кульков. Хотя игра состоялась и все получили много позитива, развлекательный центр с точки зрения доступности среды исследователи всё-таки оценили на слабую "троечку". 

А пока активисты-исследователи доступной среды намерены вместе с Костей побывать в очередном рейде и протестировать новый социальный объект.

– Мы направили письмо от НКО в администрацию, чтобы транспортная компания всё-таки оснастила информационными табличками новые автобусы. В первую очередь те автобусы, которыми пользуется Костя – это всего два маршрута. А вообще, было бы здорово, если бы автобусы оснастили устройствами, как в Санкт-Петербурге: подъезжает он к остановке, двери открываются, и тут же из внешнего динамика объявляют номер автобуса и маршрут. Очень удобно!

Пока мы готовили материал, тверские автобусы уже начали оснащать маршрутными табличками

В материале использованы фото из личного архива Константина Кулькова и НКО "Эксперт".

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх