24 Апреля 24, 11:44
Новости, Общество
22 Июня 2020, 10:21

Как полюбить чужого ребёнка: семья из Ржева воспитала 18 детей

В прихожей дома Барановых – огромный шкаф с одеждой, на полках внизу – стройные ряды разномастной обуви. Дети одеваются по очереди и не мешают друг другу – такой в семье установлен порядок. Барановы воспитали и продолжают воспитывать 18 детей, 16 из которых приёмные. Фраза из социальной рекламы "Чужих детей не бывает" стала для них смыслом жизни. В эту семью попадают дети, за плечами которых горе и беспробудное пьянство бывших горе-родителей.

*Интервью записано до пандемии коронавируса

Съемочную группу ТИА в доме встречают родители Марина и Николай и улыбчивые младшие дети – восьмилетний Паша, 11-летний Дима, 12-летний Кирилл, 13-летний Олег, 14-летняя Настя и 16-летний Сергей. Остальные выросли, покинули родительское гнездо и уже строят свои собственные семьи, дети в которых точно никогда не будут брошены.

В доме идеальная чистота. "Наверное, специально навели порядок перед нашим приездом?" – спрашиваем мы во время "экскурсии" по дому. Самый смелый – Паша – с честными глазами мотает головой: "Нет. Мы после ужина каждый свою комнату убираем. И посуду каждый за собой моет. Наша мама не служанка". 

Марина Александровна подтверждает, что в семье проблем с разбросанными игрушками нет. Дети с раннего возраста знают, что за собой нужно убирать, а мамины силы – беречь для любви.

Марина проводит нас в зал, садится на диван, дети рассаживаются рядом – кто на коленках у мамы, кто на полу, а кто обнимает папу.
Любовь у Марины и Николая та самая, что с первого взгляда. Супруги познакомились в 1987 году, когда им было по двадцать лет. Марина жила в деревне под Ржевом.

- Коля приехал в гости к другу к нам в деревню после армии. А я на тот момент рассталась с парнем и переживала – совсем не хотела выходить гулять. Пришли мои подружки и вытащили меня. В общей компании в тот вечер мы познакомились с Николаем и остались вместе на всю жизнь. Мы оба на тот момент уже работали: я - поваром, а Коля - на Краностроительном заводе слесарем-сборщиком. Сейчас я заведующая столовой, муж – охранник. А любовь наша с каждым днем только сильнее. 

Первый приемный ребенок появился у супругов из-за несчастья. В 2002 году умерла мама Марины Александровны, которая воспитывала её племянника Костю. Никого не спрашивая, ни с кем не посоветовавшись, Марина приняла решение забрать Костю к себе. Муж, не раздумывая, согласился. Мальчик рос вместе с сыновьями Барановых. Время шло, и когда кровным детям исполнилось 18 и они стали жить отдельно, Костя остался с приёмными родителями один. И загрустил. 

Всё началось с Юли

- Однажды я готовила ужин на кухне и услышала по радио, что в Московской области дети ждут усыновления или опеки. Я вообще не представляла, что такое может быть. Я бросила ужин, подошла к Косте и сказала: "Я знаю, что сейчас сделаю - я рожу тебе двух сестричек!". Костя позвонил старшим братьям и сказал, что мама что-то задумала. Они сразу же приехали, я объяснила: если сыновья согласны, то мы сможем помочь другим детям и взять их к себе на воспитание. Старшие дети поддержали меня, - со слезами на глазах рассказывает Марина. - Когда мой муж пришёл с работы, наш семейный совет уже все решил. Мы поехали в опеку, в нашем городском приюте нам предложили девочку Юлю. С неё всё и началось.

После первой приемной Юли дети появлялись в доме один за другим. Поначалу, признается Марина Александровна, брать детей из приюта было страшно – это же большая ответственность. Но то ли с детьми везло, то ли талант у Барановых Богом дан для воспитания – все шло довольно гладко. Сами дети практически все сразу же начинали называли родителей "мама" и "папа".

"У нас нет Марины Александровны. У нас есть мама"

- Почти все с порога начали называть нас папой и мамой. Сложно ли им было или нет, они нам ни разу не ответили на этот вопрос, - рассказала Марина. - У нас была девочка-инвалид, которая прожила с нами два года. Она очень любила кровную маму, которую лишили родительских прав. Ребёнок родился без ступни, её родители не следили за ней, и пришлось ампутировать ногу выше колен и сделать протез. Мы приняли ее в семью, чтобы помочь пройти реабилитацию, так в 16 лет она и попала к нам. Она называла меня Мариной Александровной. Как-то раз сын Дима был с ней на кухне и сказал: "У нас здесь нет никакой Марины Александровны, у нас есть мама". Я услышала это, вышла на кухню и сказала Диме, что так говорить нельзя. Ведь я понимала, что девочка уже большая и очень любит свою маму. А Дима всё равно, когда я вышла, крикнул девочке: "А я тебе сказал - у нас нет здесь Марины Александровны!". После этого случая она стала называть меня мамой.

Детей принимали в семью сразу же. Только некоторые из них сначала приезжали в гости, чтобы привыкнуть к обстановке. Старшие помогали новеньким влиться в семью – они все через это прошли. 

- Помню, что мне нужно было срочно на совещание, а тут звонят из опеки и просят приехать, забрать ребенка, от которого уже отказались приемные родители. Я приезжаю, хватаю ребенка, не подписывая документы, еду до дома, завожу его на порог со словами "Дети, получите и распишитесь" и уезжаю. Потом звоню мужу: "Коля, пока ты там работаешь, я родила тебе мальчика". А муж говорит: "Ты пошутила или как? Ты кого родила?", я в ответ: "Ещё сама не знаю подробностей, знаю, что зовут Серёжа, приезжай домой знакомиться с сыном!", - смеется Марина.

"Я не хочу домой - там пьяные мама и папа"

Однажды к семье пришла инспектор из соцзащиты, и на вопрос Барановых: "Как дела в приюте?" ответила: "Всё нормально, кроме одного – трехлетнему Димке Алексееву родителей не нашлось. Заказана путёвка в детский дом". Марина сомневалась, что сможет воспитать такого маленького мальчика – на тот момент у Барановых уже появились внуки. Но перспектива детского дома испугала:  

- Когда она произнесла, что заказана путёвка в детский дом, я ответила: "Только не это!". Вот так у нас Димочка и появился, - рассказывает Марина. - Когда мы приехали к Диме и спросили у него, хочет ли он домой, он испуганными глазами посмотрел на нас и сказал: "Нет! Там пьяные папа и мама!". Мы поняли, что нам непросто будет наладить с ним общение, потому что он не представляет, что семья может быть другой.

Целый месяц два раза в неделю Марина и Николай ездили с Димой к психологу на занятия. Они садились за стол втроем, Дима – между ними. В один момент мальчик сказал Марине: "Пойдём-ка мы с тобой поиграем в "Дочки-матери". "Может, в "Сыночка и маму?", - спросила Марина. Дима ответил: "Ну хорошо, в "Сыночка и маму". Он подвел Марину к столу, где стояла большая машина, посадил в нее фигурки папы, мамы и себя со словами: "Ну что, поехали домой?".

У Барановых уже была договоренность, что если мальчик сам изъявит желание, значит его сразу же забирают домой погостить. 

- Когда мы вошли в дом, Дима указывает на диван и говорит: "Вот здесь буду спать я". Потом поднялся на второй этаж, где комната, в которой еще тогда никто не жил, и говорит: "А потом я буду спать в этой комнате". После чего спустился по лестнице, как с горки, с фразой: "И вообще, я дома навсегда!".

Каролина

Были у Барановых и дети, у которых находились родные, готовые забрать их к себе. Расставаться с ними было очень сложно. Такая история произошла с девочкой Каролиной, вспоминает о ней Марина до сих пор со слезами. 

Каролина появилась в семье, когда старшая и первая приемная дочь Юля сказала родителям, что у неё осталась в приюте подруга – Каролина. И хорошо было бы ее взять к себе. Марина и Николай поехали и забрали девочку из приюта. Каролина очень полюбилась родителям, и в семье ей нравилось.

Но спустя некоторое время объявился дедушка, который увез ее Уфу. Он запретил общаться девочке с семьей и сломал сим-карту, чтобы они не смогли до нее дозвониться. Расставаться с ребенком было очень тяжело, говорит Марина, тем более, так – навсегда. До сих пор от Каролины нет никаких вестей. 

Это удивительно, но любви Марине и Николаю хватает на всех детей. Ко всем они относятся одинаково:

- Однажды мне позвонили с работы и сказали, что дома дерутся девчонки. Я удивилась, приехала домой, и правда дерутся, одна другой кричит: "А я всё равно сделаю так, чтобы мама любила меня больше". А я отвечаю: "Мама не будет любить кого-то больше. Мама будет всех одинаково любить". Даже если в глубине души кого-то я полюблю больше, ни один ребенок об этом не узнает. 

 "Мама – кнут, папа – пряник"

В глаза бросаются камеры в каждой комнате дома. Их Барановы установили, когда двое из старших детей подрались, но кто прав, а кто виноват, родители выяснить не смогли. Зато на камерах все видно. Марина признаётся, что записи уже давно не просматривались, ребята ведут себя нормально, зная, что "Большой брат" всегда следит за ними.

У каждого в семье есть компьютер. Телефоны – только у старших. У младших на запястье – "умные часы", в которые внесены номера телефонов родителей. С помощью этих часов мама отслеживает, где находятся дети – времена сейчас трудные. Далеко от дома отходить нельзя – Марине придёт сигнал-SOS. 

Гулять детям можно зимой до 7-8 часов вечера, а летом – до 9 часов. Ребятам не скучно проводить свободное время и у себя во дворе – благо там есть все для веселья – батуты, бассейн, турники, качели, фонтаны. А в скором времени здесь появится собственный крытый спортзал с тренажерами, который сейчас строит папа.

- В нашей семье я – кнут, а папа – пряник, - смеётся Марина. - Я спрашиваю учёбу, уборку, вещи, чтобы висели на своих местах, портфель, чтобы был собран, чтобы грязного белья нигде не валялось.

Быт многодетной семьи

Быт семьи Барановых почти ничем не отличается от быта обыкновенных семей, разве что готовить нужно в несколько раз больше, и дольше собирать в школу детей. 

Утром старшие сами готовят себе завтрак, младшим помогают родители. Большинство детей ходят все вместе в одну и ту же школу, а после учёбы обедают, отдыхают и приступают делать домашние задания. Справляться с уроками им помогают бабушка, которая живёт неподалёку, папа и мама, а также старшие братья и сёстры. 

- Учатся ребята слабовато, но все очень стараются, - признаётся Марина. - Я считаю, это не вина наших детей, а вина их бывших родителей. Но когда они получают двойки, мы, конечно, их ругаем.

Еду в доме готовят все взрослые – и папа, и бабушка, и мама. Запасов у семьи предостаточно – в кладовой стоит огромный, как в супермаркетах, холодильник с заморозкой.  Шкаф со вкусностями нам показывают сами дети – лазить туда без разрешения нельзя. Хоть и очень хочется. 

Кроме сладкого, дети очень любят бабушкины каши и просто обожают жареную картошку.

Каждый вечер – уборка и мытье полов. Каждый убирает свою комнату. Марина очень любит чистоту, к ней приучает и детей. В доме убираются абсолютно все: дети раскладывают на место игрушки, одежду, заправляют кровать, моют посуду и пол. 

- Я своим детям всё время говорю: "До моего прихода можете чудить, но когда я приду, в доме должен быть идеальный порядок". 

О традициях и доброте

В семье Барановых есть свои традиции. Они очень любят собраться все вместе, поставить самовар в беседке, разговаривать, пить чай и жарить шашлыки. Кстати, самоваров целых два – угольный и электрический. Кроме этого, семья любить и отдыхать на природе.

- Мы каждый год ездим летом на две ночи с палатками на Волгу. У нас для таких поездок есть микроавтобус. На море, конечно, не получается съездить, но в места поближе удаётся. Например, на зимних каникулах были в Ниловой пустыни, детям очень понравилось, и теперь они хотят ещё раз туда попасть. Ездили в Старицу по святым источникам Тверской области, на исток Волги и Днепра, - рассказывает Марина. - Если нам никуда не надо, мы участвуем в общественных делах. Дети выступают с различными номерами, придумываем которые мы все вместе.

У нас есть даже своё волонтёрское движение "Твори добро" при клубе замещающих семей "Неразлучные друзья". Раз в год мы проводим акцию "Белый цветок", делаем из бумаги цветы и собираем средства на лечение больных детей города Ржева – вместо билетов гости опускают деньги в специальную урну, а взамен получают белые цветы. Ещё мы организовывали концерты для жителей Дома престарелых, ездили выступать с детьми в Зубцовский детский дом, участвовали в фестивале замещающих семей "Поведай миру о счастливой семье" в 2016 году, ездили на всероссийскую ассамблею в Москву, два раза становились победителями областного конкурса "Семья года".

Мамино хобби

Несмотря на большую семью и работу, у мамы есть свободное время на хобби – она обожает делать бумажные цветы-светильники. На территории дома для этого выделена специальная беседка. 

- Увлечение родилось с благотворительной акции "Белый цветок". Посмотрела мастер-класс в интернете и сделала двести цветов, на второй год получилось пятьсот цветов, на третий уже тысячу. Мои друзья стали говорить, чтобы я пошла учиться и дальше развиваться. Я съездила на мастер-класс в Москву, выставила фотографии работ в интернете и мне предложили устроить выставку в нашем Клубе железнодорожников. Потом мои цветы приняли участие в "Бале цветов" в ДК "Пролетарка" в Твери. Сейчас я делаю ростовые цветы и светильники.

Дети маме помогают переносить поделки, а папа мастерит подставки для цветов. Как и у мамы, у ребят тоже есть свои увлечения: двое мальчиков ходят на бокс, один поет и танцует, еще двое ходят в спортзал и занимаются на турниках.

Пока мы два часа расспрашиваем Марину Александровну о жизни, никто не перебивает мамин рассказ. Мальчишки играют в лего и периодически залезают к маме на коленки – обняться. 

- Всё начинается сложно, к хорошему мы потом приходим. Самое главное – это любить детей. Понятное дело, что нервов и терпения время от времени не у всех хватает, и тоже самое у меня бывает. Но я понимаю, что люблю всех своих детей. Ругаю, но очень люблю, - говорит многодетная мама. 

Каждому ребёнку, даже уже покинувшему отчий дом, родители помогают – ремонтом, покупкой квартиры или дома, понянчиться с внуками. От государства семья Барановых получает пособия: каждому из детей – 12717 рублей, которые откладывают на будущее жилье, самим опекунам – по 2,5 тысячи рублей в месяц. Потому что приемная семья – это не про работу, это про любовь. 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх