https://tvernews.ru/news/259202

Эксперт рассказал, для чего нужны маски, если мы всё равно все переболеем

TIA, 04 Июня 2020, 13:07
, 21
<p>Художник: Владимир Орехов</p>

Официального масочного режима в Тверской области нет. Его ввели только в Кимрах из-за высокой заражённости коронавирусом. Остальным жителям региона настоятельно рекомендуют маски носить, но ответственности за отказ не предусматривается. Несмотря на все призывы, остаются люди, которые убеждены, что маски их не спасут и вообще бесполезны, а то и вовсе опасны. ТИА поговорило с проректором по лечебной работе ТГМУ Николаем Баженовым об индивидуальных средствах защиты.

Редакция ТИА продолжает работать удалённо, поэтому интервью состоялось по телефону. Узнав о теме беседы, Николай Баженов очень удивился – а что на эту тему можно ещё сказать? Но в процессе выяснилось, что очень многое. Первый вопрос, как ни странно, прозвучал с другой стороны соединения.

- Что такое риск? – спросил Николай Баженов, и почти сразу продолжил, - ладно, не буду вас мучить. Риск – это вероятность наступления того или иного события. Мы оцениваем свои риски. И когда мы носим маски, мы риски cнижаем.

Какие бывают маски?

Маски бывают двух типов: медицинские и немедицинские. Медицинские маски в большинстве своем - одноразовые. Мы знаем, что вирус COVID-19 передается воздушно-капельным путём. Самый простой эксперимент, который можно провести, чтобы понять насколько эффективна маска, - это налить в неё немножко воды. Медицинская маска не пропускает воду, многоразовая тканевая - протечёт.

Если мы говорим о воздушно- капельном пути передачи вируса и ключевое здесь слово "капельный", то, конечно, через такую маску многое проходит. И всё-таки даже тканевая маска защитит лучше, чем никакая. 

- Представьте, человек рядом с вами вдруг чихнул, если он будет без даже тканевой маски, на вас попадёт гораздо большее капель слизи, чем если бы он был в ней. И будет, соответственно, гораздо бОльшая вирусная нагрузка, - поясняет Николай Дмитриевич.

Для чего нужны маски?

От чего зависит заражение COVID-19? Есть два основных фактора: вирусная нагрузка (сколько вируса в вас попало) и ваше базовое состояние организма. Если человек с выраженным иммунодефицитом потрогает ручку в магазине, которую перед ним трогал человек с ковидом, и потом коснётся лица, он может заболеть. Здоровый человек от такого заболеть не должен. То есть здесь вирусная нагрузка минимальная. Если человеку чихнули в лицо, вирусная нагрузка большая, и тут, вероятно, даже человек с крепким здоровьем заболеет. 

- Поэтому, конечно, вирусную нагрузку маски снижают, любые. Медицинские СИЗ (эта аббревиатура прочно вошла в нашу жизнь, она обозначает средства индивидуальной защиты) эту нагрузку снижают если не к нулю, то к минимуму. Немедицинские маски не так эффективны, но лучше в таких, чем вообще без них. 

Кроме того, есть такое понятие как социальная ответственность. Это понимание того, что человек может быть заражённым коронавирусной инфекцией, переносить её очень легко, просто чувствовать усталость, например. 

- С ним ничего при этом не будет, потому что он молодой и здоровый, но при этом он может заразить пожилых и больных людей, после чего они тяжело заболеют и даже, возможно, погибнут. И это будет на его совести. Поэтому здесь важно понимание, что, нося маску, ты не только защищаешься сам, но и в большей мере защищаешь других.

Какая маска лучше?

Одноразовая маска защищает эффективнее, но многоразовая - лучше, чем одноразовая, которую носят 8 часов. Одноразовая за это время начнёт ворситься. Ворсинки будут раздражать дыхательные пути, и вы начнёте кашлять. Одноразовые маски нужно менять. 

- У нас была замечательная история в одном из медучреждений Твери. Это было ещё до всяких эпидемий. Они закупили разноцветные маски, и должны были их менять по времени: с 8 до 10 – красные, с 10 до 12 – зелёные, с 12 до 14 – синие и так далее. И если кто-то идёт в маске не того цвета, ему просто можно было напомнить, что он забыл её поменять.

Как носить маски?

Одноразовая маска - на то и одноразовая, что её не надо использовать дольше предусмотренного. Сейчас маска стоит от 20 рублей, примерно столько же стоят и перчатки. Несомненно, надевая маску и перчатки при посещении магазина, вы увеличиваете стоимость продуктовой корзины на 30-40 рублей, но, к сожалению, это необходимо.

- Два и четыре часа – это два якорных предела для одноразовых масок. Официально она защищает 4 часа, но мы знаем, что оптимально – два. И эти два можно проживать суммарно. Ты надел маску на 10 минут, пока в магазине, вышел и снял. Но здесь важный момент: ты не суёшь её грязными руками в карман, хватая за те места, которыми она прилегает к лицу. А аккуратно складываешь в какой-то чистый пакет или файл, и идёшь дальше. Потом также аккуратно достаёшь и надеваешь при необходимости. На улице маску носить не нужно, если ты гуляешь в парке или где-то, где нет или мало людей. Но важно соблюдать дистанцию 1,5-2 метра. По опыту могу сказать, что в нашем городе есть места, где это совсем не получается – это узкие переходы через мост, поэтому там я рекомендовал бы маску все-таки надевать.

Что касается ношения маски на подбородке и с отрытым носом - это малоэффективно. Когда вы говорите, изо рта какие-то капельки слюны вылетают. Но при этом из носа тоже слизь вылетает, вы же им дышите, хотя и в  минимальном количестве. В целом такое ношение маски тоже лучше, чем ничего.

И всё-таки даже при надетой маске для вируса есть лазейки: остаются отверстия сверху и снизу, потому что маска прилегает к лицу неплотно. Чем хорош респиратор? Сверху есть железочка, которую можно согнуть, чтобы он прилегал к носу. А снизу респиратор заходит за подбородок и плотно прилегает к лицу.

- На мой взгляд, когда человек заражается в маске, это происходит не потому, что вирус проходит через маску. А именно потому, что она неплотно прилегает. Маска защищает от прямого нападения, но от нападения "коварного" она не защищает.

Важно - не трогать лицо руками! Среднестатистический человек за день около 90 раз трогает своё лицо. Не надо трогать лицо и не надо касаться тех части маски, которые прилегают к лицу.

Мы всё равно все переболеем?

- Этот вопрос очень сложный, трудный, и пока на него нет чёткого ответа. С тем, что мы всё равно все переболеем, наверное, я соглашусь. Но здесь вопрос стойкости и напряжённости иммунитета.

- Мы знаем, что у человека, встретившегося с вирусом, вырабатывается иммунитет. Мы знаем, что у многих людей, переболевших в субклинической форме (без проявлений), полноценного иммунитета не вырабатывается. Мы очень мало пока об этом знаем. Нам надо понять: у кого вырабатывается иммунитет, насколько он стоек. И если окажется, что мы все переболеем и 80% из нас переболеют в субклинической форме, то это будет громадный подарок человечеству.

Если не останется иммунитета, то мы будем так болеть снова и снова, пока в широкое применение не войдет вакцинация. При этом надо понимать, что процесс создания и испытания вакцины долгий и, по крайней мере, в этом году, на мой взгляд, рассчитывать на появление эффективной и безопасной вакцины не стоит.

Мы знаем о наличии иммунитета. Знаем, что определённый титр количества антител свидетельствует о наступлении иммунитета. Но мы пока не знаем о его стойкости. Для такого исследования нужен как минимум двукратный анализ на антитела, с промежутком времени между ними, - говорит Николай Баженов.

Можно ли защититься от коронавируса оксолиновой мазью?

Мы живём в эпоху доказательной медицины. То есть, чтобы определить эффективность или неэффективность любого воздействия на человеческий организм, надо провести клиническое исследование. Надо набрать достаточно большое количество людей, применяющих оксолиновую мазь, и такое же количество людей, с таким же состоянием здоровья, которые эту оксолиновую мазь не применяют. Это надо сделать в разных местах планеты, чтобы исследование было многоцентровым. Чтобы оно было плацебо контролируемым, нужно чтобы кто-то из пациентов получал оксолиновую мазь, а кто-то простой вазелин. При этом важным фактором является отсутствие информации как у врача-исследователя, так и у пациента, участвующего в исследовании о том, что он получает. После этого отслеживают всех пациентов – кто из них заболел, кто защитился.

- В отношении оксолиновой мази таких исследований не проводилось, по крайней мере, мне они не известны. То есть, когда мы говорим про оксолиновую мазь, я говорю, что, вероятнее всего, хуже от неё не будет. Но назначать эту мазь я бы никому не стал. Оксолиновая мазь стоит копейки. Пусть человек намажет ей нос, если ему от этого станет легче.

Какие санитайзеры эффективнее?

Есть санитайзеры на основе хлоргексидина, есть – на основе спирта. Пока свою абсолютную эффективность доказал санитайзер на основе 70% спирта. И ничего другого. 

- К хлоргексидину я отношусь с большим уважением, он хорошо убивает бактерии, им можно полоскать рот при ангине, например. Но в отношении COVID-19 свою эффективность доказал только 70% спирт. 

И опять повторюсь, ковид передаётся воздушно-капельным путём. Если вы что-то потрогали с вирусом, он через кожу в вас не попадёт. Нужно его перенести на слизистые. То есть вам надо поковыряться в носу, облизать палец, почесать глаз. Значит, нужно обработать руки санитайзером или вымыть горячей водой с мылом. В рекомендациях звучит - 70°С температура воды. Мы советуем сотрудникам и пациентам использовать воду комфортной температуры, а не ошпаривать – это ни к чему. Также абсолютно не обязательно применение антибактериального мыла, простое справится не хуже.

 

Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (21)


  • 13:43 04 Июня 2020
    9 0
    Очень толковая статья

    • 14:24 04 Июня 2020
      0 0
      Да. Четко, по делу, без всякого рудозвонства. Редко к сожалению по теме Ковида на страницах СМИ появляется что-то дельное.

  • 13:46 04 Июня 2020
    1 0
    Ну и где же те 700 тысяч руденинских масок которые так и не раздали добровольцы? Куда-то пропали? Может их кто-то украл? Или их и не было? Наверное Руденя в своем выступлении просто округлил 300 тысяч до миллиона...

    • 14:08 04 Июня 2020
      1 0
      Одна у меня в машине. Но сильно на них я бы не рассчитывал, у моей при первом одевании выскочила верёвка...

      • 15:58 04 Июня 2020
        3 0
        нефиг было такую ряху наедать

    • 14:13 04 Июня 2020
      1 0
      Какая-то часть точно была, 1 раз жена взяла штуки 3 или 4, второй раз уже всей семьей на Речном по маске на человека брали. Про 700 тысяч или лям он может и загнул, но какую-то часть раздавали.

  • 13:54 04 Июня 2020
    0 0
    На первой картинке у чувака слева маска очень хорошо зарекомендовала себя в свое время. Почему над ней крестик?

  • 13:57 04 Июня 2020
    0 0
    Ну вот, а я пользовалась санитайзер с хлоргексидином. На нем написано, убивает 99. 9 % вирусов и бактерий, в аптеке меня уговорили взять именно такой...

    • 15:57 04 Июня 2020
      0 0
      "проведи стерильной палочкой под ободком унитаза"

  • 14:12 04 Июня 2020
    3 0
    А вот вчера https://lenta.ru/news/2020/06/03/spirit/ рекомендовали полоскать горло 70% спиртом. Почему об этом умолчал эксперт?

  • 14:23 04 Июня 2020
    1 0
    Ключевое слово - мы все переболеем.
    Дальше каждый выбирает сам, когда.
    Если на пенсии, можно ещё сидеть дома некоторое время.
    Если нет пенсии надо работать, потому как кушать хочется.

  • 15:01 04 Июня 2020
    0 0
    И-и-г-о-о-р-ь!

  • 15:55 04 Июня 2020
    1 0
    Да, сдает Баженов.
    "чтобы понять – насколько эффективна маска, - это налить в неё немножко воды"
    - это он сказал?

  • 16:51 04 Июня 2020
    1 0
    Советы уровня выпускника курсов санпросветработы. Чтобы такое изречь, совсем не обязательно быть проректором по лечебной работе. Достаточно быть проректором по АХЧ.

    • 17:13 04 Июня 2020
      0 0
      Не допустим охального огуивания. В статье не особо наглядно слова интервьюируемого отделены от мнения редколлегии. Может Баженов и не говорил такой ереси, или говорил, но в ином контексте. Или покалечила его битва с Чичановской, раны, контузии...

    • 17:21 04 Июня 2020
      0 0
      "Оксолиновая мазь стоит копейки. Пусть человек намажет ей нос, если ему от этого станет легче." Думаю, даже у завхоза хватило бы ума этого не делать. Коля наверное теоретик. Надо его отравить на ТВЗ к работникам закрытых цехов, чтоб на практике ему рассказали, как им стало легше.

      • 18:09 04 Июня 2020
        0 0
        Коля хороший кардиолог, да и вообще мозгом не обделен. Не понимаю, как он мог такого наговорить.

        • 18:30 04 Июня 2020
          0 0
          Так то он пытался схитрить "- В отношении оксолиновой мази таких исследований не проводилось, по крайней мере, мне они не известны." Но правильнее было бы сказать: "Мне неизвестно об исследованиях по поводу оксалиновой мази, но я думаю, что хуже от нее не будет."
          Поэтому меня можно назначать депутатом, а его нельзя, спалится.

  • 18:32 04 Июня 2020
    1 0
    Статья хорошая, читается легко, не раздражает замыленными казенными фразами.
    Респект автору за грамотность.
    Про пользу полученной околомедицинской информации судить не могу, этим здесь Хортон занимается.

  • 22:00 04 Июня 2020
    0 0
    "Риск – это вероятность наступления того или иного события"
    - Так выпьем же за кибернетиков!

  • 22:51 04 Июня 2020
    1 1
    Ни разу он не эксперт.
    От маски только вред

вверх