Ведущие вузы Тверской области рассказали о дистанционном обучении
Из-за серьезной ситуации с распространением COVID-19 образовательные учреждения России впервые полностью перешли на онлайн-обучение. Для кого-то процесс перехода прошел довольно просто, другим, чье обучение связано с постоянной практикой, оказалось сложнее.
Как организовано обучение студентов в новой реальности, какие инструменты для этого используются и ждать ли абитуриентам 2020-го года онлайн-экзаменов, а выпускникам – виртуальной защиты, рассказали представители ведущих тверских вузов – ТвГТУ и ТГМУ.
Тверской государственный технический университет перешел на "удалёнку" одним из первых – 16 марта. К организации процесса дистанционного образования в вузе подошли основательно.
Как рассказал начальник Управления информационных ресурсов и технологий ТвГТУ Владимир Иванов, задействованы практически все информационно-коммуникативные технологии, информация о них размещена на сайте и оперативно обновляется. Круглосуточно работает корпоративная сеть с выходом в Интернет из всех корпусов университета, запущены два сервера, где размещены базы данных, web-ресурсы и программное обеспечение.
"К сожалению, случаются и хакерские атаки, но мы ведем круглосуточный мониторинг для быстрой реакции на них. Проанализируем первый месяц работы в новой реальности и примем дополнительные меры для защиты и производительности нашей техники", - рассказал Владимир Иванов.
Интенсивность взаимодействия преподавателей и студентов в системе электронного обучения ТвГТУ возросла в 3-4 раза. Около двухсот электронных учебных курсов по различным дисциплинам были задействованы в учебном процессе перед началом эпидемии COVID-19, сейчас ежедневно запускаются по 2-4 новых электронных курса.
Студенты и преподаватели имеют доступ к электронным библиотекам и системам проведения видеоконференций и вебинаров. Также в обучении используются группы и чаты в соцсетях и мессенджерах, электронные почты и каналы в YouTube. Основной проблемой дистанционного обучения Владимир Иванов называет недостаточную унификацию технологии и методики организации онлайн-занятий.
Студентам новая форма обучения нравится из-за ее удобства, но всем хочется реального общения и поскорее прийти в университет, говорит Александр Иванников, проректор по воспитательной и социальной работе ТвГТУ: "В целом оценка того, как проходит обучение в онлайн-режиме, позитивная, но, конечно, студенты отмечают, что личный контакт с преподавателем, выполнение лабораторных и практических работ на реальных установках намного эффективнее и нужнее для качественного обучения. Однако понимание со студентами достигнуто, мы делаем общее дело - бережем себя и близких".
Руководители творческих объединений ТвГТУ тоже перешли на онлайн-формат. Мастер-классы, экскурсии по музеям и Студвесна теперь проходят удалённо. В реальной жизни студенты вуза присоединились к работе волонтерского штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией.
Медицинские вузы перешли на дистанционное обучение в последнюю очередь. В том числе и Тверской государственный медицинский университет. Обучение медицине всегда практико-ориентированное, и учить студента-медика только по книгам невозможно. Тем не менее, процесс перехода прошел в штатном режиме, рассказали в вузе.
"Большим преимуществом университета в новой ситуации оказалось наличие уже опробованной платформы для дистанционного обучения Moodle. Ряд кафедр имели учебные и контрольные материалы на этой платформе, другим пришлось "подтягиваться на ходу", - говорит Ирина Колесникова, проректор по учебной и воспитательной работе ТГМУ.
Образовательный процесс в медицинском университете организован также с помощью платформы Zoom, электронной почты и мессенджеров. Некоторым преподавателям пришлось осваивать новые технологии налету, студентам – по-новому организовывать свое учебное время и себя, деканатам – обеспечивать взаимодействие между ними.
"Для медицинского вуза дополнительная сложность заключается в том, что многие студенты и преподаватели работают сегодня волонтерами: отвечают на звонки по "горячей линии", участвуют в обеспечении продуктами и лекарствами пожилых и маломобильных тверичан (акция "Мы вместе"), а также выходят на работу в качестве врачей и среднего медперсонала, в том числе, в больницах, перепрофилированных под инфекционные стационары", - рассказали в вузе.
Впрочем, студентам новая "дистанционная" реальность понравилась – это большая самостоятельность в выборе времени и способа обучения. Каждый решает сам, когда и в каком порядке учиться. Лекции нового формата представляют собой конспект, перемежающийся вопросами в тестовой форме. Пока не ответишь – дальше не пройдешь.
"Минус один - не удастся поспать, как на обычной лекции", - шутят студенты.
Для многих преподавателей дистанционка стала "педагогическим вызовом", возможностью разнообразить материал и контроль его освоения. В ТГМУ рассказали, что все медицинские вузы страны сплотились и делятся своими наработками, размещая их в свободном доступе.
Многопрофильный аккредитационно-симуляционный центр университета, где проходили практические занятия, пустует, нет студентов и в больницах. Увы, сейчас это небезопасно для всех.
Что касается вопросов поступления в вузы и виртуальной защиты выпускных квалификационных работ, то ряд решений по ним уже принят или будет принят в ближайшее время. Минобрнауки России предписывает проводить приемную кампанию онлайн.