Для борьбы с мисселингом будут использовать КИДы
В первом полугодии этого года в Банк России поступило 78 жалоб от жителей Тверской области, которые столкнулись с навязыванием ненужных им услуг или мисселингом - подменой одного финансового продукта другим. Поэтому регулятор начинает внедрять ключевые информационные документы (КИД), которые позволят потребителям разобраться в банковских услугах.
Стать жертвой мисселинга можно, например, при обращении в банк.
- Вместо вклада в банке могут отрыть индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). В итоге вы становитесь не вкладчиком, а розничным инвестором. Конечно, вклад и ИИС как финансовые инструменты заставляют деньги "работать". Но в первом случае доходность, хоть и минимальная, гарантируется. Во втором – нет, и вы можете как приумножить средства, так и оказаться в убытке или вовсе потерять деньги при банкротстве компании, в чьи акции вложитесь. Кроме того, банковский вклад всегда застрахован, и даже если кредитная организация перестанет работать, государство вернет вам средства – до 1,4 млн рублей, - приводит пример мисселинга Николай Комаров, управляющий Отделением Тверь ГУ Банка России по ЦФО.
Причина подобных ситуаций - недостаточное информирование потребителя об особенностях и рисках приобретаемого продукта. Кроме того, нередко финансовые организации по-разному рассказывают клиенту об одних и тех же продуктах, используя специальную терминологию, что затрудняет выбор и мешает принять человеку обдуманное решение.
Центральный банк в этом году начинает внедрять новый инструмент – ключевой информационный документ (КИД), который позволит стандартизировать действия продавцов по информированию покупателей.
- КИД, по сути, - паспорт финансового продукта, в котором на 2-3 страницах, не мелким шрифтом, простым языком, без обилия финансовых и юридических терминов, изложена информация, - пояснил Николай Комаров.
Таким образом, потребитель сможет не только понять основные особенности того, что он приобретает, но и сравнить одинаковые продукты в разных финансовых организациях и сделать информированный выбор. При этом КИД не подменяет правила и условия договора, документ носит исключительно информационно-справочный характер.
Ещё жители региона могут в онлайн чате мобильного приложения "ЦБ онлайн" оперативно подать свой отзыв о финансовой организации или задать вопрос сотруднику Банка России, проверить информацию о финансовой организации и найти на карте ее ближайший офис.
Если ваши права в качестве потребителей финансовых услуг нарушены, можно обращаться в Банк России через интернет-приемную на официальном сайте www.cbr.ru или по телефону горячей линии 8-800-300-30-00.