Эксперт рассказал, для чего нужны маски, если мы всё равно все переболеем
Официального масочного режима в Тверской области нет. Его ввели только в Кимрах из-за высокой заражённости коронавирусом. Остальным жителям региона настоятельно рекомендуют маски носить, но ответственности за отказ не предусматривается. Несмотря на все призывы, остаются люди, которые убеждены, что маски их не спасут и вообще бесполезны, а то и вовсе опасны. ТИА поговорило с проректором по лечебной работе ТГМУ Николаем Баженовым об индивидуальных средствах защиты.
Редакция ТИА продолжает работать удалённо, поэтому интервью состоялось по телефону. Узнав о теме беседы, Николай Баженов очень удивился – а что на эту тему можно ещё сказать? Но в процессе выяснилось, что очень многое. Первый вопрос, как ни странно, прозвучал с другой стороны соединения.
- Что такое риск? – спросил Николай Баженов, и почти сразу продолжил, - ладно, не буду вас мучить. Риск – это вероятность наступления того или иного события. Мы оцениваем свои риски. И когда мы носим маски, мы риски cнижаем.
Какие бывают маски?
Маски бывают двух типов: медицинские и немедицинские. Медицинские маски в большинстве своем - одноразовые. Мы знаем, что вирус COVID-19 передается воздушно-капельным путём. Самый простой эксперимент, который можно провести, чтобы понять насколько эффективна маска, - это налить в неё немножко воды. Медицинская маска не пропускает воду, многоразовая тканевая - протечёт.
Если мы говорим о воздушно- капельном пути передачи вируса и ключевое здесь слово "капельный", то, конечно, через такую маску многое проходит. И всё-таки даже тканевая маска защитит лучше, чем никакая.
- Представьте, человек рядом с вами вдруг чихнул, если он будет без даже тканевой маски, на вас попадёт гораздо большее капель слизи, чем если бы он был в ней. И будет, соответственно, гораздо бОльшая вирусная нагрузка, - поясняет Николай Дмитриевич.
Для чего нужны маски?
От чего зависит заражение COVID-19? Есть два основных фактора: вирусная нагрузка (сколько вируса в вас попало) и ваше базовое состояние организма. Если человек с выраженным иммунодефицитом потрогает ручку в магазине, которую перед ним трогал человек с ковидом, и потом коснётся лица, он может заболеть. Здоровый человек от такого заболеть не должен. То есть здесь вирусная нагрузка минимальная. Если человеку чихнули в лицо, вирусная нагрузка большая, и тут, вероятно, даже человек с крепким здоровьем заболеет.
- Поэтому, конечно, вирусную нагрузку маски снижают, любые. Медицинские СИЗ (эта аббревиатура прочно вошла в нашу жизнь, она обозначает средства индивидуальной защиты) эту нагрузку снижают если не к нулю, то к минимуму. Немедицинские маски не так эффективны, но лучше в таких, чем вообще без них.
Кроме того, есть такое понятие как социальная ответственность. Это понимание того, что человек может быть заражённым коронавирусной инфекцией, переносить её очень легко, просто чувствовать усталость, например.
- С ним ничего при этом не будет, потому что он молодой и здоровый, но при этом он может заразить пожилых и больных людей, после чего они тяжело заболеют и даже, возможно, погибнут. И это будет на его совести. Поэтому здесь важно понимание, что, нося маску, ты не только защищаешься сам, но и в большей мере защищаешь других.
Какая маска лучше?
Одноразовая маска защищает эффективнее, но многоразовая - лучше, чем одноразовая, которую носят 8 часов. Одноразовая за это время начнёт ворситься. Ворсинки будут раздражать дыхательные пути, и вы начнёте кашлять. Одноразовые маски нужно менять.
- У нас была замечательная история в одном из медучреждений Твери. Это было ещё до всяких эпидемий. Они закупили разноцветные маски, и должны были их менять по времени: с 8 до 10 – красные, с 10 до 12 – зелёные, с 12 до 14 – синие и так далее. И если кто-то идёт в маске не того цвета, ему просто можно было напомнить, что он забыл её поменять.
Как носить маски?
Одноразовая маска - на то и одноразовая, что её не надо использовать дольше предусмотренного. Сейчас маска стоит от 20 рублей, примерно столько же стоят и перчатки. Несомненно, надевая маску и перчатки при посещении магазина, вы увеличиваете стоимость продуктовой корзины на 30-40 рублей, но, к сожалению, это необходимо.
- Два и четыре часа – это два якорных предела для одноразовых масок. Официально она защищает 4 часа, но мы знаем, что оптимально – два. И эти два можно проживать суммарно. Ты надел маску на 10 минут, пока в магазине, вышел и снял. Но здесь важный момент: ты не суёшь её грязными руками в карман, хватая за те места, которыми она прилегает к лицу. А аккуратно складываешь в какой-то чистый пакет или файл, и идёшь дальше. Потом также аккуратно достаёшь и надеваешь при необходимости. На улице маску носить не нужно, если ты гуляешь в парке или где-то, где нет или мало людей. Но важно соблюдать дистанцию 1,5-2 метра. По опыту могу сказать, что в нашем городе есть места, где это совсем не получается – это узкие переходы через мост, поэтому там я рекомендовал бы маску все-таки надевать.
Что касается ношения маски на подбородке и с отрытым носом - это малоэффективно. Когда вы говорите, изо рта какие-то капельки слюны вылетают. Но при этом из носа тоже слизь вылетает, вы же им дышите, хотя и в минимальном количестве. В целом такое ношение маски тоже лучше, чем ничего.
И всё-таки даже при надетой маске для вируса есть лазейки: остаются отверстия сверху и снизу, потому что маска прилегает к лицу неплотно. Чем хорош респиратор? Сверху есть железочка, которую можно согнуть, чтобы он прилегал к носу. А снизу респиратор заходит за подбородок и плотно прилегает к лицу.
- На мой взгляд, когда человек заражается в маске, это происходит не потому, что вирус проходит через маску. А именно потому, что она неплотно прилегает. Маска защищает от прямого нападения, но от нападения "коварного" она не защищает.
Важно - не трогать лицо руками! Среднестатистический человек за день около 90 раз трогает своё лицо. Не надо трогать лицо и не надо касаться тех части маски, которые прилегают к лицу.
Мы всё равно все переболеем?
- Этот вопрос очень сложный, трудный, и пока на него нет чёткого ответа. С тем, что мы всё равно все переболеем, наверное, я соглашусь. Но здесь вопрос стойкости и напряжённости иммунитета.
- Мы знаем, что у человека, встретившегося с вирусом, вырабатывается иммунитет. Мы знаем, что у многих людей, переболевших в субклинической форме (без проявлений), полноценного иммунитета не вырабатывается. Мы очень мало пока об этом знаем. Нам надо понять: у кого вырабатывается иммунитет, насколько он стоек. И если окажется, что мы все переболеем и 80% из нас переболеют в субклинической форме, то это будет громадный подарок человечеству.
Если не останется иммунитета, то мы будем так болеть снова и снова, пока в широкое применение не войдет вакцинация. При этом надо понимать, что процесс создания и испытания вакцины долгий и, по крайней мере, в этом году, на мой взгляд, рассчитывать на появление эффективной и безопасной вакцины не стоит.
Мы знаем о наличии иммунитета. Знаем, что определённый титр количества антител свидетельствует о наступлении иммунитета. Но мы пока не знаем о его стойкости. Для такого исследования нужен как минимум двукратный анализ на антитела, с промежутком времени между ними, - говорит Николай Баженов.
Можно ли защититься от коронавируса оксолиновой мазью?
Мы живём в эпоху доказательной медицины. То есть, чтобы определить эффективность или неэффективность любого воздействия на человеческий организм, надо провести клиническое исследование. Надо набрать достаточно большое количество людей, применяющих оксолиновую мазь, и такое же количество людей, с таким же состоянием здоровья, которые эту оксолиновую мазь не применяют. Это надо сделать в разных местах планеты, чтобы исследование было многоцентровым. Чтобы оно было плацебо контролируемым, нужно чтобы кто-то из пациентов получал оксолиновую мазь, а кто-то простой вазелин. При этом важным фактором является отсутствие информации как у врача-исследователя, так и у пациента, участвующего в исследовании о том, что он получает. После этого отслеживают всех пациентов – кто из них заболел, кто защитился.
- В отношении оксолиновой мази таких исследований не проводилось, по крайней мере, мне они не известны. То есть, когда мы говорим про оксолиновую мазь, я говорю, что, вероятнее всего, хуже от неё не будет. Но назначать эту мазь я бы никому не стал. Оксолиновая мазь стоит копейки. Пусть человек намажет ей нос, если ему от этого станет легче.
Какие санитайзеры эффективнее?
Есть санитайзеры на основе хлоргексидина, есть – на основе спирта. Пока свою абсолютную эффективность доказал санитайзер на основе 70% спирта. И ничего другого.
- К хлоргексидину я отношусь с большим уважением, он хорошо убивает бактерии, им можно полоскать рот при ангине, например. Но в отношении COVID-19 свою эффективность доказал только 70% спирт.
И опять повторюсь, ковид передаётся воздушно-капельным путём. Если вы что-то потрогали с вирусом, он через кожу в вас не попадёт. Нужно его перенести на слизистые. То есть вам надо поковыряться в носу, облизать палец, почесать глаз. Значит, нужно обработать руки санитайзером или вымыть горячей водой с мылом. В рекомендациях звучит - 70°С температура воды. Мы советуем сотрудникам и пациентам использовать воду комфортной температуры, а не ошпаривать – это ни к чему. Также абсолютно не обязательно применение антибактериального мыла, простое справится не хуже.